Заумь
ЗАУМЬ - заумный язык, заумная поэзия. З. Явилась одним из основных творческих принципов русского кубофутуризма (см. «Футуризм»). В «Декларации заумного языка» («Заумники», Баку, 1922) Хлебников, Петников и Крученых так определяли сущность З. «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком. Но и личным. И языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным. Общий язык связывает, свободный - позволяет выразиться полнее (пример. -го оснег кайд, и т. Д.). З. Пробуждает и дает свободу творческой фантазии, не оскорбляя ее ничем конкретным». З. Так. Обр. Представляется или сочетанием звуков, не имеющих значения («убещур», «скум» и прочие - Крученых) или таковых же слов:«Захурдычивая в жордубтуПо зубарам сыпь дурбинуштом.Расхлыбасть твою да в морду туРазмордачай в бурд рябинушшом» (Каменский).Поскольку из заумного слова устранялось значение, постольку задача поэзии сводилась к созданию новых звуковых построений, подобных приведенным, что определяло значение З.
В поэтике кубофутуризма. В лит-ом плане З. Являлась своеобразной реакцией в защиту «самовитого слова» против того подчиненного значения, к-рое имело слово в поэтике символизма , где оно играло лишь подсобную роль в создании символа и где поэтическая лексика чрезвычайно резко была оттраничена от словаря разговорной речи. Уже акмеизм значительно раздвинул свои словарные границы (ср. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки» - Ахматова. «Неожиданный и смелый женский голос в телефоне» - Гумилев), еще дальше шел эгофутуризм («Это было на концерте в медицинском институте, Ты сидела в вестибюле за продажею афиш» - И. Северянин). Не удовлетворяясь включением в поэтический словарь разговорного яз., кубофутуризм еще более расширял его лексические и звуковые возможности, идя по двум линиям.
Первая линия - создание новых слов из старых корней (в этом случае значение слова сохранялось), как у Хлебникова, Каменского и др. Могатырь, могач, земеса, творяне, петер и т. Д. Поскольку слово выдвигалось на первый план, постольку переоценивались и его элементы, к-рым придавалось самостоятельное значение, - отсюда вторая линия, представленная Крученых, т. Е. Именно З. - создание новых звуковых комплексов, лишенных значения, - доводившая этот процесс возвращения слову его «прав» до абсурда. В богемной среде деклассировавшейся буржуазии, служившей базой для кубофутуризма, деградация давала своеобразное ответвление - крайний индивидуализм наряду с чрезвычайно слабо развитыми социальными связями - и вела к созданию З., т.
Е. Исключительно индивидуалистического яз. Принципиально отличны от З. Различные звуковые построения, также не имеющие значения, но играющие ту или иную композиционную роль - припева и т. П., напр. У Сумарокова - «Хор ко гордости»:«Гордость и тщеславие выдумал бес,Шерин да берин лис тра фа,Фар, фар, фар, фар люди ер арцы» и т. Д.,воспроизводящие то или иное звучание чужого яз., и т. П. (напр. У Л. Толстого разговор русских и французских солдат в «Севастопольских рассказах», у И. Сельвинского «Пролог» в «Пушторге» и цыганские стихи, у Л. Леонова «Туатамур» и т. П.), поскольку самая бессмысленность их имеет уже определенное смысловое значение. Точно так же не могут быть отнесены к З. Бессмысленные песни религиозных сект («Рентре, фентре, ренте, финтри, фунт»), воспроизводящие «божественный» яз.
И опять-таки, следовательно, осмысленные (см. «Стилистика лингвистическая»). З. - результат попыток создать индивидуалистический яз., попыток, основанных на глубоком непонимании социальной сущности языкового явления.Библиография. Арватов Б., Речетворчество (По поводу заумной поэзии), «Леф», 1923, II. Малахов С., Заумники, «На лит-ом посту», 1926, VII-VIII. См. Также лит-ру об А. Крученых и др. Представителях заумной поэзии.
Дополнительный поиск Заумь
На нашем сайте Вы найдете значение "Заумь" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заумь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 5 символа