Жюльен Сорель

306

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) - герой романа Ф.Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа - «Хроника XIX века». Реальные прототипы - Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте - сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг - краснодеревщик, убивший любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829).Образ Ж.С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного - использован Стендалем для анализа путей общественного развития.

Литературный тип Ж.С. Характерен для французской литературы XIX в. - молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему «утраты иллюзий». Типологически Ж.С. Родствен образам романтических героев - «высшим личностям», в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) «исключительной личностью» (1'homme different).В образе Ж.С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж.С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала «буржуазного века» - Тартюфа, Наполеона и Руссо.

С другой - экстраполяция нравственных метаний романтиков - его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения.В центре образа Ж.С.- идея «отчужденности», противостояния «против всех» с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая «естественное право» на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни - постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой.Феномен личности Ж.С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей.

Ж.С. Не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить «благородство духа» путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать «над всеми» во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования.Образ Ж.С. Оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы «исключительной личности» в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж.С. «чудовищем», угадав в нем тип будущего «плебея с образованием». Ж.С. Стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира.

Мартин Иден Дж.Лондона, Клайд Гриффите Т.Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж.С. «недостающих черт» философа нового типа, заявившего о главенстве у «высшей личности» некоей «воли к власти». Однако Ж.С. Послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник - Раскольников Ф.М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте («Парадоксы истории», 1973), «Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир».Знаменитым исполнителем роли Ж.С. Во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).Лит.

Fonvieille R. Le veritable Julien Sorel. Paris et Grenoble, 1971. Ремизов Б.Г. Стендаль. Л., 1978. Горький A.M. Предисловие//Виноградов А.К. Три цвета времени. М., 1979. Тимашева О.В. Стендаль. М., 1983. Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985. Эсенбаева P.M. Стендаль и Достоевский. Типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». Тверь, 1991.Л.Г.Вязмитинова.

Значения в других словарях
Жорж Де Жермани

ЖОРЖ ДЕ ЖЕРМАНИ (франц. Goige de Germanie) - герой мелодрамы В.Дюканжа и М.Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1827). В отличие от большинства авторов французских мелодрам начала XIX века, оперировавших персонажами-масками и клишированными ситуациями, Дюканж в своей пьесе создает условия для психологического раскрытия характера главного героя. Действие трехактной пьесы продолжается тридцать лет, герой проходит путь от юности до старости, от богатства до крайней нищеты, от зарождающейся страст..

Журден

ЖУРДЕН (фр. Jourdain) - герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme - букв, перевод - «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.- один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся на светском обхождении и неистово стремящийся походить на аристократа. Жажда «перемены участи» до того сил..

Золушка

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) - героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» - так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. 3. Скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, 3., притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы..

Зюсс

ЗЮСС (нем. Suss) - герой романа Л.Фейхтвангера «Еврей Зюсс» (1925). Вначале Фейхтвангер написал пьесу с тем же названием (1917-1918), но сам не дал ей хода, потому что не смог, по его собственным словам, выразить в ней идею «о смысле и бессмысленности действия». Писателю хотелось показать человека нового времени, предпринимателя и политика, сильного, энергичного и циничного, наделенного способностями, познавшего богатство, власть и в конце концов убедившегося в бессмысленности всех своих деяний...

Дополнительный поиск Жюльен Сорель Жюльен Сорель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жюльен Сорель" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жюльен Сорель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 13 символа