Сиддхартха

72

СИДДХАРТХА (Siddhartha) - имя основателя буддизма. Чаще его называют Буддха («Пробужденный»), Гаутама (Готама - по имени одного из родов племени Шакья, к к-рому он принадлежал) или Шакья Муни - «Мудрец из племени Шакья». Условно считается, что он родился приблизительно ок. 563, умер ок. 483 до н.э., хотя исторически его существование не доказано. Легендарная биография С.-Буддхы, излагаемая в канонических сочинениях буддистов, включает ряд драматических положений и воздействующих на чувство слушателя контрастных ситуаций. «Четыре встречи» воспитанного в роскоши и неге юноши с мертвецом, больным, старцем и отшельником - встречи, открывающие С. «тщету и суету земного». Уход его из отчего дома в поисках истинного знания.

Искушение С. Царем демонов - Марой, обещающим ему власть над миром. Познание С. «истинного пути» освобождения от вечного круга рождений. Его дальнейшая жизнь нищего скитальца-проповедника, живущего лишь для того, чтобы «наставить на путь истины» свой народ. Предательство ученика и родственника С. - Девадатти. Спор царств из-за праха Буддхы - таковы наиболее яркие мотивы этой легенды, использованные не раз мировой литературой для пропаганды идей квиетизма и «непротивления злу».Возникновение легенды о жизни С.-Буддхы в Сев. Индии в середине первого тысячелетия до н.э. Является чрезвычайно показательным. К этому времени в основном закончен распад родового строя на севере полуострова, и мы имеем вполне сложившееся классовое общество.

Господствующим классом выступает класс феодалов-кшатриев, выразителями идеологии к-рых являются брахманы. К кшатриям примыкают и другие привилегированные касты. В этот период уже значительна роль торговых слоев вполне сложившихся и быстро растущих городских центров. Торговым городским слоям было совсем не на-руку кастовое деление, и они повидимому ищут из него выхода. На основе подобных социальных отношений в Сев. Индии и развивается буддизм с характерным для него пессимистич. Мировоззрением и индивидуализмом. Повидимому к этому периоду следует отнести возникновение и другого индийского легендарного образа «Махапуруши» (великого человека, героя), одаренного всеми качествами военного аристократа. Очевидно в лице С.

Мы имеем слияние двух художеств. Образов, возникших в той же социальной среде. С. Часто называется в буддийской литературе Махапуруша. Проповедь Буддхы в ее «внесословном» аспекте была весьма выгодна торговым слоям индийского города того времени. Это подтверждают основные буддийские легенды, где купцу отведена не последняя роль. Буддизм был порождением города, а не сельской общины, как это думали некоторые. В легендах более позднего времени, в частности в джатаках , купец почти всегда выступает в положительной роли. Хотя эти литературные произведения и датируются в дошедших до нас редакциях начиная с Iв. До н.э., однако нельзя не усматривать в них более раннюю основу.В европейской литературе о буддизме существует три основных точки зрения на легенду о С.

Одни исследователи, среди к-рых первое место занимает Керн (H.Kern, 1830-1917), считают, что все сказание является сплошным вымыслом, возникшим в VI-Vвв. До н.э. На севере Индии. Другие, и в первую очередь Сенар (E.Senart, 1847-1928), допускают, что в основу легенды легло жизнеописание религиозного реформатора, жившего в середине первого тысячелетия до н.э. В долине Ганга, но что эта биография чрезвычайно затемнена элементами вымысла. Третьи наконец, как Ольденберг (H.Oldenberg, 1854-1920), пытаются восстановить жизнь С.-Будды, исходя из буддийских канонических книг, гл. Обр. Южной школы. Повидимому действительно наиболее древние части буддийского канона, некоторые проповеди (в частности первая проповедь в «Роще газелей» близ Бенареса) и разговор Будды с учениками (в «Махапариниббанасутта») восходят к претерпевшим сильное изменение проповедям и разговорам какой-то исторической личности.

Все остальное является бесспорно вымыслом. Буддийская легенда видоизменялась вместе с развитием этого культа, что легко прослеживается по основным произведениям буддийской литературы. До сих пор нет всестороннего исследования этого вопроса, хотя и делались попытки в данном направлении, среди к-рых следует упомянуть работу Charles Eliot’а «Hinduism and Buddhism» (L., 3 vv., 1921), к сожалению недостаточно критическую. Основным недостатком всех работ по легенде о С. Следует считать игнорирование характеристики социальной среды, отдельных исторических этапов ее развития.Легенда о С. Разработана в многочисленных памятниках буддийской литературы (см. «Индийская литература»). Наряду с культовыми текстами среди них имеются и высокохудожественные произведения, как несколько поэм знаменитого поэта Асвагоши .

Легенда о С. Получила отражение и в европейской литературе. Средневековое сказание о признанных святыми христианской церковью Варлааме и Иосафате, известное уже с VIIв. Н.э., представляет собой не что иное, как пересказ буддийской легенды. Установлено, что имя Иосафат, или Иоасаф, есть испорченное бодхисат, бодхисатва. В христианском сказании точно повторяются эпизоды из жизни С., в частности эпизод «встреч», приводящий будущего Будду-Гаутаму к отшельничеству. Помимо того в сказание о Варлааме и Иосафате включены некоторые притчи и вводные рассказы, известные в индийской литературе, находимые в джатаках и других аналогичных кратких повествованиях. Предполагать, что легенды о С. Попали в Европу, как это делают некоторые, через посредство манихеев, является ошибочным.

Во-первых, самый сюжет буддийского повествования весьма далек от всего того круга мифологических и литературных мотивов, к-рые мы находим у манихеев, во-вторых, это является совершенно излишним, т.к. Существует персидская версия сказания, написанная еще на пехлеви. Правильнее будет думать, что легенда о С. Попала при Сасанидах в Иран, где верней всего была заимствована несториянами, перенесшими ее в Египет, откуда она перекочевала в Европу. Уже в самом начале XVIIв. Португалец Диего до Конто указал на связь сказания о Варлааме и Иосафате с легендой о С.Из литературных обработок XIXв. Наибольший успех имела в свое время поэма «Свет Азии» (The Light of Asia, 1879), принадлежащая английскому поэту Эдвину Арнольду (E.Arnold, 1832-1904).

Арнольд изложил буддийскую легенду, но художественный образ, созданный английским поэтом, ближе к изображению Христа Штраусом и Ренаном, нежели к тому, что мы имеем в индийских памятниках.В русской литературе отдельные эпизоды легенды о С.-Будхе (по европейским источникам) популяризовал Л.Толстой в своих дидактических изданиях («Круг чтения»), посвященных проповеди «непротивленчества».Библиография. Специальная литература не указана. Буддийские Сутты, перев. С нем. С примеч. И вступ. Ст. Проф. Рис-Дэвидса. Русск. Перев. И предисловие Н.И.Герасимова, М., 1900. Рис-ДэвидсТ.В., Буддизм. Очерк жизни и учений Гаутамы Будды, перев. М.Э.Гюнсбург, СПБ, 1901. ОльденбергГ., Будда, его жизнь, учение и община, перев. С нем. П.Николаева, М., 1884 (неск.

Изд.). То же, перев. С 4-го нем. Изд. А.Н.Ачкасова, М., 1905. РейснерМ., Идеологии Востока, М., 1927. Также Асвагоша, Джатоки, Индийская литература..

Значения в других словарях
Сивиллины книги

СИВИЛЛИНЫ КНИГИ (libri sibyllini) - культовые тексты древнего Рима, собрания изречений, приписывавшихся древним боговдохновенным прорицательницам - сивиллам. С.к. Находились в специальном ведении жреческой коллегии пятнадцати (quindecemviri sacris faciundis), дававшей по ним ответы на запросы сената. Древнейший текст С.к., по преданию приобретенный Тарквинием Гордым у кумской сивиллы, сгорел в 83 до н.э. При пожаре Капитолийского храма. Вновь составленный текст был пересмотрен при Августе в 12 н..

Сид

СИД - герой средневекового испанского эпоса, главный персонаж «Поэмы о Сиде» (точное название - «Песнь о моем Сиде»), написанной неизвестным автором около 1140.С. - лицо вполне историческое. Настоящее имя его - Руй (т.е. Родриго) Диас, а С. - лишь его прозвище, происходящее от арабского слова «сеид», т.е. «господин» (другое его прозвище - «Кампеадор», что значит «боец»). Он родился около 1043 и был крупным феодалом, деятельным помощником кастильского короля Санчо в его борьбе со своими братьями ..

Сидней

СИДНЕЙ Филипп (Philip Sidney, 1554-1586) - один из крупнейших представителей английской дворянской литературы эпохи Возрождения. Аристократ по происхождению, блестящий представитель елизаветинского двора, храбрый воин, поэт, критик, путешественник, объездивший Францию, Германию и Италию, получивший блестящее по тому времени образование, знаток древних и современных ему лит-р, состоявший в переписке с виднейшими учеными своей эпохи, С. Был типичным человеком Ренессанса, соединившим страстность ха..

Сикельянос

СИКЕЛЬЯНОС Аггел (Aggelos Sikelianos, 1884-) - новогреческий поэт. Р. На о. Левкадия. Начал печататься с 1900 в периодической прессе. Первые сборники стихов - «Пролог жизни» (Prologos ste zoe, Stihoi), три книги «Счастливое прошлое Греции» (To paska ton Ellenon), «Асклепий» (Asklepios) - обнаружили в нем тяготение к парижской школе парнасцев.В своих стихах С. Воспевает классическую Грецию и обличает политику зависимости и унижения. В монографии, посвященной французскому скульптору Огюсту Родэну ..

Дополнительный поиск Сиддхартха Сиддхартха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сиддхартха" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сиддхартха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа