Пыпин

89

ПЫПИН Александр Николаевич (1833-1904) - крупнейший представитель культурно-исторической школы в литературоведении (см. Методы домарксистского литературоведения). Р. В дворянской семье. Учился в саратовской гимназии, Казанском и Петербургском ун-тах (1849-1853). Первая печатная работа - отрывки из кандидатской диссертации о Вл. Лукине (1853). С 1857 - магистр русской словесности. 1858-1860 провел в заграничной командировке. 1860-1861 - профессор СПБ университета по кафедре всеобщей литературы. В 1861 ушел в отставку в результате реакционного нажима правительства на университет. Оставив университет, ушел в журнальную деятельность. Работал в «Современнике» до его закрытия (1866), был членом редакции, некоторое время - ответственным редактором.

С 1866 стал печататься во вновь открытом «Вестнике Европы», сохраняя тесную связь с ним до конца жизни. В 1871 был избран академиком, однако по представлению министра народного просвещения гр. Д. Толстого в избрании не был утвержден царем. Вторично и уже окончательно стал академиком в 1898.Научные интересы П. Были крайне многообразны. История русского языка, палеография, фольклор, древнерусская литература, русская литература XVIII-XIX вв., историография. Помимо научной деятельности П. Значителен и как редактор, переводчик, популяризатор. Обладая исключительной эрудицией и трудоспособностью, П. Оставил большое количество научных работ.П. - один из наиболее ярких представителей либерально-буржуазного просветительства, пропагандировавший идеи всесторонней европеизации России, расширения образования, постепенной ликвидации остатков крепостничества и т.

Д. В своих философских воззрениях П. Ближе всего стоял к позитивизму. Вслед за Тэном П. Выдвигал на первый план понятие «расы» и «среды», в совершенно тэновском духе трактовал вопрос о «национальном характере». В исторических работах выступал как идеалист. Социальные отношения всюду рассматривались П. Как простое следствие распространения известных мнений. Решающее значение П. Придавал «действию на массы образованных классов», считая, что без этого массы останутся без «нравственного обеспечения» и почти без возможности участвовать сознательно в «высших интересах национального развития» («Характеристика литературных мнений», стр. 243). В системе своих взглядов на ход исторического развития Пыпин сделал большой шаг назад по сравнению с Чернышевским.Рассматривая литературу как деятельность общественную, П.

Выступал против теоретиков так наз. «чистого искусства» (первое такое выступление П. - критическая статья о книге Милюкова «Очерк истории русской поэзии»). П. Рассматривал литературу как выражение народного самосознания, признавал публицистический элемент вполне законным элементом «литературной истории», отмечал особую роль литературы в деле воспитания общества и т. Д. Однако в своей интерпретации взглядов Белинского и Чернышевского на задачи литературы и искусства П. Притуплял их революционное острие, выхолащивал их революционно-демократическое содержание, выступая с позиций либерально-буржуазного просветительства. В то время как для Чернышевского выражением «народного самосознания в литературе» являлось коренное отрицание существовавших общественных порядков, служившее мощным оружием в борьбе с режимом российского самодержавия в деле подготовки народных масс к его ниспровержению, Пыпин не шел дальше умеренно-либеральных требований.

Следует также иметь в виду, что либерализм П., наиболее ярко проявлявшийся в период его сотрудничества в «Современнике», впоследствии основательно поблек. В либеральном духе интерпретировал П. Программу «старого русского крестьянского социализма» («Мои заметки»), как либерал он оценил и исторический смысл и значение крестьянской революции, выступив в своей статье о Салтыкове с апологетикой российского дворянства, певцом прогрессивных стремлений его «просвещенной и великодушной части» и т. Д. Пыпин резко отрицательно относился к революционным методам борьбы народничества 70-х гг., что особенно ярко сказалось в его статьях о Салтыкове.В своем понимании специфики художественной литературы П. Также сделал большой шаг назад по сравнению с Белинским, Чернышевским и Добролюбовым.

В «Характеристиках», говоря о значении историко-литературной деятельности Белинского, Пыпин заявлял, что история литературы теперь становится историей уже не столько литературы собственно, сколько историей образования общественной жизни, «нравов». Границы, отделяющие литературу от других областей идеологии, были так. Обр. Окончательно утрачены, и содержание литературоведения как науки расплылось в безбрежном море вопросов, входящих составной частью в историю культуры. Неудивительно, что П. Предъявил Белинскому обвинение в том, что тот «из-за художественного интереса литературы не усматривал ее величайшего интереса историко-культурного» (Введение к «Истории русской литературы», стр. 12). П. Обнаружил здесь как непонимание революционно-демократической партийности критики Белинского, так и непонимание специфики художественного творчества.

Нет никаких оснований к тому, чтобы рассматривать П., как это делают нек-рые исследователи (Сакулин, Щеголев и др.), в качестве преемника и истолкователя воззрений Чернышевского. П. Связывали с Чернышевским родственные отношения, к-рые он не прекратил и после расправы самодержавия с Чернышевским, продолжая поддерживать с ним деятельную переписку и проявляя большую заботу о его семье. Влияние Чернышевского на формирование взглядов П. Несомненно. Однако столь же бесспорно и то, что Пыпин не разделял революционно-демократической программы свержения самодержавно-крепостнического строя и в своих работах выступал как типичный представитель умеренного либерализма.Работы П. Оказали большое влияние на русское литературоведение.

Вплоть до Октябрьской революции культурно-историческая школа, крупнейшим представителем которой был П., сохраняла свое господство в науке о литературе. Учениками П. Могут считаться - Шахов, Истрин, Венгеров, Сакулин, Пиксанов и мн. Др. В настоящее время либерально-буржуазные работы П. Имеют известное значение в своей фактической части.Библиография. I. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857. Обзор истории славянских литератур, СПБ, 1865 (изд. 2, в значительно расширенном и переработанном виде, 2 тт., СПБ, 1874-1881, с участием В. Д. Спасовича по польской литературе). Общественное движение в России при Александре I, СПБ, 1871 (изд. 5, П., 1918). Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х гг., СПБ, 1875 (изд.

4, 1907). Белинский, его жизнь и переписка, 2 тт., 1876 (изд. 2, 1908). История русской литературы, 4 тт., СПБ, 1898-1899 (изд. 4, СПБ, 1911-1913). История русской этнографии, 4 тт., СПБ, 1890-1892. М. Е. Салтыков. Идеализм Салтыкова. Журнальная деятельность, СПБ, 1899. Н. А. Некрасов, СПБ, 1905. Мои заметки, М., 1910. Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в., П., 1916. Религиозные движения при Александре I, П., 1916. Очерки литературы, общественности при Александре I, П., 1917. Журнальные статьи, опубликованные в «Вестнике Европы» в различные годы. Крылов и Радищев, 1868, № 5. Русское масонство до Новикова, 1868, №№ 6, 7. История текста сочинений Пушкина, 1887, № 2. Новые объяснения Пушкина, 1887, №№ 10 и 11.

Идеализм М. Е. Салтыкова, 1889, № 6. Русское славяноведение в XIX ст., 1889, №№ 7-9. Журнальная деятельность М. Е. Салтыкова, 1889, №№ 10-12.II. 50-летие научно-литературной деятельности акад. А. Н. Пыпина, СПБ, 1903 (из «Литературного вестника», 1903, № 3). Архангельский А., Труды Пыпина в области истории русской литературы, «ЖМНП», 1904, № 2. Сакулин П. Н., А. Н. Пыпин. Его научные заслуги и общественные взгляды, «Вестник воспитания», 1905, № 4. Стеклов Ю. М., Записка А. Н. Пыпина по делу Чернышевского, «Красный архив», 1927, т. III (22). Глаголев Н., К критике историко-культурной школы, «Русский язык в советской школе», 1931, №№ 4 и 5. Пиксанов Н. К., Акад. А. Н. Пыпин. К столетию со дня рождения, «Вестник Академии наук СССР», 1933, № 4.III. Барсков Я.

Л., Список трудов акад. А. Н. Пыпина, 1853-1903, СПБ, 1903 (с аннотациями. Более поздние публикации указаны в «Материалах для биографического словаря действ. Членов имп. Академии наук», ч. 2, П., 1917. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, М.-Л., 1924..

Значения в других словарях
Пчела

ПЧЕЛА (греч. Melissa - по уподоблению пчеле, собирающей сок от различных цветов) - древнерусский сборник преимущественно изречений на темы житейской морали. Подобные сборники и под тем же названием встречаются и в других славянских литературах. Родина П. - Византия, где уже в V в. Была составлена Иоанном Стовейским гномология по «языческим» авторам, а в VII веке - другая, включавшая также изречения христианских писателей, приписываемая Максиму Исповеднику. В XI в. Они были объединены вместе мона..

Пшибышевский

ПШИБЫШЕВСКИЙ Станислав (S. Przybyszewski, 1868-1927) - польский писатель, один из главных представителей направления, носившего название «Молодая Польша» (см. Польская литература). Сын сельского учителя в Прусской Польше. Юношей стал писать религиозные песни для местной католической церкви. Настоящую литературную деятельность П. Начал в 90-х гг. В Берлине на немецком языке. Затем некоторое время провел в Норвегии, где сблизился с Стриндбергом. Вернувшись из Норвегии в Берлин, П. Стал редактором ..

Пыстин

ПЫСТИН Илья Иванович (Иливапыс, 1907-) - коми писатель. Р. На Печоре (с. Троицко-Печорское Коми области). Сын батрачки. Учился в совпартшколе. В 1924 вступил в комсомол, с 1927 - в партии. Ряд рассказов и очерков П. Печатался в коми журналах «Ордым» и «Ударник» и в альманахах.В своих рассказах П. Изображает классовую борьбу в деревне, гл. Обр. В период гражданской войны («Семук», «Воронье», «Восстание мылдинских кулаков» и др.). В позднейших произведениях П. Показывает социалистическое строитель..

Пьеса

ПЬЕСА (франц. Piece - «вещь», «кусок») - как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Так, в истории французского театра мы встречаем слово «пьеса» в репертуаре ярмарочных театров, которые под влиянием гонений со стороны «Comedie Francaise» и «Comedie Italienne» создают любопытнейшие жанры - «piece a ecritaux», «piece a ariette» и т. Д. Это маленькие бытовые сценки, традицию к-рых подхватил якоби..

Дополнительный поиск Пыпин Пыпин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пыпин" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пыпин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа