Валторна
(от нем. Waldhorn, букв. - лесной рог. Нем. Также Horn, итал. Corno, франц. Cor, англ. French horn) - духовой мундштучный инструмент. Происходит от охотничьего рога. Имеет длинный, узкий, изогнутый в виде кольца цилиндрич. Ствол, вблизи широкого раструба переходящий в конический. Мундштук глубокий, узкий, воронкообразный. Старинные В. (натуральные) не имели механики. С помощью передувания исполнитель извлекал из них тоны натурального звукоряда - от 2-го до 16-го, иногда до 18-го. Диатонич. Мажорная гамма получалась лишь в верхнем регистре между 8-м и 16-м звуками. Ограниченность звукоряда породила специфические двухгол. Доследования, т. Н. "валторновые квинты" или "золотые ходы".Для игры в различных тональностях пользовались В. Различных строев.
В 18 - нач. 19 вв. Применялись В. В следующих строях. В и С низкие, D, Es, E, F, G, A, В высокие. Изредка встречались В. В строе Fis. Нотный текст записывался в C-dur. Исполняя партию на В. Нужного строя, музыкант фактически извлекал звуки в др. Тональности.Позднее стали применяться дополнит. Трубки у мундштука, к-рые удлиняли ствол В. И тем самым понижали её строй (кроны). Ту же роль играли дополнит. Трубки, вставлявшиеся в средней части ствола (инвенции). Они были введены в сер. 18 в. Дрезденским валторнистом А. Й. Хампелом, к-рый разработал также способ получения т. Н. Закрытых звуков путём введения правой руки в раструб. Это позволило извлекать хроматически изменённые звуки и корректировать высоту нечисто звучащих 7-го и 11-го тонов натурального звукоряда.
Однако звучание В., отличавшейся благородным и поэтичным тембром, становилось сдавленным, трескучим, поэтому композиторы редко применяли "закрытые" звуки. До сер. 18 в. В. Употреблялась в оркестре редко. Использовалась гл. Обр. Как мелодич. Инструмент. Играли на В. Преим. В верхнем регистре, виртуозно расширяя звукоряд до 18-го звука натуральной гаммы. С сер. 18 в. В. Входит в состав симф. Оркестра (как правило, 2 исполнителя). Первоначально она служила в оркестре гл. Обр. Как педализирующий и ритмич. Инструмент. Во 2-й четв. 19 в. Получает распространение хроматич. В. Она имеет дополнит. Трубки, удлиняющие канал инструмента, к-рые включаются с помощью вращающихся вентилей или нажимных пистонов, изобретённых нем. Мастерами Ф. Блумелем и Г. Штольцелем (1814).
Три вентиля позволяют получить полный хроматич. Звукоряд. Для удобства исполнения и более свободного извлечения верхних звуков совр. В. Снабжаются 2 дополнит. Вентилями. Механика приспособлена для игры левой рукой. Вначале хроматич. В. Изготовлялись в разл. Строях, сейчас применяются гл. Обр. В. В строе F, изредка - в строе В. Встречаются и "двойные" В. - в строе В и F. Партия валторны строя F записывается в скрипичном ключе на квинту выше реального звучания или в басовом на кварту нище. Диапазон хроматич. В. В строе F . H1 - f2, в строе В . E - b2.Инструмент обладает большими исполнительскими возможностями. На В. Хорошо звучат как певучие мелодии, так и подвижные технич. Пассажи. Мужественный и поэтичный тембр В. При ff становится напряжённо-звенящим.
Закрытые звуки В. Кажутся дикими, гротесковыми, а при p - затаённо-отдалёнными. Приём "эхо" позволяет смягчать звук до нежнейшего pp. Применяя "двойной язык", можно передать очень быстрые повторения звука. В симф. Оркестр входят 4 В. 1-му и 3-му валторнистам поручаются более высокие партии, 2-му и 4-му - более низкие. В больших орк. Составах число В. Увеличивается до 6-8 и более. Помимо симф. И дух. Оркестров, В. Используется в камерных ансамблях и как сольный инструмент. Среди произв. Для В. - концерты Й. Гайдна, В. А.Моцарта, К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Штрауса, П. Хиндемита, сонаты с сопровождением фп. Л. Бетховена и П. Хиндемита и др. Наиболее выдающиеся иностр. Валторнисты - Я. А. Мареш, Я. В. Штих ((Дж. Пунто), Чехословакия), Ф. Дювернуа (Франция), Г. И Н.
Шунке (Германия), О. И Д. Брейн (Англия), рус. И сов. - Ф. Ф. Эккерт, А. Н. Янкелевич, М. Н. И В. М. Буяновские и др.Литература. Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М.-Л., 1953. Усов А. И., Вопросы теории и практики игры на валторне, М., 1957, 1965. Eichhorn H., Die Dдmpfung beim Horn, Lpz., 1897. Mahi11on V. Ch., Instruments а vent, pt. 2. Le cor, Brux.-L., 1908. Rierzig Fr., Die Einfьhrung des Hornes in die Kunstmusik, Halle, 1927. Gоar В., The French horn, Ann Arbor, 1947. Кunitz H., Horn, Lpz., 1957. Morley-Pegge R., The French horn, L., I960, N. Y., 1960. Gregory R., The horn, L., 1961. Sсhu11er G., Horn technique, L.,1962. Fitzpatriсk H., The Horn and horn-playing and the Austro-Bohemian tradition. 1680-1830, L., 1970. Вrьchle В., Horn-Bibliographie, Wilhelmshaven, 1970.Г.
И. Благодатов..
Дополнительный поиск Валторна
На нашем сайте Вы найдете значение "Валторна" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Валторна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 8 символа