Сергеев-Ценский
СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ Сергей Николаевич (1876-) - писатель. Был учителем, затем офицером, поручиком запаса. Участвовал в русско-японской войне. Впервые в печати выступил в 1901 сборником «Думы и грезы».Своим дооктябрьским творчеством С.-Ц. Отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 С.-Ц. Хранил веру в свободное развитие человечеств («Верю!»). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. - Шевардин («Сад»), Хохлов («Маски») - это беспочвенный и стихийный поборник отвлеченной правды, не понимающий реальных методов борьбы.Творчески самоопределяется С.-Ц. В период 1905. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц.
Невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинен случайностям. Основные герои С.-Ц. - пессимисты, иппохондрики, лишенные воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме «Движения» С.-Ц. Рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчиненность человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея вырождения с глубоким лиризмом развертывается С.-Ц. В одной из лучших его поэм «Печаль полей» (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева).
Финал рассказов С.-Ц. Смерть, перипетии умирания рисуются им детально («Наклонная Елена», пьеса «Смерть» и др.).В 1907 вышел принесший литературную известность роман «Бабаев», в к-ром революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора - на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли «усмирителя» и хранителя старого порядка.Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. Встретил враждебно. В рассказе «Капитан Коняев» (1918), он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи - стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушния, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность.
Деградация России - лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом. Революция означает с точки зрения С.-Ц. Торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. Рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей - рабочим, революционерам-коммунистам, - С.-Ц. Извращает их. Предревком Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев - это дегенераты, в прошлом убийцы, в к-рых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. Проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.После Октября С.-Ц.
Написал роман «Обреченные на гибель» - вторую часть начатой еще до революции эпопеи «Преображенье». (первая часть «Валя»). С.-Ц. Стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. В период реакции 1907-1909 интеллигенция, испытывая панический страх перед народом, все надежды переносила на защищающую ее от ярости народа власть штыков. Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.В последний период С.-Ц. Дал новый роман «Зауряд-полк», являющийся продолжением романа «Обреченные на гибель». В романе, тематически посвященном описанию жизни полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью показать «благородство» прапорщика Ливенцова, а не тяжелую участь солдат.Сергеев-Ценский написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы.
В повестях «Поэт и поэт» (1933), «Гоголь уходит в ночь» (1933), «Невеста Пушкина» (1934) С.-Ц. Дает поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр. Дан только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголя-художника стерта, без оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.В рассказах 1934 - «Памяти сердца» и «Поезд с юга», - С.-Ц. Создает искаженный образ нового человека и с тоской вновь пишет о «слабой» интеллигенции и ее «страданиях». Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими подробностями.Свое отрицательное отношение к действительности С.-Ц. Прикрывает подчас символами, условностями и недосказанностями, аллегорическим развертыванием идей.
Он пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривленным людям. Показывая бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. Противопоставляет этому непреоборимую силу природы. Он воскрешает традицию дворянской литературы, боготворит землю, ее целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в соответствии с общим характером творчества С.-Ц. И природу дает печальной. Не случайно преобладание образа осени, увядания («Печаль полей», напр.). Стиль его манерен. В нем сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью и склонностью к символам и недомолвкам.Библиография. I. Рассказы, т.I-VII, СПБ - М., 1907-1916. Полное собр. Сочин., изд. «Мысль», Л., 1928. Бабаев, Роман, изд. То же, Л., 1928. В грозу, (Рассказы), изд. «Федерация», Л., 1928.
Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. «Пролетарий», Харьков, (1928). Печаль полей, изд. 4, Моск. Т-во писателей, (М., 1929). Преображение. Эпопея, ч.1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. То же (М., 1929). Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930. Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская литература», М., 1933. Избранные произведения, ГИХЛ, (М.), 1933. Движение, (Рассказы), изд. Моск. Т-ва писателей, (М., 1933). Мишель Лермонтов, Роман в 3чч., изд. То же, (М., 1933). Около моря (Рассказы), ГИХЛ (М. - Л.), 1934. Невеста Пушкина, Роман в 2чч., изд. «Советская литература», М., 1934. Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935. Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский писатель», М., 1935.II. КранихфельдВ., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч.
В его книге «В мире идей и образов», т.II, СПБ, 1912). МорозовМ., Поэт безволия, в книге автора «Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911. ГорнфельдА., Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII. БочачерМ., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV. ВоровскийВ., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т.II, М. - Л., 1931. ГоффеншеферМ., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III. УсиевичЕ., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, №3..
Дополнительный поиск Сергеев-Ценский
На нашем сайте Вы найдете значение "Сергеев-Ценский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сергеев-Ценский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 15 символа