Серапионовы братья

84

«СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ» - Объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Ленинграде 1 февраля 1921. Название его заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана «Серапионовы братья», в к-рых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона. Членами объединения были. Л.Лунц, И.Груздев, М.Зощенко, В.Каверин, Н.Никитин, М.Слонимский, В.Шкловский, Вл.Певзнер, Е.Полонская, К.Федин, Н.Тихонов, Вс.Иванов.В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчеркивало свою аполитичность. Наиболее полно позиции «С.б.» выражены в декларативной статье «Почему мы Серапионовы братья» («Литературные записки», 1922, №3), подписанной Л.Лунцем, в к-рой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья.

С коммунистами или против коммунистов. За революцию или против революции?» было ответом. «Мы с пустынником Серапионом». М.Зощенко прямо заявлял. «С точки зрения партийных я беспринципный человек. Я не коммунист, не монархист, ни эс-эр, а просто русский» (там же). «С.б.» в ряде статей выступили против идейности в искусстве («Мы пишем не для пропаганды», декларировал Л.Лунц), отстаивая старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения. Позиции объединения отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота. Идейным и художественным руководителем «С.б.» был Е.Замятин . Опубликованные декларации и альманах «Серапионовы братья» (П., «Алконост», 1922) вызвали оживленную дискуссию.

В выступлениях В.М.Фриче, В.Полянского, П.С.Когана и др. Была обнажена реакционная основа деклараций «С.б.», враждебной пролетарской идеологии, и смысл их нарочитой аполитичности.Но уже с самого возникновения объединение не было однородным ни по политическим ни по литературным симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой большинства «С.б.» наблюдалось противоречие. Если часть «братьев» стремилась целиком осуществить изложенные выше принципы, то другие - с начала творческого пути пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности. Так, Вс. Иванов публикует повесть «Бронепоезд №14-69» («Красная новь», 1922, кн. 6) и другие произведения партизанского цикла, революционная суть к-рых несомненна.

Не соответствовали декларациям «С.б.» творческие устремления Н.Тихонова , целый ряд стихотворений к-рого («Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» и др.) вошел в железный фонд советской революционной поэзии, а поэма «Сами» явилась одним из лучших произведений, посвященных Ленину. Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях К.Федина , Н.Никитина , М.Слонимского Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев». Так, Каверин, Зощенко стремились к объективистскому показу действительности, в то время как напр. Уже в ранних произведениях Вс. Иванова ярко сказывается увлеченность автора пафосом партизанской борьбы против белых. Чуждой оказалась ряду «серапионовцев» и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан-Дойль), провозглашенной в статье Л.Лунца «На Запад» («Беседы», 1923, №3).

В то время как так наз. «западное крыло» объединения (Л.Лунц, В.Каверин, М.Слонимский) в центр внимания ставило авантюрный остро-сюжетный жанр - «западную новеллу», «восточное крыло объединения» (М.Зощенко, Вс.Иванов и др.) работало над бытовым рассказом, используя фольклорный материал. Характерно, что отсутствие единства литературно-политических и творческих принципов «С.б.» вызвало резкое недовольство Е.Замятина, указавшего, что почти все «С.б.» «сошли с рельс и поскакивают по шпалам» («Литературные записки», 1922, №1). Пестроту идеологических убеждений вынужден был признать Л.Лунц, писавший - «у каждого из нас есть идеология, есть и политические убеждения, каждый хату свою в свой цвет красит», и с горечью констатировавший наличие у них «идеологических расхождений».

С 1923-1924 Объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило свои собрания.Победы, одержанные партией и пролетариатом Советского Союза и рост успехов социалистического строительства оказали решающее влияние на диференциацию интеллигенции. Лучшие из «серапионовцев» приняли платформу советской власти. «Похищение Европы» Федина, «Кочевники» и «Война» Тихонова, «Повесть о Левинэ» Слонимского и ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их полном разрыве с иллюзиями о «беспартийности» художника.Библиография. «Серапионовы братья» о себе, «Литературные записки», 1922, №3. КоганП., Литература этих лет, изд. «Основа», Ив.-Вознесенск, 1924. ПолянскийВ., Вопросы современной критики, Гиз, М. - Л., 1927.

СаяновВ., Современные литературные группировки, изд. «Прибой», Л., 1928. ПолонскийВ., Очерки литературного движения революционной эпохи (1917-1927), Гиз, Москва - Ленинград 1928..

Значения в других словарях
Сералин

СЕРАЛИН Мухамметжан (?-1924) - казахский поэт. Основатель и редактор первого казахского журн. «Айкоп» (буквальный перевод «Футляр луны»), выходившего в Троицке в 1911-1913. С. - автор сборников стихотворений «Топ-Жарган», «Кенесары Наурузбай», переводчик «Рустема и Зораба» Фирдоуси (с перевода Жуковского). Главное значение С. В истории казахской литературы и общественности определяется его культурной деятельностью, связанной с журн. «Айкоп». Последний под руководством С. Выдвигал и обсуждал акту..

Серао

СЕРАО Матильда (Matilde Serao, по мужу Скарфольо, 1856-1927) - итальянская романистка и журналистка. Р. В Патросе, в семье журналиста. Из произведений Серао лучшее - ее новеллы («Государственный телеграф», «Свинопаска Комитуччия» и др.). В ряде своих романов - «Il ventre di Napoli» (Чрево Неаполя, 1884), «Il paese di cuccagna» (Страна изобилия, 1891) - С. Является последовательницей веристов (см. Веризм). Неаполь в изображении С. - город беззаботного веселья, игры в лото, карнавалов, где жители ..

Серафимович

СЕРАФИМОВИЧ Александр Серафимович (псевдоним А.С.Попова, 1863-) - пролетарский писатель. Р. В станице Нижне-Курмаярской. Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский ун-т, на физ.-мат. Фак-т, С. Попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе Александром Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III С. Был арестован и выслан в Архангельскую губ. В ссылке написал свой первый рассказ «На ль..

Сербская литература

СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Первые зачатки С.л. Относятся к концу XII и началу XIIIв. (так наз. «Евангелие Мирослава» и пр. Памятники). Эта и почти вся последующая средневековая С.л. Носит церковный характер. Это - евангелия, требники, каноны, жития святых и апокрифы. Немного более широкой известностью среди этих памятников - а их около 2 000 - пользуется только «Кодекс царя Душана» (Душанов законик) XIVв. Как важный исторический памятник. Есть среди этих памятников и ряд средневековых романов, соверш..

Дополнительный поиск Серапионовы братья Серапионовы братья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Серапионовы братья" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Серапионовы братья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа