Кумыкская литература

138

КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. - Кумыков около девяноста тысяч человек. Они занимают равнинную, наиболее благоприятную для земледелия и богатую зимними пастбищами часть Дагестана, через к-рую проходит Северокавказская железная дорога. В силу выгодного географического положения кумыки держали в своих руках торговые пути восточного Дагестана. Они же выдвинули из своей среды торговую буржуазию. Кумыки раньше других народностей Дагестана столкнулись с европейской культурой, имели связь с родственным им тюрко-татарским миром. Все эти обстоятельства благоприятствовали культурному - разумеется, относительно - развитию кумыков. На этой почве возникает и своя интеллигенция, являющаяся в большинстве своем идеологом молодой кумыкской буржуазии (эпоха мировой войны и первые годы революции), и художественная литература.

Историю К. Л. Можно разделить на два периода. 1. Период «безличного» (анонимного, «устного», «народного») творчества и 2. Период «личного» творчества (литературного в узком смысле слова).Кумыки сохранили в народной памяти не мало образцов поэзии эпической и лирической. К эпической поэзии относятся героические, исторические и бытовые песни, песни дидактического содержания (јыр’ы), сказки, пословицы, загадки. К поэзии лирической принадлежат четверостишная песня («сарин»), несколько напоминающая собой русскую частушку, и «С˜ас» (оплакивание, причитание) или «С˜ас-јыр». Установить время возникновения многих памятников кумыкского «народного» творчества не представляется возможным. Некоторые исторические песни можно приурочить к определенной эпохе.

Труднее обстоит дело с теми песнями, где нет имен исторических.Четверостишные песни (сарин) - продукт позднейшего творчества. Четверостишия поются на свадьбах, вечеринках, вообще при всяком удобном случае. Поют их на спор (девицы или парни между собой или девица с парнем, певец с певцом), тематика - большей частью полемического характера. Поют четверостишия в одиночку под аккомпанемент гармонии.  јас’е (јас-јыр’е) оплакивают близкого человека. Он складывается экспромтом, и стихи его отличаются крайним разнообразием. Напев јас’а придумывается каждой плакальщицей часто на месте.Самое видное место в кумыкской народной поэзии занимает јыр (эпическое произведение). В одних јыр’ах рассказывается о подвигах какого-нибудь народного героя, иногда с изображением черт исторической жизни народа, его нравов, быта и воззрений.

В других (исторических) песнях описывается какое-нибудь историческое событие, нередко видоизмененное народной фантазией. Многие јыр’ы отражают эпоху борьбы кумыков с князьями (беками). Князь в песне представлен интриганом, трусом. Победителем оказывается трудовой крестьянин (Aj qtazi - один из довольно больших јыр’ов.)В дореволюционное время К. Л. Находилась больше под влиянием лит-р крымских и казанских татар, чем азербайджанских тюрок (период 1900-1916). Сказывалось это влияние как в сюжетах произведений кумыкских писателей, так и в языке их. После революции 1917 влияние азербайджанской литературы на К. Л. Несколько усиливается.Первым по времени, известным и в русской востоковедной литературе кумыкским поэтом и собирателем произведений народного творчества является Мухаммед Османов.

Сборник таких произведений, составленный Мухаммедом Османовым, издан в Петербурге в 1883. В промежуток времени между 1883 и 1900 в К. Л. Наблюдается затишье. В начале 900-х гг., когда в Дагестане (в гор. Темир-Хан-Шура, ныне Буйнакск) была учреждена мусульманская литография, в К. Л. Стало заметно некоторое оживление. Появляются переводные (главным образом с арабского и казанско-татарского языка) произведения. В 1912 вышел в свет сборник памятников народного творчества Абу-Суфьяна, в котором имеются такие памятники, яз. К-рых доступен не всякому современному кумыку. Очень важно отметить показание Абу-Суфьяна (стр. 64 его сборника) о том, что в его сборник вошли и произведения Зу-ль-Карнайна. Если бы не сборник Абу-Суфьяна, то о Зу-ль-Карнайне науке вероятно ничего бы не было известно.

Многие имена кумыкских сказителей и литературных деятелей, возможно, потеряны для нас безвозвратно. Имя исторической личности - сказителя јыр’ов Казака (Qazaq) стало (в устах народа) нарицательным. Крылатое выражение «С˜ыр-qazaq» очень популярно у кумыков и их соседей. Кумыки давно известны как талантливые творцы эпических песен, и сказителей јыр’ов среди кумыков довольно много. Есть основание предполагать, что после кумыкских певцов-сказителей јыр’ов остались сборники, писанные ими самими или другими лицами. Нужно только организовать их поиски. Известны имена (сведения не проверены) певцов прошлого времени. Батыр-Ай (селение Аксай), Ананай-Арслан (аул Тарки), Пири (аул Кум-Торкали) и позднее. Султан-бек (сел.

Аксай), Ансари Зу-ль-Карнайн (Эндери-«Андреево»), Алиб-Мурза (Алим-мурза?) (сел. Ханмамат-Юрой), Гарун (сел. Костек).Абу-Суфьян развил довольно большую литературную деятельность как автор и переводчик многочисленных религиозных и полурелигиозных произведений. Из литературных деятелей второй половины XIX и начала XX вв. Мы должны отметить также имена Маная Алибекова, собирателя материалов по кумыкским адатам, и Нухая Батыр-Мурзаева. Произведения последнего, за весьма немногими исключениями, не дошли до нас. Его политическая поэма (в стихах) о взаимоотношениях Кавказа и России, - произведение, написанное повидимому в эпоху русско-японской войны, грешит неточностями в отношении фактов и исторических дат. Нухай Батыр-Мурзаев, по свидетельству его биографа, убит белыми 18 сентября 1919.Из современных писателей заслуживает внимания Темир-Булат Бейбулатов - автор «Сборника стихотворений и песен», изданного Дагполитпросветом в 1926 в Махач-Кала.

Сборник Бейбулатова - большой литературный факт в жизни кумыков. Здесь - материал и для лингвистических изысканий, и для поэтики, и для теории музыки. Бейбулатов задается целью «сохранить в своих творениях уходящие из жизни архаические формы языка». Трудится над обработкой стиля и реформой стиха, собирает и регистрирует напевы народных песен. Стремится перенести на родную почву музыку других народов. Первый создает на кумыкском яз. Драматические пьесы. Т.-Б. Бейбулатов (р. В 1880) на литературное поприще вступил в 1910. В 1917 издавал журнал «Тан-Чолпан». Бейбулатов перевел на кумыкский яз. Революционные песни, отобразил долю женщины-затворницы, написал исторические песни на темы. «Гази-Молла», «Шамиль» и «Хаджи-Мурад».«Тан-Чолпан» имеет интересную историю.

Редактор этого журнала, Зайналабид Батыр-Мурзаев, молодой революционер, будучи в конце 1916 преподавателем тюркского языка в городском училище в Хасав-Юрте, организовал литературный кружок «Тан-Чолпан» (Утренняя звезда). Во время Февральской революции Батыр-Мурзаев начал издавать журнал того же названия. Этот орган отражал идеологию левого радикального крыла национально-буржуазного течения, к-рое впоследствии примкнуло к дагестанской социалистической группе. Господствующее реакционное течение буржуазно-национальной мысли, блокировавшееся с помещиками, относилось к журналу враждебно. Так как последние представляли тогда внушительную силу, то «Тан-Чолпану» приходилось сдерживать свой тон и до некоторой степени отступать от намеченной программы с целью легализовать свое положение.

В 1918, при советской власти, журнал продолжал выходить под редакцией отца Зайналабида, Нухая Батыр-Мурзаева. С этого времени «Тан-Чолпан» стал на большевистскую платформу. Отец и сын были расстреляны деникинцами в 1919 за большевистскую деятельность.Из советских писателей следует отметить молодого литератора Юсуп Гереева (батрак по происхождению). Он пишет на социально-бытовые темы. Из его произведений укажем следующие. «Молла Насыр-эд-динны Сапар юлдаш’ы», «Беки и адаты» и «Три шейха». Язык Гереева простой и мало чем отличается от разговорного кумыкского яз. Наконец заслуживает внимания подающий большие надежды поэт Алим-Паша Салават. Небольшой сборник его произведений издан в 1925 в гор. Буйнакске.После Февральской революции на кумыкском яз.

Издавалась газета «Мусават» (Равенство), орган буржуазно-националистических элементов В настоящее время (1930) кумыки имеют ежедн газ. «Юлдаш» (Товарищ).После Октябрьской революции в К. Л. Намечается решительный поворот. Если до 1917 число печатных произведений на кумыкском яз. Определялось единицами, то теперь оно определяется уже сотнями (если иметь в виду всю литературу, не только художественную). Среди этих произведений большое место занимают переводы (с русского и отчасти с азербайджанско-тюркского яз.).Библиография. Корш Ф., Древнейший народный стих турецких племен, СПБ., 1909. Анисимов Н., Народный кумыкский стих, «Восточные сборники», М., 1924. Шамхалов А. А., Дагестанские литературы, Ст. В «БСЭ». Чобан Заде Б., Заметки о языке и словесности кумыков, Баку, 1926.

Значения в других словарях
Кульбак

КУЛЬБАК Моисей (Moise Kulbak, 1896) - современный еврейский поэт. Р. В Сморгони, Виленской губ. Отец его был приказчиком в крупном лесном деле. Мать происходит из семьи зажиточных еврейских селян-арендаторов. К. Получил религиозное воспитание. Его творчество глубоко проникнуто гебраистской культурой. Его образы - образы старого еврейского быта.Революционные события поразили поэта, он сразу был увлечен революционной стихией. К. Пишет большую поэму «Город» (Di stot), где взывает к молодежи. «Впер..

Культурно-исторический метод

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - см. Метод культурно-исторический. ..

Кумыкский язык

КУМЫКСКИЙ ЯЗЫК. - Кумыки - прикаспийское разветвление (группа) понтийской ветви тюркских народов. Этимология слова «кумык» научно еще не обоснована и удовлетворительно не объяснена. Возможно, что «кумык» восходит к имени главы рода.К. Яз., как и все турецкие яз. , состоит в «родстве» с монгольскими и входит в систему («семью») алтайских яз. Вопрос о родстве К. Яз. С яфетическими яз. Является проблемой, к-рую предстоит разрешить. Можно делить кумыкский яз. На два говора. Северный (Хасав-Юртовски..

Кундзич

КУНДЗИЧ Алексей (1904-) - современный украинский писатель, один из организаторов комсомольского литературного объединения «Молодняк». С 1929 - член литературного объединения «Пролитфронт».Дебютировал К. В 1926 небольшим сборником рассказов «Красной дорогой» (Червоною дорогою), посвященных деревне в первые годы после гражданской войны. Герои - с одной стороны - комсомол, бедняцкая и батрацкая молодежь, с другой - кулаки с реакционными слоями деревни. В 1928 К. Переходит от сельской тематики к го..

Дополнительный поиск Кумыкская литература Кумыкская литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кумыкская литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кумыкская литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 20 символа