Путешествие
ПУТЕШЕСТВИЕ - наравне с хроникой - одна из форм изложения научной литературы (гл. Обр. До сер. XIX в.), именно форма изложения географич. И этнографич. Сведений. В этом понимании П. Выходит за пределы изучения художественной литературы и привлекается к историко-литературному анализу лишь в той мере, в какой в известные эпохи (эпохи синкретизма прозаических жанров) оно является показательным для характеристики литературных стилей. Так, в этом плане подлежат изучению П. Античных писателей или «паломничества» раннего средневековья. Однако П. Как форма изложения оказывает огромное влияние на развитие художественной литературы, выступая в качестве одного из наиболее распространенных способов композиции в повествовательных и описательных жанрах.Уже в античной литературе засвидетельствованы две типичных формы художественного путешествия.
Путешествие в качестве основного сюжетного стержня авантюрной эпопеи («Одиссея») и романа как авантюрного (поздне-греческие романы), так и нравоописательного, сатирического («Сатирикон» Петрония) стремится создать фикцию реальности изображаемого. Наряду с этим П. Пародийное (Лукиан) построено именно на убеждении читателя в нереальности сообщения.Как сюжетный стержень П. Проходит во всех видах авантюрной эпопеи и романа - от пилигримских саг средневековья (путешествие Брандана) через куртуазный роман (поиски св. Грааля) и роман галантно-рыцарский (путешествие Амадиса и других странствующих рыцарей, пародически - путешествие Дон-Кихота), через плутовской роман («скитания» Лазарильо, Жиль-Блаза и др.) и робинзонаду (путешествие Робинзона Крузо), через роман бытовой нравоописательный (П.
Как основной сюжетный стержень романов Филдинга, Смоллета, Диккенса, Теккерея, Гоголя) и приключенческий (П. В романах Марриэта, пародически - путешествия Мюнхгаузена) вплоть до романа научно-популярного (П. В романах Жюль Верна) и экзотического (П. В романах Стивенсона, Дж. Лондона, Конрада и др.). Разумеется, вместе с изменениями творческого метода, жанра и стиля меняются и все моменты изображения П. Меняется мотивация П. - паломничество, торговая поездка, поход дополняются П. Исследовательским, образовательным, в поисках работы. Меняется с уточнением географических сведений маршрут П. - необычайные приключения переносятся из «Липкого моря» и «Вертящихся островов» средневековья на «белые пятна» карт Америки, Африки, Азии.
Меняется характер изображения - в центре интереса стоит то необычайность, экзотика приключения (П. В романе авантюрном, приключенческом, экзотическом) то, напротив, обыденное, типическое среды (П. В романе нравоописательном и сатирическом). Разумеется, что в последнем случае мотив П. Приобретает характер чисто внешнего скрепления, поскольку он дает автору возможность переносить действие из одной среды в другую. Самое же П. Не привлекает внимания ни автора ни читателя.Следует отметить, что свойственный творческому методу сентиментализма и романтизма, а отчасти и реализма (психологический роман) перенос внимания с внешней среды на переживания героя создает в XVIII-XX веках виды литературного П., не свойственные более ранним эпохам.
Сентиментальное П. (путешествия Стерна, Карамзина), перерастающее иногда в публицистическую форму («Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева), и лирическое П. (путешествие Чайльд-Гарольда Байрона).Близко к этим жанрам примыкает и путешествие как форма «воспитательного романа» («Вильгельм Мейстер» Гёте, «Гейнрих фон Офтердинген» Новалиса). Во всех этих видах романа впечатления путешествия интересуют автора не сами по себе, но лишь теми переживаниями, к-рые они пробуждают «в душе героя».Другая линия литературного использования путешествия - «вымышленное П.» (voyage imaginaire) - создает одну из распространеннейших форм романа утопического и сатирического, начиная от Сирано де Бержерака и Вольтера и кончая - в современной литературе - Г.
Уэлльсом. И здесь общей является лишь внешняя схема П., конкретное же ее содержание бесконечно изменяется.Наряду с повествовательными жанрами путешествие широко используется в описательных жанрах - от излюбленных «прогулок» ложноклассической и сентиментальной поэзии (Брокес, Делиль, кладбищенская поэзия) до П. Как скрепляющего стержня очерковой литературы («Путешествие в Эрзерум» Пушкина, «Фрегат Паллада» Гончарова). Описательная поэзия, Очерк, Роман..
Дополнительный поиск Путешествие
На нашем сайте Вы найдете значение "Путешествие" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Путешествие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа