Аффектов теория

113

(от лат. Affectus - душевное волнение, страсть) - музыкально-эстетич. Концепция, получившая широкое распространение в 18 в. Согласно этой теории, главным (или даже единственным) содержанием музыки является выражение, или "изображение", человеч. Чувств, страстей. А. Т. Ведёт начало от античной (Аристотель) и ср.-век. Эстетики ("Musica movet affectus" - "Музыка движет страстями", - говорил Блаженный Августин). Важную роль в формировании А. Т. Сыграла философия Р. Декарта - его трактат "Душевные страсти" ("Les passions de l'вme", 1649). Осн. Установки А. Т. Изложены И. Маттезоном. "Можно превосходно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность. Можно передать все движения души простыми аккордами или их последованиями", - писал он в "Новейшем исследовании зингшпилей" ("Die neueste Untersuchung der Singspiele", 1744).

Это общее положение конкретизировалось посредством детального определения (нередко нормативного), какими именно выразит. Средствами мелодии, ритма, гармонии может быть передано то или иное чувство. Ещё Дж. Царлино ("Istitetioni harmoniche", 1558) писал о связи с определёнными аффектами разл. Интервалов и мажорного и минорного трезвучий. А. Веркмейстер (кон. 17 в.) расширил круг связываемых с теми или иными аффектами муз. Средств, вводя в него тональность, темп, диссонанс и консонанс, регистр. Исходя из посылки В. Галилеи, в этом плане рассматривались также тембры и исполнительские возможности инструментов. Во всех подобных трудах классифицировались и сами аффекты. А. Кирхер в 1650 ("Musurgia universalis") насчитывает 8 их видов, а Ф.

В. Марпург в 1758 - уже 27. Рассматривался и вопрос о постоянстве и смене аффектов. Большинство сторонников А. Т. Считало, что муз. Произведение может выразить лишь один аффект, демонстрируя в разл. Частях композиции его градации и оттенки. А. Т. Сложилась отчасти как обобщение тенденций, наметившихся в итал., франц. И нем. Музыке сер. 18 в., отчасти явилась эстетич. Предвосхищением "чувствительного" направления в муз. Творчестве 2-й пол. 18 в. (Н. Пиччинни, сыновья И. С. Баха, Ж. Ж. Руссо и др.). А. Т. Придерживались мн. Крупные музыканты, философы, эстетики того времени. И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, И. Г. Вальтер ("Музыкальный лексикон"), Ф. Э. Бах, И. И. Кванц, отчасти Г. Э. Лессинг, аббат Ж. Б. Дюбо, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро ("Племянник Рамо"), К. А. Гельвеций ("Об уме"), А. Э. М. Гретри ("Мемуары").

Во 2-й пол. 18 в. А. Т. Утрачивает своё влияние.Защищая принцип естеств. И правдивой эмоцион. Выразительности музыки, сторонники А. Т. Выступали против узкого техницизма, против ходульности нем. Классицистской школы, против отрешённости от земного, культивировавшейся зачастую в песнопениях католич. И евангелич. Церкви, а также против идеалистич. Эстетики, отвергавшей теорию подражания и стремившейся доказать "невыразимость" чувств и страстей муз. Средствами.Вместе с тем А. Т. Были свойственны ограниченность, механистичность. Сводя содержание музыки к выражению страстей, она умаляла значение в ней интеллектуального элемента. Рассматривая аффекты как единые для всех людей душевные движения, А. Т. Склоняла композиторов к выражению неких обобщённых типов чувств, а не их неповторимо-индивидуальных проявлений.

Попытки систематизировать интервалы, тональности, ритмы, темпы и т.д. По их эмоционально-выразит. Эффекту нередко приводили к схематизму и односторонности.Литература. Дидро Д., Племянник Рамо, Избр. Соч., пер. С франц., т. 1, М., 1926. Маркус С., История музыкальной эстетики, ч. 1, M., 1959, гл. II. Wаlthеr J. G., Musikalisches Lexikon, Lpz., 1732. Mattheson J., Der volkommene Kapellmeister, Kassel, 1739. Bach С. Ph. Em., Ein Versuch ьber die wahre Art das Ciavier zu spielen, Tl 1-2, В., 1753. Rousseau J.-J., Dictionnaire de musique, Gиn., 1767, P., 1768. Engel J. J., Ьber die musikalische Malerei, В., 1780. Gretry A., Mйmoires, ou Essais sur la musique, P., 1789, P., 1797. Marx A. В., Ьber Malerei in Tonkunst, B., 1828. Kretzschmar H., Neue Anregungen zur Fцrderung musikalischer Hermeneutik Satzцsthetik, в сб.

"JbP", XII, Lpz., 1905. Его же, Allgemeines und Besonderes zur Affektenlehre, I-II, там же, XVIII-XIX, Lpz., 1911-12. Schering A.,Die Musikцsthetik der deutschen Aufklцrung, "SIMG", VIII, B., 1906/07. Goldschmidt H., Die Musikцsthetik des 18. Jahrhunderts, Z., 1915. Schцfke R., Quantz als Дsthetiker, "AfMw", VI, 1924. Frotscher G., Bachs Themenbildung unter dem Emfluss der Affektenlehre. Bericht ьber den I. Musikwissenschaftlichen Kongress zu Leipzig. 1925, Lpz., 1926. Seraukу W., Die musikalische Nachahmungsцsthetik im Zeitraum von 1700-1850, Universitцts-Archiv XVII, Mьnster i. W., 1929. Eggebrecht H. H., Das Ausdrucksprinzip im musikalischen Sturm und Drang, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", XXIX, 1955.К.

К. Розеншильд.

Значения в других словарях
Афины

Столица и культурный центр Греции (с портом Пирей и пригородами - 2530 тыс. Жит. На 1971). Совр. Муз. Жизнь начала формироваться в городе лишь в первые десятилетия 19 в., под влиянием нац.-освободит. Движения. После освобождения Греции от турецкого ига (1834) А. Становятся столицей независимого гос-ва. В 1836 корол. Декретом была учреждена Школа церк. Музыки. В городе с 1830 начинают регулярно гастролировать итал. Оперные труппы. С 1840 оперные спектакли устраивались в новом здании "Букура" (поз..

Африканская музыка

На территории Африки распространены муз. Культуры разл. Историч. И этнич. Происхождения. Почти каждое племя и каждый народ имеет свою муз. Культуру, самобытный муз. Стиль.Под А. М. Обычно подразумевается муз. Культура афр. Народностей, живущих к югу от Сахары, для к-рых характерны общность муз. Языка, музыкального инструментария, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.Муз. Фольклор афр. Народов обладает стойкостью традиц. Элементов, чему в большой мере способствовали религиозные тайные о..

Ахинян Г. М.

Григор Мушегович (р. 20 IV 1926, Кировакан) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1968. В 1957 окончил Ереванскую консерваторию. Пред. Правления Арм. Отделения Музфонда (с 1974). Работает в разл. Жанрах, его музыку отличают эмоциональность, красочность оркестровки, опора на нац. Фольклор. Автор опер "Человек из легенды" ("Марды араспелиц", 1970, Ереван), "Цовинар" (1973), балетов "Ахтамар", "Лореци Сако" (оба - 1961), "Ивушка" ("Урени", 1963), оперетты "50 миллионов за..

Ахмедов В.

Вели (р. 1 I 1918, г. Мерв, ныне Мары, Туркменской ССР) - советский композитор. Засл. Деят. Иск-в Туркм. ССР (1966). Чл. КПСС с 1952. Депутат Верх. Совета Туркм. ССР 6-го созыва. В 1945-48 учился на курсах повышения квалификации дирижеров симф. Оркестра (Москва). В 1953 окончил Московскую консерваторию (класс композиции В Г. Фере и М. И. Чулаки). С этого же года худ. Рук. (в 1953-55 дирижер симф. Оркестра) Туркм. Филармонии. В 1959-68 пред. Правления CK Туркм. ССР.Сочинения. Муз. Комедия - Дочь ..

Дополнительный поиск Аффектов теория Аффектов теория

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аффектов теория" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аффектов теория, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 15 символа