Мей
МЕЙ Лев Александрович (1822-1862) - поэт. Р. В бедной дворянской семье. Учился в Царскосельском лицее. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора. Сотрудничая с 1841 в «Москвитянине» (стихи, переводы, драма «Царская невеста»), М. Сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошелся с кружком молодой редакции «Москвитянина» (Ап. Григорьев, Островский и др.). В 1853 М. Переселился в Петербург, отдавшись исключительно лит-ой работе. Все последующее десятилетие до самой смерти М. Жил жизнью литературной богемы. В «салоне» меценатствующего графа Кушелева-Безбородко М., славившийся мастерством экспромта, на вызов гостей отозвался характерным четверостишием. «Графы и графини, / Счастье вам во всем, / Мне же - лишь в графине, / И притом - в большом».
Неумеренная страсть к «большим графинам» свела Мея в преждевременную могилу.Обладавший недюжинным поэтическим дарованием, выросший в атмосфере царскосельских лицейских традиций, М. Ощущал себя непосредственным наследником богатейшей стиховой культуры пушкинской эпохи. Однако он не мог использовать это богатство. Принадлежавший к мелкому дворянству, почти выбитому из своего положения и вместе с тем еще не перешедшему на позиции разночинства, М. Находился в состоянии глубокой деклассации. В его творчестве нет большого общественного содержания, нет зажигающей поэта социальной идеи. М. Принадлежат блестящие стихотворные переложения библейской «Песни песней», древнегреческих песней Анакреонта, красочные стилизации псевдонародного быта, древнерусской жизни.
Но и «поклонение красоте», «чистому искусству» и уход в экзотику лишены у Мея того социального стержня, который имеется хотя бы в байронических поэмах Пушкина или в усадебной лирике Фета - этой своеобразной «публицистике наоборот». Отсюда ограниченность значения оригинального творчества М. - вместе с тем одного из лучших русских переводчиков стихами - формальной виртуозностью (хотя срочная поденная работа вела М. К неоднократным срывам и в этом отношении). Оригинальное творчество М., количественно скудное, отмечено почти полным отсутствием в его стихе творческого своеобразия, самостоятельного лирического «голоса». В своих исторических драмах из русской жизни - «Царская невеста» и «Псковитянка», давших материал для либретто двух одноименных популярных опер, М.
Превращает социальную трагедию Пушкина в шаблонную историческую драму с любовной интригой на первом плане. Общественное возбуждение второй половины 50-х гг., так же как «питерская» «чердачная» жизнь М., сближение его с революционными разночинцами - Гр. Курочкиным, Чернышевским - не остались без влияния на его творчество. В стихах М. Этого периода начинают звучать мотивы из современной городской жизни, гражданские нотки (в частности следует отметить стих. «Жиды» - одно из самых сильных в русской поэзии обличений юдофобства). Наряду с переводами из Библии и переложениями древнерусских летописей он начинает усиленно переводить Гейне, Беранже. Однако смерть М. В самом начале 60-х гг. Не дала возможности «новым веяниям» выразиться в его творчестве с достаточной силой.Библиография.
I. Полное собр. Сочин., со вступ. Ст. В. Р. Зотова и библиографией сочин. Л. Мея, составл. П. Быковым, 5 тт., изд. Н. Мартынова, Петербург, 1887. Полное собрание сочинений, издание 4-е, 2 тт., Петербург, 1911 (приложение к «Ниве»). Л. А. Мей и его поэзия, ред. И ст. Вл. Пяста, Петербург, 1922. Непропущенные цензурой стихи с объяснениями Б. Л. Модзалевского, Альманах Пушкинского дома, «Радуга», 1922, Петроград.II. Протопопов М., Забытый поэт, «Северный вестник», 1888, I. Полонский Я. П., Л. А. Мей как человек и писатель, «Русский вестник», 1896, IX. Садовский Б., Поэзия Л. А. Мея, «Русская мысль», 1908, VII.III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924.
Дополнительный поиск Мей
На нашем сайте Вы найдете значение "Мей" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мей, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 3 символа