Парадокс

137

ПАРАДОКС (греч. Paradoxos - «противоречащий обычному мнению») - выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. «Быть естественным - поза», «Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным» - О. Уайльд). Для П. Характерны краткость и законченность, приближающие его к афоризму , подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. П., и наконец необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, к-рая затрагивается П. Отсюда понятие парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений и т. Д., самый же П. Может быть и верен и неверен в зависимости от содержания.

П. Присущ не только художественной литературе, он характерен и для политической, философской и т. П. Литературы.В художественной литературе П. Играет весьма различную роль и по употреблению и по содержанию. С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы напр. Парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими. Аналогична при ином классовом содержании насыщенность П. Речи лорда Генри в «Портрете Дориана Грэя» О. Уайльда и т. Д. С другой стороны, П. Является одним из моментов самой системы повествования писателя, являясь характерной чертой его стиля (т.

Е. Уже не связывается с речью персонажа, как у Тургенева), как напр. У А. Франса, Б. Шоу, О. Уайльда, Ницше и др. И в том и в другом случае П., выступает как одно из средств поэтического языка, определяясь в своем содержании и использовании характером данного творчества и - шире - классового литературного стиля. Так, у О. Уайльда мы встречаем поверхностный и эпатирующий П. («Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности», «Этические пристрастия в художнике - непростительная манерность стиля», «Искренность мешает искусству», «Лучший способ отделаться от искушения - поддаться ему» и т. П.), у А. Франса философско-иронический («Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом»), у Б. Шоу - разоблачающий и т.

Д. И т. Д. Приближаясь к игре слов, П. Наиболее сильно культивируется авторами, тяготеющими к художественной иронии. Есть попытки перенести понятие П. В область композиции, говоря о парадоксальных ситуациях (напр. «Кентервилльское приведение» О. Уайльда, где не привидение пугает людей, а люди пугают привидение, дает парадоксальную ситуацию). Однако такое расширительное толкование П. Лишает его всякой определенности, поскольку здесь отпадают все словесные особенности парадокса как определенного словесного построения (афористичность, краткость, игра слов и т. Д.) и заменяются чисто логической формулировкой, не являющейся термином.В стилистике парадокс рассматривается в отделе фигур .Библиография. Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, сб.

«Вопросы теории и психологии творчества», т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911, стр. 335-339.

Значения в других словарях
Папини

ПАПИНИ Джованни (Giovanni Papini, 1881-) - итальянский писатель. Р. Во Флоренции в бедной мещанской семье. О воспитании, детстве и юности П. Дает много сведений его автобиографический роман «Конченный человек». Творческий путь П. Крайне извилист. «Капризный бродяга без руля», как писатель сам себя называет, П. В поисках выхода из мрачного лабиринта, каким ему рисуется жизнь, все время мечется, проходя в порыве искания стадии от футуризма через буддизм, анархизм и атеизм до фашизма и католицизма..

Парабаза

ПАРАБАЗА (греч. Parabasis - «выступление вперед», «продвижение») - термин античной поэтики. Так называлось движение хора в древнегреческой комедии V в. До нашей эры, когда по окончании части комедии, называемой «агон» (состязание), после ухода актеров хор сбрасывал с себя гиматии (плащи) и, повернувшись лицом к зрителям, подходил к ним на несколько шагов. Впоследствии парабазой стали называть всю дальнейшую песнь хора.Свое происхождение парабаза ведет от праздничних обрядовых хороводных песен в..

Параллелизм

I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры - грамматической и семантической. Пример. «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. Широко распространен в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы. Особенно известен так наз. Parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в ..

Пардо-Басан

ПАРДО-БАСАН Эмилия, графиня (Emilia Pardo Bazan de Quiroga, 1852-1921) - одна из крупнейших испанских писательниц прошлого века. В своих произведениях П.-Б. Ярко отразила смятение и растерянность дворянской интеллигенции, бывшей свидетельницей политических бурь, пережившей падение и восстановление испанской монархии (1868-1874) и недовольной капиталистической действительностью, выражавшей свой протест против нее. Находясь под сильным влиянием Золя, П.-Б. Явилась наиболее последовательным провод..

Дополнительный поиск Парадокс Парадокс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парадокс" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парадокс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа