Варламов А. Е.

106

Александр Егорович (15(27) XI 1801, Москва - 15(27) X 1848, Петербург) - рус. Композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр. Род. В семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил муз. Одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фп. Муз. Образование получил в петерб. Придв. Певч. Капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности В. Привлекли внимание директора капеллы Д. С. Бортнянского, к-рый принял участие в его занятиях. В 1819 В. Был назначен учителем певчих рус. Придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 - в Придворной капелле.

В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (В. Помогал ему в организации домашних концертов и репетиций). С 1832 поселился в Москве, получил место "композитора музыки" и помощника капельмейстера имп. Т-ров. В 1843 вышел в отставку. Сближение В. С моск. Артистич. Средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творч. Развитию. В 1833 он выпустил первый сб. Романсов и песен, в 1834-35 издавал нотный жури. "Эолова арфа", в к-ром наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и др. Особый успех имели конц. Выступления В. - талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певч. Голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации.

Свои исполнительские принципы В. Зафиксировал в "Полной школе пения" (изд. 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.В течение "моск. Периода" (1832-44) В. Создал большую часть произв. (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с лит. Критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем рус. Фольклора. В. Изучал нар. Песню, создал сб. Обработок - "Русский певец" (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь В. Провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла).В историю рус. Музыки В. Вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его нар. Истокам, к песенной культуре широкой демократич.

Среды. В романсах В. Нашли отражение образный строй рус. Нар. Песни, её интонац. И ладовые особенности. Тонкое знание вок. Иск-ва помогло ему создать яркие образцы рус. Кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль В. Оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, В. Претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции. Эмоциональную наполненность, страстность, импровизац. Свободу мелодич. Развития.В искренней, задушевной лирике В. Нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.В. Создал ок. 200 романсов и песен, в основном на стихи рус.

Поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и др. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников. А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи к-рых В. Написал свои лучшие "русские песни" в нар. Духе. Среди них преобладают 2 жанра. Лирич. Протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования В. Мелодич. Щедрость, пластичность вок. Мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы рус. Нар. Песенности - вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто рус. Широту и величавую неторопливость движения ("Ах ты время, времячко", "Что ты рано, травушка"). Ко второму типу относятся песни активного ритма.

"Вдоль по улице метелица метёт", "Что это за сердце", "Соловьем залётным" и др. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.В нек-рых песнях В. Сказалось воздействие гор. Фольклора с типичными для него танц. Ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы. "На заре ты её не буди", "Тяжело, не стало силы", "Ты не пой, соловей". Влияние гор. Бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен В. - "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" (сл. Цыганова). Наряду с "Колокольчиком" Гурилёва и "Соловьем" Алябьева эта песня сделалась общенар. Достоянием.Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням В., отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества В.

Остаются романтич. Взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирич. Высказывания. В романсах В. Следует принципу широкого обобщения поэтич. Текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегич. Настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах "Одиночество", "Ангел", "Мне жаль тебя", отчасти близких к элегич. Лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирич. Окраска присуща его "пейзажным" романсам ("Горные вершины", "Я люблю смотреть в ясну ноченьку"). Контрастны им темпераментные романсы на сл. Лермонтова ("Белеет парус одинокий"), Кольцова ("Я любила его", "Ненаглядный ты мой"). Иногда композитор усиливает черты декламац. Экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драм.

Монолог ("Напоминание", "Грусть", "Доктор"). В. Обогатил жанр баллады, подчинив его рус. Песенному стилю. В балладах "Песня разбойника" и "Оседлаю коня" традиционные романтич. Образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной рус. Песни.Работая преим. В области вок. Жанров, В. Писал также музыку к драм. Спектаклям (его театр. Музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтич. Тенденции рус. Т-ра 30-40-х гг. 19 в. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии "Гамлет" Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого т-ра балеты В. "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (1837).Творчество В., как и его современника А.

Л. Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики 19 в., в т.ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о "дилетантских" романсах этих композиторов. Сов. Исследователи (в первую очередь Б. В. Асафьев) опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества В., его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое иск-во В. Создало свою традицию в рус. Музыке и нашло отклик в творчестве А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.Сочинения. Балеты - Забавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совм. С А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик", 1837). Ок. 200 романсов и песен (собр. Соч. В 12 тт., изд. А. Гутхейля). Обработки рус. Нар. Песен для голоса с фп., в т.ч.

Сб. Русский певец (СПБ, 1846, не окончен). Вок. Ансамбли. Хоры, в т.ч. 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828). Фп. Пьесы. Музыка к драм. Спектаклям - Рославлев (Шаховского по роману Загоскина. Совм. С А. Н. Верстовским, 1832, Большой т-р, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и др.Литература. Финдейзен H. P., Александр Егорович Варламов, "РМГ", 1898, No 11. Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, "РМГ", 1901, NoNo 45-47, 49.

Сатин X., Александр Егорович Варламов, "СМ", 1948, No 8. Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же. Асафьев Б. В., Евгений Онегин..., Избр. Труды, т. II, М., 1954. Его же, Композиторы первой половины XIX века, Избр. Труды, т. IV, М., 1955. Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955. Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956. Листова Н., Александр Варламов, М., 1968.О. Е. Левашёва..

Значения в других словарях
Варисте Ю. Я.

Юрий Яанович (р. 10 X 1907, Вохнья, ныне Выруского р-на) - советский хор. Дирижёр и педагог. Нар. Арт. Эст. ССР (1956). Окончил Тартуский ун-т, отделение философии (1932), Таллинскую консерваторию по классу муз. Педагогики (1941). Руководил многими хор. Коллективами, с 1945 гл. Дирижёр смешанного хора эст. Радио. С 1950 один из гл. Дирижёров республиканских певческих праздников. В 1944-51 зам. Директора по учебной части, с 1944 зав. Кафедрой хор. Дирижирования Таллинской консерватории, с 1962 пр..

Варламов А. В.

Александр Владимирович (р. 6(19) VII 1904, Симбирск) - сов. Композитор и дирижёр. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1979). В 1929 окончил Муз. Техникум им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1931-33 зав. Муз. Частью Моск. Т-ра миниатюр, с 1934 руководитель разл. Джаз-оркестров. С 1937 гл. Дирижёр Эстр. Оркестра Всесоюзного радио, с 1940 - Гос. Джаз-оркестра СССР. В 1941-42 муз. Рук. Всесоюзной студии эстр. Иск-ва. Один из первых сов. Проф. Композиторов, работающих в области джаза. Автор св...

Варлих Г. И.

Гуго Иванович (1856, Кассель, - 23 I 1922, Петроград) - рус. Дирижёр. По национальности чех. В кон. 70-х гг. Поселился в России. Играл в квартетах (альтист). С 1881 дирижировал оперой, опереттой, летними симф. Концертами в Петербурге, где с 1888 возглавлял Придв. Оркестр. С 1902 проводил циклы симф. Концертов "Музыкальные новости", в программах к-рых большое место занимали новые произв. Рус. Композиторов. В 1894-95 был также дирижёром дух. Оркестра А. Д. Шереметева. С 1917 руководил Гос. Оркестр..

Вартанян З. Г.

Завен Гевондович (р. 8(21) I 1907, с. Гаджывар, близ Нахичевани) - сов. Музыковед и муз.-обществ. Деятель. Засл. Арт. Арм. ССР (1940). Чл. КПСС с 1940. В 1936 окончил Ленингр. Консерваторию по классу кларнета А. В. Березина и историко-теоретич. Ф-т (класс Р. И. Грубера). До 1948 преподавал в Ереванской консерватории (с 1940 доцент). Одновременно (1938-41) директор Арм. Филармонии, с 1940 зам. Нач., с 1942 нач. Управления по делам иск-в при Совете Министров Арм. ССР. В 1947-48 зав. Сектором иск-в..

Дополнительный поиск Варламов А. Е. Варламов А. Е.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Варламов А. Е." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Варламов А. Е., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа