Водный транспорт

69

Санитарно-гигиенические требования. В. Т. Подразделяется на речной, морской и смешанный (суда типа река — море). В структуру В. Т. Входят флот и береговые объекты — порты, судоремонтные заводы. Особенностью работы плавсостава является длительное круглосуточное (более 50% годового времени) пребывание на производственном объекте. По времени пребывания человека в плавании выделяют 4 категории морских судов. I категория — суда, совершающие рейсы продолжительностью более 5 сут. В т.ч. Суда неограниченного района плавания. II категория — суда, продолжительность рейса которых составляет от 24 ч до 5 сут. III категория — продолжительность рейса до 24 ч. IV категория — продолжительность рейса до 8 ч. Характерной особенностью трудовой деятельности плавсостава во время дальних рейсов является частая смена климатических и часовых поясов, приводящая к нарушению биологических ритмов и напряжению терморегуляции.

Увеличение скорости судов за счет повышения мощности судовых двигателей привело к повышению уровня шума и вибрации, а также к воздействию волновых гидродинамических ударов, при которых ускорения превышают норму в 5—10 раз. Обособленность судового коллектива, нервное напряжение во время шторма, швартовых операций, при прохождении во льдах, шлюзах создают высокое психологическое напряжение. Палубная команда подвергается воздействию неблагоприятных метеорологических условий. Охлаждение поверхности палубы и ограждений или нагретые в тропических районах в сочетании с интенсивной солнечной радиацией и постоянной высокой влажностью воздуха создают особые условия труда. Сочетание высокой влажности с низкими или высокими температурами воздуха способствует местным или общим охлаждениям или перегреву.

В рулевой и штурманской рубке условия труда характеризуются постоянной вибрацией, шумом, воздействием электромагнитного поля. Судоводители от 5 до 15% рабочего времени работают с радиолокационными станциями, являющимися источником высокочастотных и сверхвысокочастотных излучений. В воздухе радиорубок обнаруживаются озон, оксиды азота. Основными неблагоприятными факторами в машинном отделении судна являются шум, вибрация, высокая температура воздуха и оборудования, загазованность парами нефтепродуктов, а также СО, СО2 и др. Жесткое соединение двигателя с корпусом судна и большая звукопроводимость металлических конструкций способствуют распространению вибрации и шума по всем производственным и жилым помещениям судна.

Работа всех судовых специалистов характеризуется преобладанием статической нагрузки на организм, выполнением производственных операций в положении стоя. Даже при отдыхе уровень энерготрат во время качки судна (шторм более 4 баллов) на 10—30% выше, чем при нормальных условиях плавания. Это связано с тем, что поддержание устойчивого положения тела в пространстве обеспечивается большей группой мышц, чем в норме. Проектирование или поставка судов в СССР производится в соответствии с требованиями «Санитарных правил для судов». Допустимый уровень шума в машинно-котельных отделениях судов и других служебных и бытовых помещениях устанавливается в соответствии с нормами, утвержденными МЗ СССР и ГОСТ 12.1.003—76.

Величина допустимой вибрации на судах определена «Санитарными нормами вибрации на морских, речных и озерных судах» (1973). Среди мероприятий, направленных на нормализацию микроклиматических условий на рабочих местах, основное место занимает подача к рабочим местам охлажденного или подогретого воздуха в виде так называемого воздушного душа. При этом перепад температур на выходе из воздухораспределителя и на рабочем месте не должен превышать 5°. Если же для воздушного душа применяются специальные устройства (перфорированные подволоки), то перепад температур допускается до 20°. В условиях нагревающего микроклимата независимо от особенностей плавания температура воздуха на рабочем месте не должна превышать 28°.

В жилых, общественных и медицинских помещениях в летний период температура воздуха устанавливается не выше 27°, в зимний — не ниже 22°, относительная влажность должна поддерживается на уровне 40—60%, а скорость движения воздуха — по 15 м в 1 с независимо от сезона года. Минимальное количество подаваемого чистого наружного воздуха в судовые помещения — 33 м3/ч. В целях предупреждения возможных простудных заболеваний, особенно при плавании в тропической зоне Мирового океана, температура воздуха в кондиционируемых смещениях поддерживается в зависимости от наружных условий таким образом, чтобы при носовых температурах наружного воздуха 34°, 36°, 38°, 40° перепад температур не превышал соответственно 7°, 9°, 11°, 13°.

Контроль за работой системы кондиционирования и вентиляции осуществляется в соответствии с инструктивно-методическими указаниями по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах, утвержденными МЗ СССР 24 сентября 1974 г. На судах постоянно проводятся работы по замене ручного труда средствами механизации и автоматизации. Усилия на органы управления, педали должны быть в пределах 2—4 кг, органы управления, используемые периодически, должны перемещаться под действием усилий, приложенных от руки, не превышающих 12 кг, а на педалях — 30 кг. При плавании в северных широтах проводится УФ-облучение плавсостава в соответствии с «Гигиеническими требованиями к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правилами их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота» (1976).

Все суда оборудуются радиоустановками, которые создают высокочастотные, сверхвысокочастотные магнитные поля. Поэтому на судах должны осуществляться соответствующие мероприятия (использование кожухов, изоляций, экранирования), понижающие до допустимых пределов интенсивность излучения и плотность этих полей на рабочих местах и в местах постоянного пребывания людей. Для обеспечения экипажа водой существует система водоснабжения, которая состоит из трубопроводов, емкостей для хранения, насосов, гидрофоров, устройств обеззараживания и регенерации воды. Запасы пресной воды устанавливаются по минимальным нормам в зависимости от категории судна. На судах I категории норма расхода пресной питьевой воды на 1 человека в сутки составляет 40 л.

На судах II категории — 30 л. На судах III категории —20 л. На судах IV категории — 10 л. Расход воды для хозяйстве иных целей («мытьевой») составляет соответственно 60. 40. 30. 10 л. Необходимо также следить за обеззараживанием сточно-фановых вод и уничтожением отходов с судна. Санитарный контроль за состоянием плавающих судов осуществляют работники бассейновых, линейных и портовых СЭС. Прием на работу в судовые экипажи производится после врачебного освидетельствования. В судовые экипажи зачисляются лица, не имеющие медицинских противопоказаний к работе. В период работы они проходят обязательные ежегодные профилактические осмотры в поликлиниках. Пассажиров или членов экипажа, заболевших в пути и нуждающихся в стационарном течении, снимают с судна в ближайшем порту или на пристани для госпитализации.

Инфекционных больных, выявленных в рейсе, временно помещают в судовой изолятор или особо выделенные по распоряжению капитана помещения. Медицинской службой на В. Т. Руководят центральные бассейновые больницы, которые подчиняются, как правило, министру здравоохранения республики. Библиогр. Справочник по санитарии и гигиене на судах, под ред. Ю.М. Стенько и Г.И. Арановича, Л., 1984..

Значения в других словарях
Водно-солевой режим

Режим питания, нормирующий потребление воды и минеральных солей соответственно физической нагрузке, климатическим условиям и т.п.. ..

Водный баланс

Соотношение между количествами поступившей в организм и выведенной из него воды.. ..

Водобоязнь

См. Гидрофобия.. ..

Водовозова векорасширитель

(А.М. Водовозов, совр. Советский офтальмолог)инструмент для расширения век при глазных операциях, конструкция которого исключает давление инструмента на глазное яблоко. Изготовляется из титанового сплава.. ..

Дополнительный поиск Водный транспорт Водный транспорт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Водный транспорт" в словаре Медицинская эциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Водный транспорт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа