Лахути

66

ЛАХУТИ Абдул Каси (1887) - современный персидский поэт, революционный деятель, коммунист. Р. В семье «гевэкеш’а» (башмачника) в г. Керманшахе. Был учеником кузнеца, слугой, башмачником - работал с отцом. Л. Начинает писать под влиянием отца-поэта, прозванного крестьянами «Хеким Ильхам» (философ Ильхами). Своими первыми стихами Л. Участвует в религиозно-шиитских мистериях и благодаря им становится популярным. Начало лит-ой деятельности Л. Совпадает с крайним обострением классовой борьбы в стране. Размах конституционного движения увлекает Л. Сначала он - последователь секты Нематуллаха, «служившей народу», затем секты бехаитов.От религиозно-сектантских настроений Л. Освобождается только под влиянием радикально-буржуазного движения «франкмасонства», возглавляемого известным ученым и революционером Мирза-Мальком Ханом.

Франкмасоны отправляют Л. В Тегеран (1904) в франкмасонскую школу. К этому периоду относятся его «Шяб-Намэ» (Ночные письма-прокламации) - поэтические листовки, направленные против режима шаха и дворца. В 1907 Л. - участник «рештского» восстания, затем принимает активное участие в низвержении Мохаммед-Али-Шаха, вступает в ряды «моджахидов» (революционеров) знаменитого революционного вождя Саттар-Хана. Во время империалистической войны Л., продолжая борьбу против англичан, шаха и «пан-исламистской армии», организует в Керманшахе газ. «Бисотун», первые 10 номеров которой написаны самим Л. После разгрома националистов Л. Эмигрирует в Турцию. Издает в Константинополе журн. «Парс» эстетического направления. Там же (1921) печатается первый сб.

Его стихов. К 1922 Л. Возвращается в Персию и организует знаменитое тавризское восстание против правительства. Потерпев поражение, переходит на советскую территорию. Здесь первое время работает рабочим в Баку. Затем работает в Москве в Центриздате. Последние годы занимает ответственные партийные и советские посты, гл. Обр. В Таджикистане (секретарь горкома партии, зам. Наркомпроса Таджикистана и др.). В 1931 (IX) награжден орденом Трудового красного знамени.Творческий путь Л. - от мистического суфизма к коммунизму - можно разделить на следующие 4 периода:1. Период суфизма (до 1904), отражающий идеологию персидского «народно-трудового суфизма». Бессодержательному мистическому философствованию соответствуют и стилевые особенности суфийской поэзии.2.

Период национально-освободительных войн в Персии (1904-1917). Творчество Л. Этого периода представляет собой своеобразное сочетание народно-демократических суфийских лозунгов с национализмом, патриотизмом и враждою к иностранному гнету (см. «Любовь к родине - основа веры»). Стихотворение Л., напечатанное в калькуттском журн. «Хабл-оль-Мэтин», полное националистического пафоса, призывающее к спасению родины, доказывает, что национализм не противоречит догматам ислама. Вместе с тем в творчество Л. Просачиваются социальные мотивы. Л., обращаясь к трудовому дехканину, говорит. «Радуйся, о труд дехканина, о слава человечества. Тобой устроен мир, ты - сущность его бытия. Не было бы мира, если бы тебя не было. Причина устройства мира - это ты, о ренджбер (трудящийся), ты - смысл человека» (газ.

«Чэнтэ-йе-Пабэ-рэхнэ», 1910). Такое обожествление труда характерно для большинства произведений этого периода. В конце второго периода. Лахути, обращаясь к трудящемуся, пишет. «О ренджбер, с черной судьбой, бедный, босой крестьянин, только твоя жизнь - в мучениях, в лишениях. А дворяне - в уюте от твоего труда...» «Богатство шахов - продукт твоего труда, а роскошь хана - плод твоих мучений». Л. Видит уже классовые противоречия, полон революционной решимости в борьбе с шахом и его сатрапами за торжество справедливости и свободу трудящихся, но не понимает еще сущности классовых противоречий и путей их преодоления. Произведения этого периода, достигая самого высокого художественного уровня, поставили Л. В ряды крупнейших персидских поэтов.3.

Период 1917-1922. Это своеобразный переходный период для Л., характеризующийся разочарованием в методах демократии и несколько замедленным, но последовательным переходом от революционного демократизма к коммунизму, от революционно-мелкобуржуазной идеологии к пролетарской, от левого крыла «моджахидов» к компартии. Константинопольский период показывает известное увлечение Л. Вопросами формы. Одна из стилевых особенностей этого периода - постепенный отход Л. От традиционных форм персидской поэзии, искание новых форм и жанров.4. Период творчества Л., совпадающий с его пребыванием в Советском Союзе (после 1922), по существу своему завершает переход, отмеченный выше, и характеризуется процессом превращения Л. В пролетарского поэта.

Наиболее характерные и яркие произведения Л. Последнего периода - большая революционная ода «Кремль» и «Робаят» (Четверостишия). В этот же период вышел его сб. «Эдэбият-е-Сорх» (Красная поэзия), включающий главные произведения последнего десятилетия. «Кремль» - ответ Л. Персидскому поэту Хакани и его преемнику Хосейну-Данеш (поэма «Развалины Медаин»), воспевающим и идеализирующим древнюю Персию и господство Сассанидов. Этой реакционной идеализации «прошлого» Лахути противопоставляет раскрытие классовой сущности исторических явлений, начиная от «Кесре-Кесра» Сассанидов, кончая Кремлем и Ватиканом. «До каких пор, о сердце, будешь плакать о троне Нушревана, во дворце Кремля ты читай скрытые тайны», - говорит Л., обращаясь к персидским поэтам.

В Кремле «каждый рисунок в куполах сделан из крови народного сердца. Каждый кусок стены здесь - это прах и тело погибшего под гнетом бедняка». Проводя аналогию между Кремлем и Медаин (дворец Сассанидов), Л. Пишет. «Кремль и Медаин - оба построены бедняками и рабочими. Первый стал дворцом Романовых, а второй - дворцом сыновей Сассана». Но сейчас Кремль принадлежит уже не Романовым, а подлинному «хозяину дворца». «Когда хозяин дома занял этот дом, мир наш освободился от реакции господ». Поэтому Л. Призывает к защите Кремля, т. К. Кремль - это «центр мира», где нет «ни нации, ни бога, ни сатаны». «Робаят» - самое блестящее произведение Л. В последнее время Л., систематически сотрудничая в ц. О. «Правда», дает стихи (они переводятся на русский яз.) о социалистич.

Строительстве и революционной борьбе Коминтерна. Необходимо еще отметить, что при непосредственном участии Л. Создается революционная пролет. Литература Таджикистана.Революционные рабочие и крестьянство Персии и рабочий класс нашего Союза имеют в лице Л. Большого поэта, выразителя идей освобождения колониальных стран и борьбы за социализм.Библиография. I. Шяб-Намэ, Листовки, 1907. Лэали-йе-Лахути (Жемчуга Лахути), Стихотв., Константинополь, 1920. Чекамеи-Лахути, Стихотв. Бахаринеи-Лахути, Стихотворения. Ирониамеи-Лахути, Стихотв. Кремль и Робаят, Самарканд - Сталинабад, 1927. Эдэбият-е-Сорх, Самарканд - Сталинабад, 1927. Террор и организация, Брошюра на таджикском яз. Стихи в газетах. «Чэнтэ-йе-Пабэрэхнэ» (Персия), «Ирав-е-Нов» (Персия, 1910), «Шамэ» (Константинополь, 1920), «Таджикистан-Сорх», «Дехканин-Кэмбегаль» и журнал «Рехбер-и-Данеш», Таджикистан.

«Сетаре-е-Сорх» (орган иранской компартии), Вена, «Правда» и т. Д.II. Бертельс Е. Э., Очерки истории персидской литературы, Л., 1928. Чайкин К., Краткий очерк новейшей персидской литературы, М., 1928. Канделаки Римма, Первый пролетарский поэт Ирана, журн. «На рубеже Востока», Тифлис, 1929, № 3. Brown, The press and poetry of modern Persia, L.

Значения в других словарях
Лафонтен Ж.

ЛАФОНТЕН Жан (Jean de La Fontaine, 1621-1695) - знаменитый французский поэт-баснописец. Принадлежал по происхождению к провинциальной чиновной буржуазии, из рядов к-рой вышли почти все великие писатели «века Людовика XIV». Род Л., весьма древний и богатый, имел претензии на дворянское звание. Претензии эти дорого обошлись поэту, на к-рого в 1662 был наложен крупный штраф за незаконное присвоение дворянского титула. Это характерно для Л., вращавшегося среди высшего света и ведшего образ жизни ти..

Лафорг

ЛАФОРГ Жюль (Jules Laforgue, 1860-1887) - французский поэт, один из первых декадентов. Родился в Уругвае, но еще ребенком был привезен в Париж и здесь получил образование. Сблизившись с Г. Каном, Л. Стал посещать собрания литературного кружка «гидропатов» - молодых поэтов, восстававших против поэзии парнасцев . Дебютировал стихами в маленьких журналах, дававших приют новой поэзии. В 1885 вышла первая книга стихов Л. - «Les Complaintes», а вскоре после нее - «L’imitation de Notre-Dame la Lune». ..

Лашамбоди

ЛАШАМБОДИ Пьер (Pierre Lachambeaudie, 1806-1872) - французский баснописец и шансонье, сын сельского сборщика податей, из крестьян. Начал литературную деятельность в наиболее мрачные годы Реставрации. За юношеские песенки был исключен из семинарии. Затем дважды лишался службы за радикальные басни в «Caleidoscope» Араго и стихи в «echos de la Loire». B 1829 опубликовал по подписке «Essais poetiques» (Поэтические опыты). В эпоху Июльской революции (1830) примкнул в Лионе к сен-симонистам. В 1839 о..

Ле

ЛЕ Иван (1895-) - современный украинский пролетарский писатель. Р. В с. Мойсенцах Черкасского окр. В крестьянской семье. Учился в деревенской школе. С 1907 по 1915 был батраком. В 1915 был мобилизован на фронт, откуда после революции возвратился в деревню. В 1922 поступил на рабфак при Киевском политехникуме. К этому времени относится начало его лит-ой деятельности - вступил в объединение футуристов. С 1927 - в ВУСПП. В первом сборнике «Юхим Кудря» Л. Разрабатывает преимущественно крестьянскую ..

Дополнительный поиск Лахути Лахути

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лахути" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лахути, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа