Азбука музыкальная

131

Др.-русские теоретич. Пособия (название "азбука" стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в.Входили в состав певческих книг, занимая 2-3 стр. In quarto. Первые А. М. Ограничивались перечнем певческих знаков - знамен (см. Знаменный распев). В 16 в.в нек-рых пособиях к перечислению добавлялось "толкование знамени", состоявшее из объяснения "како поется" и распределения "по гласам" (см. Осмогласие). В А. М. Приводились также фиты, т. Е. Мелодич. Формулы, записывавшиеся с помощью особого, "тайнозамкненного" сочетания знаков знаменной письменности. Фиты служили в качестве вокализов, помогавших развивать музыкальную память, дыхание, вырабатывать навыки исполнения широкой кантилены и фразировки.

По мере увеличения количества фит (к концу 16 в.их было уже более ста) помнить их становилось всё труднее. Появилась необходимость в спец. Пособиях - т. Н. Фитниках. В них были даны начертания фит с их названиями, приводились и слова, с к-рыми они чаще всего применялись в певческой практике. Позднее в фитники стали вводить "розводы", т. Е. Записи тех же фит обычной крюковой нотацией. С начала 17 в.в теоретич. Пособиях появляются своды попевок, составлявших основу знаменного распева, - "кокизники" (от кокизы - древнерусского наименования попевки). Кокизы распределялись по гласам. Рядом с начертанием кокизы и её названием на полях рукописи приводилось слово или фраза из к.-н. Наиболее известного песнопения, в к-ром она использована.Самым полным и систематичным теоретич.

Руководством по знаменному пению является "Извещение о согласнейших пометах", к-рое было составлено в 1668 группой специалистов, возглавлявшейся учёным монахом Александром Мезенцем. В этом труде впервые находит освещение система помет, т. Е. Дополнительных обозначений, уточнявших идеографич. Систему крюкового письма.В конце 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, создаётся ещё один вид теоретич. Пособий - двоезнаменники, в к-рых параллельно с крюковой записью кокиз и фит даётся их перевод на нотолинейную систему (см. Двоезнаменник). В 90-х гг.17 в.монах Тихон Макарьевский составил "Ключ" к чтению крюкового письма, в к-ром значение отдельных крюков, попевок и фит расшифровывается с помощью пятилинейной нотации.Певческие А.

М. Старого типа продолжали существовать ещё в 18 в., а у старообрядцев применялись и позднее, но уже не имели прежнего значения, поскольку развитие самого знаменного распева приостанавливается на рубеже 17-18 вв.Рукописи А. М. Сохранились в гос. Архивах и служат важным источником для изучения древнерусской музыкальной культуры.Литература. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский, Казань, 1888. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971. Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.Н. Д. Успенский.

Значения в других словарях
Азарашвили В. Ш.

Важа Шалвович (р. 13 VII 1936, Тбилиси) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Груз. ССР (1979). В 1961 окончил Тбилисскую консерваторию у И. И. Туския, в 1964 - аспирантуру при ней у А. М. Баланчивадзе. Работает преим. В области инстр. Музыки. С 1961 преподаватель муз. Уч-щ в Тбилиси, с 1971 - Тбилисской консерватории. Пр. Ленинского комсомола Груз. ССР (1974).Сочинения. Оперетты - Девятый вал (1969, Тбилисский т-р муз. Комедии), Учитель танцев (1980). Муз. Комедии - Семеро братьев гурджаанцев (1..

Азархин Р. М.

Родион Михайлович (р. 22 III 1931, Харьков) - советский контрабасист. Окончил в 1949 муз. Школу-десятилетку при Ленингр. Консерватории по классу П. А. Вейнблата, в 1954 консерваторию по классу M. M. Курбатова, в 1961 аспирантуру при Моск. Консерватории (рук. С. Н. Кнушевицкий). С 1949 выступает как солист-концертант и ансамблист. Автор мн. Переложений и обр. Для контрабаса, труда "Методические основы современной игры на контрабасе". Ему посвящён ряд контрабасовых произв. Сов. Композиторов (конце..

Азеведу

См. Корреа ди Азеведу Л. Э.. ..

Азеев Е. С.

Евстафий Степанович (23 II (7 III) 1851, Киев - 1918) - рус. Хормейстер, композитор. Окончил Придв. Певч. Капеллу. Был учителем пения и регентом капеллы, позднее хормейстером Мариинского т-ра в Петербурге. Участвовал в первых постановках опер "Псковитянка" (1873) и "Майская ночь" (1880). Н. А. Римский-Корсаков высоко ценил его как хормейстера. А. Работал над обновлением церк. Напевов, стремясь в их гармонизации приблизиться к основам рус. Нар. Многоголосия. Автор духовных сочинений, переложений ..

Дополнительный поиск Азбука музыкальная Азбука музыкальная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Азбука музыкальная" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азбука музыкальная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 18 символа