Маркиш
МАРКИШ Перец (Perez Markis, 1895-) - современный еврейский поэт и драматург. Р. На Волыни. Уже первым сб. Стихов «Schwelen» (Ступени, Киев, 1918) М. Привлек к себе особое внимание еврейской критики и наряду с Д. Гофштейном и Л. Квитко положил начало так наз. «киевскому периоду» еврейской послеоктябрьской поэзии. Проникнутые анархистским бунтарством, первые стихи М. Были протестом против националистической романтики и сентиментальной лирики идеализаторов погибающего еврейского местечка (Д. Эйнгорн и др.). Эпикурейский жизнерадостный тон, социальная беззаботность, означавшая разрыв с националистической печалью, нигилизм в отношении интеллигентски-националистических «святынь» и взрыв традиционных для еврейской мелкобуржуазной лирики форм - все это сделало Маркиша новатором еврейской поэзии.
Однако в первом же сборнике имеется цикл «Волынь», проникнутый глубоким лиризмом почти идиллического пейзажа и утверждением быта. Эти две струи - бунтарского отрицания и лирического утверждения - проникают все его дальнейшее творчество и вскрывают основное противоречие первого этапа его творческого пути - противоречие, характерное для выразителя настроений радикальной бунтарской интеллигенции, отвергающей дореволюционный местечково-мещанский еврейский быт, приемлющей революцию гл. Обр. Потому, что она взрывает этот старый быт, но не сроднившейся с творческими путями самой революции и потому склонной к лирическому восприятию некоторых сторон прошлого. И если сб. «Schwelen» - в условиях украинской контрреволюции 1918-1919 объективно имел революционизирующее значение, то следующие сборники М.
- «Stam» (Екатериносл. Изд-во «Wissenschaft», 1920), «Pust un Pas» (там же, 1920), «In miten Weg» (изд-во «Маяк», Екатеринослав, 1920), «Owent Schoen» (Киев, Госиздат, «Bibliotek-lirik», 1922) - были запоздалым повторением мотивов пройденного этапа. Самые заглавия книжек «Stam», что в свободном переводе означает «В никуда», и «Pust un Pas» - «Бесцельное шатание по миру» - стали впоследствии предметом отталкивания не только для молодой пролетарской поэзии и коммунистической критики, но и для всей, переходившей на левопопутнические рельсы еврейской литературы, и неудивительно. В годы обостреннейшей гражданской войны на Украине подобные анархистское бунтарство и индивидуалистический нигилизм не отвечали уже не только настроениям трудовых масс, но и той же радикальной интеллигенции, которая, резко диференцируясь, либо уходила из мелкобуржуазных социалистических партий в коммунистическую партию либо решительно примыкала к контрреволюции.Но вскоре М.
Выступает с новым произведением - поэмой «Di Kupe» (Куча), которая становится центральным явлением еврейской поэзии того времени. Ее непосредственная тема - еврейский погром, учиненный петлюровцами осенью 1920 в местечке Городище на Киевщине, где было убито свыше 500 человек. Поэма написана в саркастическом тоне. М. Уничтожает ореол святости жертв, издевается над их «святым» мученичеством, описывая сугубо натуралистически гнойную кучу трупов и показывая трагическую гибель пассивных еврейских обывателей как достойное завершение гнилостно-ничтожной жизни. «Куча» по существу явилась реакцией на сугубо националистические «погромные мотивы», к-рыми была полна в те годы еврейская поэзия. В этой поэме М. Конечно далек от пролетарского понимания причин и сущности погромов как эпизодов гражданской войны и неизбежных последствий контрреволюции, но резкая антирелигиозность, бунтарский разрыв с националистическими причитаниями и скорбным возвеличением погибших сделали «Кучу» поэтическим документом определенной революционной значимости.
Перепечатанная в Варшаве (1921) поэма эта вызвала возмущение всей националистической клерикальной прессы и доставила Маркишу широкую популярность в радикально-демократической еврейской среде.В конце 1921 Маркиш уезжает в Варшаву и остается за границей, живя временами в Берлине, Париже, Лондоне до 1926. Опубликованные им в Варшаве поэмы «Di Kupe» и «Радио» (плакатный вызов Западу, изд. «Амбасадор», 1922) будят за рубежом симпатии к Советскому Союзу. Все же продолжительное пребывание за границей по существу с течением времени стирает грань между М. И левонастроенными сменовеховскими эмигрантами. За эти годы М. Несмотря на свой радикализм и вполне лойяльное отношение к СССР фактически срастается с лит-ой общественностью Варшавы и ставит себя вне рядов советской литературы.
Однако разгул фашистской реакции на Западе, в частности в Польше, контраст между пролетарской национальной политикой СССР и погромной травлей еврейских масс на Западе вызвали в 1924 волну реэмиграции.Вслед за Нистором, Л. Квитко, Д. Гофштейном и др. М. Возвращается в 1926 в СССР. Здесь начинается новый, наиболее значительный этап его творчества, который выдвигает его в первые ряды советской еврейской литературы. Он публикует поэму «Харьков» (1927), где вскрывает процессы возрождения трудовых масс, обновления жизни угнетенного еврейского и украинского народов на основе национальной политики Советского Союза. В поэме «Братья», одном из наиболее значительных произведений литературы народов СССР о гражданской войне, М.
Рисует ряд ярких картин угнетения и борьбы еврейских рабочих при царском режиме, в период империалистической, а затем гражданской войны и революции. Братья рабочие (сыновья еврейского кустаря), сражаясь на всех наших фронтах, погибают - один под Варшавой, другой - у Перекопа. В этом произведении жертвы вполне оправданы героической борьбой за социальное преображение мира. Почти одновременно с поэмой «Братья» М. Печатает роман «Из века в век» (до этого романа Маркиш написал лишь один рассказ «Товарищи-кустари» - незначительный в художественном отношении и страдающий идеологическими срывами). В центре этого романа (русский перевод Б. Маршака, Гиз, 1930) - не столько фигуры творцов нового мира, сколько пассивные жертвы исторического процесса.
Но события еврейской жизни рассматриваются уже в тесной связи с войной и революцией, даже погромы показаны в свете большого социального процесса. Вскрывая в этом романе гнилостный характер всей националистической идеологии, М. Выделяет здесь одного из ее представителей - Менделя (центральная фигура романа) - отца революционера Эзры. Это - последний и единственный хранитель идеи религиозной жертвенности, а вместе с тем и последняя жертва. Источник героизма уже не в «синагоге», а в революционной активности его сына Эзры. Несмотря на отдельные националистические нотки, звучащие как в романе, так и в поэме «Братья», обе эти книги представляют собой значительный этап на пути превращения еврейской попутнической литературы в союзническую.
Борьбой интеллигентски-националистических и попутнических тенденций проникнута книга поэм и стихов Маркиша «Varklepte Ziferblaten» (ГИУ, 1929).От тематики гражданской войны М. Перешел к темам социалистического строительства. Он написал поэму «Nit gedaiget» (Не тужи), где показаны процесс социального распада местечка, переход местечковых еврейских масс к земледельческому труду и классовое расслоение в коллективизирующейся еврейской деревне. Сюжет этой поэмы М. Использовал для своей одноименной драмы «Nit gedaiget», идущей в еврейских государственных театрах в Харькове и Москве и в Московском театре б. Корша (под заглавием «Земля»).За последнее время М. Написал драму «Пятый горизонт», где изображает процесс вовлечения местечковых еврейских трудовых масс в угольную промышленность, повесть «Нейтен Беккер», где показан процесс врастания в социализм вернувшегося из Америки еврейского рабочего, и пьесу «Кто кого» о борьбе за соцстроительство русской и западной интеллигенции, перешедшей на советские позиции (принята ГОСЕТ для постановки в 15-ю годовщину Октября).Творческий путь М.
- путь интеллигентски-бунтарского писателя к революции, к Октябрю, к активному участию в соцстроительстве.Библиография. Бергельсон Д., «Bicher Welt», Киев, 1919. Финкель, «Roite Welt», 1929, № 9. Жуковский С., «Stern», 1929, №№ 10-11. Берсон И., «Roite Welt», 1929, №№ 5-6. Голдес, «Prolit», 1929, № 5. Хашин A., «In span», 1926, № 1. Добрушин, Gedankengang, М. Ойслендер Н., Weg - ein - Weg - ois, Киев. Гордон Ш., «Strom», М., 1923, 2. Рейзин З., Lexikon fun den id. Literatur, Вильна, 1926. Нусинов И., От национальной скорби к социальной радости, предисловие к русск. Перев. «Из века в век», Гиз, М., 1930. Та же статья по-еврейски, журнал «Roite Welt», 1929, № 8.
Дополнительный поиск Маркиш
На нашем сайте Вы найдете значение "Маркиш" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркиш, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа