Лемерсье
ЛЕМЕРСЬЕ (Louis Jean Nepomucene Lemercier, 1771-1840) - французский писатель, типичный представитель периода, переходного от классицизма к романтизму. Р. В Париже, в буржуазной семье. Начало литературной известности Л. Положила контрреволюционная комедия «Тартюф революционер» (1795), запрещенная к постановке даже термидорианской Директорией. За «Тартюфом» последовали трагедии в вольтеровском стиле, с примесью элементов мелодрамы - «Евфраимовский левит» (1795) и «Агамемнон» (1797). Последняя пьеса имела шумный успех. После этого триумфа Лемерсье в дальнейшем испытывает только полу-удачи, несмотря на редкое разнообразие его драматической продукции. Единственным исключением была его историческая комедия «Пинто, или день заговора» (1799), положившая начало новому жанру, впоследствии подхваченному Скрибом .
Особенности этого жанра. Снижение исторической тематики до масштабов мещанского анекдота, мотивировка больших событий ничтожными причинами, внушение зрителю представления, что короли и принцы, возвеличиваемые трагедиями, на самом деле мыслят и чувствуют, как простые лавочники. Жанр этот знаменовал скептицизм, утомление и дезориентацию мелкого буржуа вследствие глубокого разочарования, которое торжество буржуазии принесло массам мелкой буржуазии. Герой пьесы - талантливый проходимец и ловкий политик Пинто - навеян Лемерсье образом Фигаро, предвещая в то же время образ Рюи-Блаза Гюго. Л. Таким образом перекидывает мост от комедии XVIII века к романтической драме. В комедии «Христофор Колумб» (1809), рисующей излюбленный романтиками образ непризнанного гения, Лемерсье дерзнул отступить от классических «единств» , чем вызвал кровопролитную схватку в рядах зрителей.
В трагедии «Ричард III и Дженни Шор» (1816) Лемерсье подражал любимому романтиками Шекспиру, в «Fredegonde et Brunehaut» (1821) он на материале входившего в моду средневековья развернул романтическую историю служанки, ставшей королевой. Не брезгал Лемерсье даже сочинением мелодрам для бульварных театров («Les deux filles spectres» - «Две девушки-призраки», «Les serfs polonais» - «Польские рабы», «L’heroine de Montpellier» - «Героиня из Монпелье»), внося приемы этого «низменного» жанра в свои трагедии (особенно «Les martyrs de Souli» - «Мученики из Сули», 1825). Помимо драм Лемерсье сочинял также поэмы («Четыре превращения», «Гомер и Александр», «Меровинда» и др.). Одна из них - эпико-сатирико-драматическая поэма «Panhypocrisiade» (или «Адская комедия XVI в.», 1819) - при грандиозности замысла и выполнения (она предвещает «Легенду веков») превзошла своей экстравагантностью самые необузданные проявления романтической фантазии.
Но все эти новаторские попытки Л., пугавшие классиков-ригористов, разбивались об его консерватизм в вопросах языка и стиля. Раздраженный своим бессилием, Л. Ненавидел молодое поколение романтиков, своих собственных продолжателей. Сам не без труда проникнув во Французскую академию (1810), он всемерно препятствовал избранию Гюго, который попал в Академию лишь после смерти Л. И на его место. Литературные воззрения Л. Ясно выражаются в его лекциях, читанных в течение 7 лет в парижском Атенее и составивших 4-томный «Аналитический курс всеобщей литературы» (1817). Лемерсье стоит здесь на почве догматической поэтики эпигонов классицизма Бугура и Лагарпа , ориентируется на опыт древних писателей и расписывается в полном подчинении классическим «правилам», отрицая расхождение собственной практики с этой теорией.
Под этим «благонадежным» прикрытием он проводит однако теорию литературного прогресса и отстаивает права современных писателей на создание собственных правил, созвучных требованиям эпохи. Подобная противоречивость характеризует также политические воззрения Л. Перекликаясь с эмигрантами во время Революции, он становится ярым республиканцем в период Империи, возбуждает гнев Наполеона (с которым был близок во время консульства) выпадами против «кровавого насильника» в своих трагедиях, подвергшихся цензурному запрету. После реставрации Бурбонов Лемерсье держится в стороне от политики и занимается исключительно литературой, все более отступая на второй план перед молодой школой, отказывавшейся видеть своего предшественника в этом «двуликом Янусе, обращенном одним лицом к новому, а другим - к старому режиму».Библиография.
I. Переписку Лемерсье частично издал M. Souriau, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1909, и «Melanges Wilmotte», 1910.II. Ch. P., La verite sur Lemercier, 1827. Pongerville, Biographie de Lemercier, 1859. Lie Roy A., Un demi-romantique, «Revue Bleue», 1903. Souriau M., N. Lemercier et ses correspondants, 1908.
Дополнительный поиск Лемерсье
На нашем сайте Вы найдете значение "Лемерсье" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лемерсье, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 8 символа