Ремарка

104

РЕМАРКА (французское remarque - «замечание», «примечание») - драматургический термин. Главное содержание Р. - указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей. Как общее правило, Р. Выполняет чисто служебную функцию, но иногда она может превращаться в самостоятельную художественно-повествовательную часть драматургического произведения. Р. В истории драматургии не имела одного и того же значения и не была однородной. В античной драме Р. Служила для обозначения передвижений актеров и указывала входы и выходы. В средневековом театре встречающиеся иногда в тексте литургической драмы Р. Указывали на театрализацию церковной мессы. Театр Возрождения, воспитанный на Сенеке, писавшем, как известно, свои трагедии для чтения, а не для постановок, культивировал Р.

В очень слабой степени. Таковы декламационно-риторические трагедии итальянцев Триссино, Ручеллаи, Джиральди и французов Жоделя, Гарнье, Скюдери и др., близкие к повествовательному жанру. Очень незначительно количество Р., отличавшихся явно технически-служебной ролью в драматургии испанского и английского театров XVI и XVII вв., где сами драматурги были часто актерами или постановщиками (Лопе де Вега, Кальдерон, Гейвуд, Шекспир, Бэн Джонсон и др.). Мало заботились о Р. И французские классики XVII века, декламационные трагедии которых свободно обходились без детальных указаний на переживания и действия персонажей.Р. Драматург обозначает действия, к-рые персонажи должны совершить по ходу спектакля («Болингброк (обнажая меч).

Негодяй, Сейчас на веки будешь ты безвреден» - Шекспир, Ричард III), а иногда дает полный сценарий поведения. Изредка в дореалистическом театре встречаются Р., поясняющие психологическое состояние, в к-ром говорится фраза (волнуясь, спокойно и т. Д.), значительно чаще указывается тон разговора (громко, шопотом и т. Д.).В несколько ином положении оказывается Р. В жанрах чисто буржуазного театра - в «слезливой комедии» или «мещанской трагедии». Сохраняя все свойства Р. Старинного театра, Р. Новой буржуазной драматургии очень сильно начинает развиваться в сторону детальной характеристики места действия и гл. Обр. В сторону вскрытия психологических мотивировок поведения персонажей.Видя в актере проводника своих идей, просветители-драматурги XVIII в.

Стремились целиком подчинить его себе. «Великий актер, - заявлял Дидро в «Парадоксе об актере», - такой же чудесный паяц - только веревочка в руках поэта, и поэт каждой своей строкой указывает ту форму, которую он должен принять». Чтобы научить актеров новым сценическим принципам, Дидро в своих драмах давал огромные Р.-инструкции, указывавшие место и положение каждого действующего лица. «В глубине зала виден отец семейства, который прогуливается медленными шагами. У него опущена голова, скрещены руки и глубоко задумчивый вид. Около камина, который расположен у одной из сторон зала, полковник и его племянница играют в трик-трак. За полковником, немного ближе к огню - Жермен, небрежно расположившийся в кресле, с книжкой в руке.

Он прерывает время от времени чтение, чтобы нежно посмотреть на Сесиль, в моменты, когда она занята игрой и не может его заметить. Полковник подозревает то, что происходит за ним. Это подозрение вызывает в нем беспокойство, которое заметно по его движениям» (Дидро, «Le pere de famille»).В знаменитом письме к г-же Риккобони Дидро отстаивал право актера повернуться спиной к зрителю, обыграть паузу, заполнить ее пантомимой и т. Д. Все эти нововведения нужно было отстаивать, за них необходимо было бороться, и скромная Р. В значительной мере выполняла эту воинственную роль сценического реформатора.В реалистическом театре ремарка превращается часто из краткого указания на состояние и возраст персонажей в характеристику действующих лиц (как в «Ревизоре» Гоголя) или в детальное описание места событий.

Нередко Р. Вскрывает действия, не выраженные в прямой речи, но характеризующие состояние персонажа (Костылев. Это я. Я. А вы тут. Одни. А-а. Вы разговаривали. (Вдруг топает ногами и громко визжит). Васка, поганая. Нищая. Шкура. (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью). Прости, господи. Опять ты меня, Василиса, во грех ввела. Я тебя ищу везде. (Взвизгивая). Спать пора. Масла в лампады забыла налить. У ты. Нищая...). Так Горький («На дне») указывает переживания, которые актер должен довести до зрителя средствами мимики и жеста. Подобная развернутая, психологическая ремарка безусловно способствует вскрытию подтекста роли и сохраняет таким образом свою значимость для театра.Излишнее увлечение Р. Драматургов, рассчитывающих создать произведение не только для сцены, но и для чтения (иногда даже в первую очередь для чтения - Lesedrama), приводит к гипертрофии Р., к-рая, теряя свою непосредственно утилитарную роль, превращается в особую повествовательную часть драматургического произведения.

«Бьет полночь, и при последнем ударе слышен какой-то шум, как будто кто-то поспешно встал с места» (Метерлинк). «У подножья врат, тяжело опершись на длинный меч, в полной неподвижности стоит некто, ограждающий входы. Облаченный в широкие одежды, в неподвижности складок и изломов своих подобные камню, он скрывает лицо свое под темным покрывалом и сам являет собой величайшую тайну. Он словно щит огромный, сбирающий все стрелы - все взоры, все мольбы, все чаяния, укоры и хулы. Носитель двух начал, он облекает речь свою в безмолвие, подобно безмолвию самих железных ворот...» и т. Д. (Андреев, Анатэма).В советской драматургии беллетризированной Р. Сильно увлекается В. Вишневский. «Музыкальное вступление. Рев, подавляющий мощью и скорбью.

Стремительные взрывы могучего восторга, теснящего дыхание и обжигающего. Шум человеческих деяний, тоскливый вопль зачем , неистовые искания ответов и нахождений» и т. Д. (В. Вишневский, Оптимистическая трагедия).Подобные повествовательные Р., выражающие то, что не может быть передано сценическими средствами, естественно ничем своего присутствия в спектакле не обнаруживают и остаются лишь неким инородным, чуждым драматургическому произведению, беллетристическим привеском.Беллетристическую обработку Р. Для пьесы, предназначенной только для постановки, навряд ли можно считать целесообразной. Авторские беллетризированные Р. Редко оказываются полезными для постановщика и обычно он их просто игнорирует. Пьесы же, предназначенные только для чтения, от беллетристических Р.

Конечно могут и выигрывать. Драма.

Значения в других словарях
Релькович

РЕЛЬКОВИЧ Матия Антун (Relkovic, 1732-1798) - хорватский («славонский») писатель. Сын австрийского офицера и сам офицер, попавший в плен к пруссакам во время Семилетней войны. В плену приобрел некоторое знакомство с жизнью европейского мещанства и с немецкой и французской литературой. Вернувшись на родину, Р. Стал в качестве дидактического поэта проповедником мелкомещанских «добродетелей». Скромности, бережливости, супружеской верности и т. П. Главное его сочинение - дидактическая поэма «Сатир» ..

Ремарк

РЕМАРК Эрих Мария (Erich Maria Remarque, 1898-) - современный немецкий писатель. Мировую известность получил в 1929, когда вышел его первый роман «Im Westen nichts neues» (На западном фронте без перемен), переведенный на большинство европейских языков. В период усиленной подготовки империалистических держав к войне книга Ремарка, с натуралистической откровенностью и большой эмоциональной силой раскрывающая страшные «будни» войны, воспринималась пацифистской интеллигенцией всего мира как акт подл..

Рембо

РЕМБО Артюр (Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854-1891) - выдающийся французский поэт. Биография Р. Необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. Бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания, ханжества провинциальных мелких буржуа. В период Франко-прусской войны подросток Р. Насмехался над патриотами. В 1871, попав в Париж, участвовал в борьбе Коммуны. Очутившись после парижских баррикад в провинциальном захолустьи, Р. Послал свои стихи в Па..

Реми

РЕМИ Тристан (Tristan Remy, 1897-) - французский писатель. Член французской компартии. Мелкий железнодорожный служащий из крестьянской семьи, Р. Отражает настроения революционизирующейся мелкой буржуазии. В изображении быта Р. С трудом освобождается от влияний натурализма («Porte Clignancourt», 1928), соединяющегося с мелкобуржуазным романтизмом. В центре внимания писателя - искатели приключений, бродяги, протестующие индивидуалисты. В интригу Реми вносит некоторый элемент таинственности. Атмосф..

Дополнительный поиск Ремарка Ремарка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ремарка" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ремарка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа