Ипостаса

88

ИПОСТАСА (замена) - в античной метрике под И. В широком смысле понимают видоизменения, происходящие со стопой в стихе и состоящие в том, что стопа, не меняя своей длительности (т. Е. Сохраняя число мор , в нее входящих), меняет свой слоговой состав, или заменяя один долгий слог двумя краткими («распущение», «solutio») или два кратких одним долгим («стяжение», «contractio»), так, вместо «- U U» (дактиль) мы можем получить «- -» (то есть спондей). Одна стопа как бы «заменяется» другой, равной ей по длительности, по числу мор (вместо «анапеста» (U U -) может (условно, так как на самом деле перед нами видоизмененный анапест) стоять «дактиль» (-U U), вместо «U -» или «- U» получим «U U U» (трибрахий) и т.

Д.), причем ритмическое ударение сохраняет свое первоначальное место (т. Е. Ипостасируя «-' U», получаем «u U U», вместо «U -» получаем «U U U» и т. Д.). Так обр. Эти видоизменения стоп никоим образом не изменяют их соизмеримости с другими, сохраняя их временную длительность и место ритмического ударения. Понятие И. Было перенесено (В. Брюсовым в особенности) и в теорию силлабо-тонического стиха, где при помощи И. Пытались объяснить характерное для него явление пропуска ударений на слогах, теоретически требующих ударения, и появления их на теоретически безударных слогах, считая, что и здесь одна стопа ипостасируется другой - равносложной, но в ином порядке располагающей ударения. С этой точки зрения в строке четырехстопного ямба «был крокодил князь, волхв, жрец, вождь» (Державин) имеем И.

- первой стопы - хореем и второй и третьей - спондеем (т. Е. «- U / U - /- - /- -»). В строке «адмиралтейская игла» - И. Первой и третьей стопы - пиррихием. В строке «необозримой Руси» - И. Первой стопы дактиля - трибрахием и т. П. Однако в то время как античная ипостаса не меняла характера стопы как ритмической единицы, сохраняя и длительность ее и место ударения и перемещая только «доли» стопы, в применении к русскому стиху учение об ипостасе приводило к коренному противоречию. Допуская возможность чередования различных по характеру стоп, напр. Ямба (с одним ударением) и спондея (с двумя ударениями), тем самым приходим к допущению, что ритм может создаваться чередованием резко различных по строению стоп, различных единиц, что явно невозможно.

В то же время и самая возможность аналогии между античной и русской И. Очень сомнительна, т. К. В последней передвигается ритмическое ударение, чего нет в античной И. И что не позволяет проводить между ними аналогию. В связи с этим понятие И. Выходит сейчас из употребления (см. «Константа», «Стихосложение метрическое», «Ритмика»).Библиография. Брюсов В., Краткий курс науки о стихе, ч. 1, М., 1919 (изд. 2-е, дополн., Гиз, М., 1924). Рецензия на нее Якобсона Р. В «Научных известиях», 1922, II. Томашевский Б., Русское стихосложение, изд. «Academia», M., 1923.

Значения в других словарях
Иоффе

ИОФФЕ Ю. (1882-) - еврейский пролетарский писатель-прозаик. С раннего детства вел жизнь, полную лишений. С 12-летнего возраста вплоть до 1925 работал портным. Активно участвовал в дооктябрьском рабочем движении. Подвергался арестам. Литературную работу начал в журнале «Lebn un Wisnschaft» под псевдонимом Folkskind. В 1914-1915 печатался в журнале «Di idische welt». Некоторое время занимался скульптурой (самоучка). Был представлен на еврейской художественной выставке в Киеве в 1920.И. - один из ..

Иперметрические, или гиперметрические стихи

ИПЕРМЕТРИЧЕСКИЕ, или ГИПЕРМЕТРИЧЕСКИЕ СТИХИ - стихи, в которых в конце остается лишний слог, выходящий за метр. Обыкновенно он присоединяется к следующему стиху, составляя его начальный слог. Это явление известно уже в античном стихосложении. В античных стихах И. С. Обыкновенно встречаются не в виде самостоятельных стихов, а как члены метрического периода, связанные в одно целое. Напр. В алкеевой строфе краткий лишний слог ее третьего ямбического члена считается начальным слогом следующего член..

Ипполит

ИППОЛИТ - в греческой мифологии сын Тезея и амазонки, страстный охотник и почитатель девственной богини Артемиды, избегающий женщин и любви. Безуспешно преследующая его любовью мачеха, Федра, возводит на И. Поклеп, обвинив его перед отцом в попытке обесчестить ее. Тезей проклинает сына, и бог Посейдон посылает морское чудовище, к-рое приводит в ужас коней И. Обезумевшие, они опрокидывают колесницу И., и он гибнет, разбившись о скалы. Сказание об И. - новеллистическое оформление древнего мифа. В..

Ипчи

ИПЧИ У. (1897-) - крымско-татарский поэт, беллетрист и драматург. Р. В семье кустаря. Рано осиротев, И. С малых лет работает батраком в огородах и садах Бахчисарая. Учился в начальной школе и в Уфимской медрессе.С 1917 по 1923 И. Учительствует в ряде крымских деревень. С образования крымско-татарского театра (1923) И. Работает в нем сначала в качестве актера, а с 1928 - директором крымско-татарской театральной студии. Писать начал еще до революции, печатается с 1917. Первые его произведения про..

Дополнительный поиск Ипостаса Ипостаса

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ипостаса" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ипостаса, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа