Лакская литература

233

ЛАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. - Как большинство лит-р колонизированного царизмом Востока, письменная Л. Л. Развивалась медленно, обслуживая почти исключительно образованную верхушку господствующих классов. В развитии Л. Л. Можно наметить три основные эпохи. Литературу феодального периода, литературу эпохи русского завоевания и литературу послеоктябрьского периода. В литературе первых двух периодов господствующее место занимает религиозная поэзия и религиозно-дидактическая литература. Грамотными были почти исключительно представители духовенства, записывавшие только те произведения, которые должны были служить интересам пропаганды ислама. Основные мотивы религиозной поэзии. Восхваление аллаха и его пророков, толкование в стихах догматов Корана.

В значительной части эта поэзи не оригинальная, а переводная, и главнейшие ее представители заслуживают скорее названия переводчиков. Таков Магомед Балхарский (Маллай), издавший в начале XX в. (после организации в Темир-Хан-Шуре мусульманской литографии) сб. Стих. «Мажмуатул Ашар». В этом сборнике помещены произведения Заида Койкинского, описывающие смерть шейха Гаджи-Мусы-Гаджи и его мюридов, произведения самого шейха Гаджи-Мусы-Гаджи и др. Из других произведений религиозной поэзии следует отметить. 2 сборника Гази-Сейд-Гусейнова. «Анhаруд-Думуэ» (Река слез), описывающая жизнь и страдания Гасана и Гусейна, сыновей пророка Али, и «Киссатуль-Анбия», содержащая легендарные биографии пророков. Религиозно-дидактические произведения Омара Балкаринского «Бустануль Хокук» (Сад истины) и «Мовлуд» (легендарная биография Мухаммеда).

«Tohpatul madanija» (Подарок из Медины) Абдул Керима Кумухского, эротико-мистические произведения паши Бачинского, Ума-хана Качаева и др. Все эти произведения почти недоступны широкой массе лаков, так как яз. Их насыщен арабизмами.В дальнейшем мотивы религиозные в Л. Л. Переплетаются с мотивами национально-шовинистическими, а частью - с национально-революционными. Глубочайшая ненависть к угнетателям, представителям русского самодержавия, соединяется с настроениями панисламизма и пропагандой объединения с султанской Турцией. К литературе этого периода относятся. Творчество ученого арабиста, знатока персидской и арабской литературы Юсуфа Кади Муркилинского (ум. В 1918), пытающегося перенести в лакскую поэзию формы арабско-персидской газелы и касыды («Газалий», «Касидет» и др.).

Его лирические произведения используют весь комплекс традиционной тематики арабо-персидской любовной лирики. В его последних произведениях преобладают мотивы резиньяции и недовольства жизнью:«Правды в жизни нигде не видел,Все, что видел - только ложь видел...»пишет он, подражая тюркскому поэту Вакыфу. Произведения большого мастера слова - Шафи-Ницовкринского (ум. В 1918), наряду с лирическими произведениями написавшего ряд поэм. «Низложение султана Абдул-Гамида и балканская война», «Европейская война», «Японская война», ряд диалогов. «Каусарат», «Берлинаву барышня» и др. Песни Будугая Мусы, написанные в Сибири (куда он был выслан за участие в восстании 1877), песни, полные проклятий предателям и надежд на грядущее отмщение.

Песни Гасана Гузунова, указывающие на ошибки, связанные с восстанием 1877. От этих песен резко отличаются своим революционным содержанием произведения старого революционера-коммуниста Саида Габиева, основателя и редактора первой лакской газ. «Заря Дагестана» (издавалась в СПБ в 1912). К этому же периоду следует отнести ряд писателей, последние годы деятельности которых по времени совпадают уже с послеоктябрьской эпохой, но творчество к-рых обращено еще к прошлому. Таков уже упомянутый ученый арабист Гасан Гузунов (род. В 1854 в Казикумухе), автор трактатов по астрономии и богословию и поэтических произведений на политические (восстание Шамиля) и любовные темы.Ряд писателей послеоктябрьской эпохи следует начать именем безвременно погибшего Гаруна Саидова (род.

В селении Вачи в 1891, расстрелян белыми в Кумухе в 1919), основателя лакской газ. «Ильчи», автора ряда стихотворных и прозаических произведений и первой социальной драмы на лакском яз. - «Калайчитал», рисующей тяжелую жизнь лакских кустарей-лудильщиков. К послеоктябрьской Л. Л. Относится и творчество Саида Габиева. Им написан сб. Стих. «Звуки лакской чунгуры» (1927), «Сааз Саида» (на русск. Яз.), повесть «В народ», а также ряд исследований по истории («Мюридизм на Кавказе», в газете «Красный Дагестан»). Интересна фигура Хаджи-Мурада Амитаева (Лутфи) (ум. В 1918). Бедняк по происхождению, не получивший образования, Амитаев издавал в 1910 в Дербенте газету на тюркском яз., резко нападая на духовенство и лакскую буржуазию, изобличая их продажность, фанатизм, невежество и лицемерие и пародируя при этом их стиль.

Ему принадлежат комедия из жизни торговцев и сборник «Асарул-Лутфи».Из современных поэтов следует отметить. Ахмеда Каради Заку-Задэ (Курди), Муеддина (Мурада) Чаринова и Ибрагим Халил Курбан Алиева.Ахмед Каради-Заку-Задэ - прозаик и научный работник, автор психологического романа «Обманутое чувство», психологических этюдов «Любовь» и «Уроки психологии». Им написан также ряд стихотворений на национально-освободительн. Темы. «Проснитесь, лаки», «На арчинских горах», «Свободное человечество» и др. После революции редактировал одно время газ. «Ильчи» и «Чанна Цуку» (Полярная звезда), в настоящее время ведет научно-педагогическую работу в Азербайджане. Чаринов (p. В 1893) - поэт, исследователь лакского фольклора и автор драматической поэмы «Габибат и Гаджияу» (1919), исторической драмы «Шахалай», драмы на тему борьбы революционно настроенной молодежи с средневековым бытом - «Шумайсат», «Будущий век» и «Лучи солнца».

В лирике Чаринова мотивы социально-бытового характера переплетаются с национальной романтикой. Ему принадлежит также ряд переводов на лакский яз. Из Лермонтова, Гейне, Шекспира и др. Курбан Алиев - автор революционных песен молодежи, редактор ныне существующей лакской газ. «Захматчи» (Труженик). Его стихи, собранные в «Книге для взрослых» - «Серп и молот», «Трактор» - создают совершенно новый стиль в лакской поэзии, решительно порывая с формами прошлого.Из молодых писателей надо отметить еще Гусейна-Гази Гитинаева, автора ряда стихотворений на революционные и социальные темы («Привет Октябрьской революции», «Лаккудару» и пьеса «Давуд и Лейла» и др.), Абдурахмана Омаршаева, автора песен на бытовые темы, Хаджи-Мурада Аминова, автора комедии «Иниль Эму», Магомет-хана Пашаева, автора драм «Три сестры», «Пастух» и драматической поэмы «Омар и Айшет», Исмаила Эффендиева, А.

Магомедова, А. Таджиева, М. Алиева, С. Гусейнова.Латинизация лакского письма безусловно способствует развитию и широкому распространению художественной Л. Л. В настоящее время на лакском языке выходит газета, выпускается ряд учебников, книг по общественным наукам, популярных брошюр.Лакский фольклор богат и разнообразен. Героический эпос восходит к эпохе феодализма и отображает боевые захватнические настроения феодальной аристократии, подчас приобретая подлинно агитационный характер и восхваляя подвиги отдельных героев в борьбе с Грузией, в борьбе с Персией и Россией. Много общего у лакского эпоса с эпосом аварским не только по форме, но и по содержанию. К героическому эпосу относятся следующие произведения. «Моллачул Иса», «Даддакал Балай», «Казамиль Али», «Париль-Мисиду» и др.Лирическая песня в значительной степени, если не исключительно, создается женщинами.

Темой этих песен является протест против тяжелого положения бесправной женщины, против насильственных браков. Обычный размер лакской песни (балай) - четырнадцати- или одиннадцатисложник. В настоящее время в лакскую устную лирику проникают также и другие размеры.Лакская сказка (маха) большей частью разрабатывает общие всем народам сюжеты волшебной сказки. Характерны традиционные зачины («Были не были, и куда же итти, когда не были») и концовки («Так они дошли до цели, я гулял на их свадьбе и сейчас иду оттуда»).Широко распространенным и любимым жанром устной Л. Л. Являются пословицы (учальартту), в к-рых отразилась «житейская мудрость» старого феодально-родового общества. «Не оставляй хлеба, хотя б ты был сыт, не оставляй бурку, хотя нет дождя».

«Для неплачущего нет хлеба». Для развлечения употребляются загадки (ссигри), напр. «В одной бочке два разных вина» (яйцо), «От ходьбы не устает, от еды не наедается» (мельница). Очень древним пережитком являются так наз. Поговорки (учай махру). Так, проходя мимо работающих, говорят. «вам будет удача», мимо молотящих - «да будет много», при каком-либо несчастном случае - «да охранит вас от несчастья» и т. П. К сожалению, богатая устная Л. Л. Мало изучена. Собранные некоторыми лакскими работниками (Чариновым, Гитинаевым и др.) материалы еще не опубликованы.Библиография. Чаринов М., Лакская поэзия, «Известия Общества обследования и изучения Азербайджана», Баку, 1926, № 2.

Значения в других словарях
Лаконизм, лаконичность

ЛАКОНИЗМ, ЛАКОНИЧНОСТЬ (речи) - максимальная сжатость фразы. Греки противопоставляли пышному красноречию афинских ораторов простоту и сжатость речи ораторов Лаконии (Спарты), откуда и пошел этот термин. Примеры. «Со щитом или на щите», «Пятилетка в четыре года». Синтаксис, Стилистика. ..

Лакретель

ЛАКРЕТЕЛЬ Жак, де (Jacques de Lacretelle, 1888-) - современный французский романист и очеркист. Ставя в большинстве своих произведений проблему столкновения личности-одиночки с обществом, он ищет ее разрешения на пути отказа от активной социальной практики. Стремясь уйти от действенной социальной борьбы, Л. Культивирует в своих произведениях мотивы эротически окрашенного самосозерцания и самопознавания, характерные для утонченного психологизма. Если на раннем этапе развития Л. Социальные пробле..

Лакский язык

ЛАКСКИЙ ЯЗЫК (lakku maz) - яз. Народности, численность к-рой доходит до 50 тыс. Лаки занимают почти весь одноименный район в центральном Дагестане. Живут они еще одиночными аулами в Даргинском, Самурском, Курахском и Чародинском районах. В диалектическом отношении Л. Яз. Мало диференцирован. Поэтому лаки с противоположных концов территории распространения Л. Яз. Понимают друг друга совершенно свободно.Фонетический состав Л. Яз. Беднее аварского. В нем совсем отсутствуют латеральные звуки типа 1..

Лалиони

ЛАЛИОНИ (псевдоним Арсена Мамулашвили) (1866-1918) - грузинский беллетрист. Сын мелкопоместного дворянина, образование получил в Тифлисской учительской семинарии, по окончании к-рой занимался педагогической работой.Первое произведение Л. - повесть «Разбойник Давладзе» - напечатано было в журн. «Моамбе» (Вестник), 1895.В произведениях Л. Отражается классовое расслоение в деревне, «оскудение» дворянства и рост капиталистических отношений («Разбойник Давладзе»). Л. Гл. Обр., как и Ниношвили , изоб..

Дополнительный поиск Лакская литература Лакская литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лакская литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лакская литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 18 символа