Зелинский Ф. Ф.
ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич (1859-) - фиололог-классик, бывш. Профессор С.-Петербургского университета, в настоящее время - профессор в Варшаве и член Краковской академии наук, по национальности поляк. Филологическое образование получил в Лейпцигском университете. Разносторонний исследователь античной литературы и религии, З. Сделал ряд ценных открытий в области науки о древности, нередко пролагая при этом новые пути, особенно в разработке проблем античной литературной техники. Так, Зелинский установил структуру древнеаттической комедии («О синтагмах в древнегреческой комедии», СПБ., 1893. «О дорийском и ионийском стилях в древней аттической комедии», СПБ., 1885. «Die Gliederung d. Altattischen Komodie», Leipzig, 1885, и др.), сделал оригинальные наблюдения над повествовательной техникой гомеровского эпоса («Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады», Сб.
В честь Ф. Е. Корша, М., 1896. «Старые и новые пути в гомеровском вопросе», «ЖМНП», 1900, кн. 5), дал метод восстановления утерянных греческих трагедий путем вскрытия рудиментарных мотивов в трагедиях более поздних авторов («Рудиментарные мотивы в античной трагедии», Сборник в честь Э. Р. Ф. Штерна, Одесса, 1912. «Tragodumenon libri tres», Краков, 1925, ср. Также введения к переводам трагедий Софокла и Еврипида), кропотливые исследования в области ритмики латинской художественной прозы («Das Clauselgesetz in Ciceros Reden», «Philol. Suppl», IX, 1904. «Der constructive Rhythmus in Ciceros Reden», «Philol. Suppl.», XIII, 1913, и мн. Др.). Ему же принадлежит выдающийся труд о значении Цицерона в истории европейской культуры («Cicero im Wandel d.
Jahrhunderte, Lpz., 1912, cp. «Цицерон в истории европейской культуры», «Вестник Европы», 1896, кн. 2) и множество мелких статей. Работы З. Отличаются свежестью наблюдений и искусством меткой характеристики, но страдают иногда чрезмерным схематизмом в построениях. Отдавая дань моде на психологизм, З. Стремится осложнить традиционный в изучении древних лит-р филологический метод широким привлечением психологического элемента, однако не столько в плане индивидуальной психологии (сведения об античных писателях слишком скудны), сколько в плане психологии культуры на основе сравнительного изучения идеологий различных эпох и исследования влияния античности на европейскую культуру. В этом смысле метод З. Можно определить как культурно-психологический.
Весьма значительны заслуги З. По пробуждению в русской интеллигенции интереса к античной культуре, дискредитированной «классическими гимназиями» Толстого и Делянова. З. Был долгое время единственным филологом-классиком в России, к-рый не замыкался в узкие рамки специальных занятий и стремился ввести классическую филологию в общую систему гуманитарных наук, а предмет филологии - античность - в общую историю европейской культуры. Ученый, отзывчивый к культурным проблемам современности, З. С девяностых годов выступает с рядом популярных статей и лекций по различным вопросам античной культуры, горячо защищает идею классического образования и неуклонно проводит мысль о неразрывной связи современности с древним миром (объединены впоследствии в сборниках «Из жизни идей», I-IV.
Книга «Древний мир и мы» («Из жизни идей», т. II) переведена на многие иностранные языки). Старому «классицизму», видевшему в античности недосягаемый идеал и образец для подражания, З. Противопоставляет положение. Античность - «семя, а не норма». Усвоение ценностей античной культуры народами Новой Европы в сочетании с национальными задатками этих народов составляет задачу «Возрождений» - романского XIV-XVI вв., германского XVIII-XIX вв. И грядущего славянского. Резко отмежевываясь от исторического материализма, Зелинский объявляет себя сторонником «идеологизма», который кладет в основу всех гуманитарных наук психологию и выводит историю культуры из «стремления человеческой души к совершенствованию вложенных в нее природою задатков» к идеалам истины, добра и красоты в их светском и религиозном аспектах.
Лит-ра рассматривается З. В первую очередь как «проявление художественного гения» народа, и задачей историка лит-ры является претворение результатов филологической работы в «историко-художественном сознании». В популярных работах З. Рассыпано много оригинальных мыслей и тонких наблюдений, относящихся к отдельным явлениям античной культуры, но «идеологизм» З немедленно обнаруживает свою несостоятельность в проблемах динамики исторического процесса, и З. Обычно вынужден ограничиваться констатированием идеологических изменений, не поддающихся истолкованию в желательном для него «психологическом» направлении. Теория «национальных задатков» закрывает возможность понять греческую культуру генетически, и у З. Остается единственный выход - преклонение перед «самобытностью» «избранного народа» - греков.
Эти общие недостатки историко-философской концепции, в связи с изолированным рассмотрением античности, без учета связи с Востоком и данных этнологии, приводят З. В его попытках синтеза античной культуры («Древнегреческая религия», П., 1918. «Религия эллинизма», П., 1921. «Греческая литература эпохи независимости», П., 1919-1920. Ср. Учебник «История античной культуры», М., 1915) к ряду произвольных построений, непригодных даже как материал для социологического истолкования античности, и к замене исторического анализа субъективным «чувствованием», в значительной мере обусловленным симпатиями З. К католицизму. Большое значение имели переводы З. (речи Цицерона, героиды) - «баллады-послания» Овидия, трагедии Софокла, редакция перевода трагедий Еврипида, исполненного Инн.
Ф. Анненским, снабженного обширными введениями и комментариями. Перу З. Принадлежат также статьи по зап.-европейской литературе, гл. Обр. О претворении античных мотивов в творчестве Шекспира, Шиллера, Байрона, Иммермана, Ницше, и пересказы античных мифов для детей («Иресиона», 1-4, П., 1921-1922. «Античный мир», 1-3, П., 1922-1923).Библиография:Библиография трудов З. До 1908. Список трудов проф. Ф. Ф. Зелинского, изданный ко дню двадцатипятилетия его преподавательской деятельности его учениками, 1884-1909, СПБ., 1909. С 1908 по 1913 в - журнале «Гермес», 1914, стр. 84-87. Краткие автобиографические сведения в «Биографич. Словаре профессоров и преподавателей имп. СПБ. Ун-та», СПБ., 1896, стр. 265-267.
Дополнительный поиск Зелинский Ф. Ф.
На нашем сайте Вы найдете значение "Зелинский Ф. Ф." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зелинский Ф. Ф., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 15 символа