Неведомский
НЕВЕДОМСКИЙ (псевдоним Михаила Петровича Миклашевского) (1866-) - критик, публицист. Р. В быв. Уфимской губ. В семье горного инженера. Образование получил на физ.-мат. Факультете Петербургского университета. Печататься начал с 1889. Сотрудничал в журн. «Новое слово», «Начало», «Мир божий», «Образование», «Современный мир».Взгляды Неведомского, якобы соц.-дем., на деле являются «высокотипичными и естественными взглядами широких кругов нашей буржуазной интеллигенции, либеральничающего „общества , фрондирующих чиновников и т. П.» (Ленин). Смысл либеральничания Неведомского ярко раскрылся в годы после первой русской революции, когда он открыто выступил с призывом «координировать деятельность социалистическую с деятельностью кадетской партии, ибо она, по Н., «является единственной оппозиционной партией», т.
Е. По существу Н. Выступил с призывом «покончить с самостоятельной партией рабочего класса, покончить с социал-демократией» (Ленин).По определению Ленина Н. «не может писать без вывертов и выкрутасов, сбивающих с толку и читателей и самого автора». Н. Назван Лениным «героем оговорочек». Эта манера - законное выражение соглашательского характера меньшевизма - агентуры буржуазии в рабочем классе.Литературно-критическая деятельность Н. Конкретизирует его социально-политические воззрения. В сборнике «Зачинатели и продолжатели», где собраны «поминки, характеристики, очерки по русской литературе от Белинского до дней наших», в статье «Зигзаги нашей критики» Н. Развивает типично меньшевистское понимание содержания и смысла художественного творчества и меньшевистскую концепцию русского исторического процесса.
В статьях, посвященных эпохе ликвидации народничества и первым декадентам, Н. Критикует народничество, не раскрывая объективного значения этого движения. Так же, как и все меньшевики, Н. Затушевывает истинное политическое содержание идеологии представителей революционной крестьянской демократии, пытается сгладить противоречия классовой борьбы второй половины XIX в. Своеобразие Н. Состоит в том, что, разделяя типично-меньшевистскую концепцию о народничестве как движении разночинной интеллигенции, он в то же время особенно акцентирует в нем момент «дворянского покаяния», «уплаты долга» народу. Отмечая неправоту народников в отрицании прогрессивных черт капитализма, Н. Одновременно симпатизирует Михайловскому, находит в субъективизме последнего много привлекательных черт, - в то время как Ленин последовательно борется с субъективизмом.
С Михайловским Н. Сближает общее воззрение на то, что идея свободной личности есть якобы решающая и определяющая развитие русской литературы идея. Вкупе с целым рядом других меньшевистских исследователей литературы Н. Признает интеллигенцию внеклассовой группой (ст. О Белинском), передоверяет ей главную роль в борьбе за демократию, затушевывает значение борьбы рабочего класса и крестьянства.Основным условием для художника Н. Признает «внутреннюю свободу», что в переводе на язык классовой практики означает свободу писателя от партийности. Настоящее творчество писателя, по Н., питается интимным ощущением жизни, а не программной политической деятельностью класса. Рассматривая с этих меньшевистских идеалистич. Позиций творчество Горького, Н.
Приходит к выводу, что «Мать» - произведение большой революционной значимости - является якобы выражением падения таланта Горького, и это падение, по Н., «прямой результат пленения догмой, схемой». Эта оценка произведения - не единственная в хоре меньшевистской критики - была заострена против большевистской тактики в революции 1905, против связей Горького с большевиками.По-меньшевистски оценивал Н. И Л. Толстого. В статье «Смерть Льва Толстого» («Современный мир», 1910) Н. Пишет. «Лев Толстой оказался законченнейшим воплощением общечеловеческого идеологического начала - начала совести». В годы столыпинщины эта надклассовая оценка Толстого выражала практику меньшевиков-ликвидаторов, вступивших в сотрудничество с либерально-монархическими партиями буржуазии.
Пытался Неведомский и «мужицкий демократизм» Добролюбова подменить либерализмом, но получил резкий отпор со стороны Ленина.В целом Н. - один из характерных представителей меньшевизма в литературоведении .Библиография. I. Философия Фридриха Ницше, приложение к перев. Работ А. Лихтенберже, СПБ, 1902. А. И. Куинджи, СПБ, 1913 (вместе с И. Е. Репиным). Зачинатели и продолжатели. Поминки, характеристики, очерки по русской литературе от Белинского до дней наших, изд. «Коммунист», П., 1919 (и ранее, П., 1916). Историко-литературные работы Н. Печатались в «Истории России XIX в.», изд. Гранат, т. IX. В «Истории русской литературы XIX в.», изд. «Мир», т. V. В изд. «Общественное движение в России в начале XX в.», под ред. Мартова и др., т. I, кн. II. В сб.
«Вершины», СПБ, 1909. «На рубеже», СПБ, 1909. В журн. «Мир божий», «Современный мир», «Наша заря», «Новая жизнь», «Запросы жизни» и др. В книгах Писарев Д. И., Пушкин и Белинский, Гиз, М., 1923 (ст. О Писареве). Современные писатели в школе, под ред. А. Ефремина, И. Кубикова, С. Обрадовича, Гиз, М., 1925 (ст. О М. Горьком).II. Ленин В. И., Сочин., изд. 3-е, Гиз, М. - Л., 1929. Т. XII. «Заметки публициста», том XV. «Герои „оговорочки », «Принципиальные вопросы избирательной кампании», «Против объединения с ликвидаторами», «Избирательная кампания в IV Думу и задачи революционной социал-демократии».III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928.
Дополнительный поиск Неведомский
На нашем сайте Вы найдете значение "Неведомский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неведомский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 11 символа