Гетерофония

195

(от греч. Eteros - другой и ponn - звук) - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или неск. Голосах происходят отступления от основного напева. Термин "Г." применялся уже у древних греков (Платон, Законы, VII, 12), однако смысл, к-рый ему придавался в то время, точно не установлен. Впоследствии термин "Г." вышел из употребления и был возрождён лишь в 1901 нем. Учёным К. Штумпфом, использовавшим его в указанном выше значении.Отступления от осн. Напева в Г. Обусловливаются естеств. Различиями исполнит. Возможностей человеч. Голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей. В этом заключаются общие для многих нар. Муз. Культур корни многоголосия.

В развитых нар.-песенных и инстр. Культурах на основе нац. Различий, своеобразных форм бытования нар. Муз. Творчества и особенностей исполнителей выработались эстетич. Нормы, местные традиции, возникли многообразные проявления основного принципа - одновременного сочетания разл. Вариантов одной мелодии. В таких культурах заметны и разл. Направления развития гетерофонного многоголосия. В одних преобладает орнаментальное, в других - гармоническое, в третьих - полифонич. Варьирование мелодии. В совершенно особую ветвь Г. Вылилось развитие рус. Нар.-песенного многоголосия, приведшее к образованию самобытного склада - подголосочного многоголосия.Хотя достоверные письменные памятники, иллюстрирующие историю развития Г., отсутствуют, следы гетерофонного происхождения нар.

Многоголосия в большей или меньшей степепи сохранились повсюду. Это подтверждают как образцы древнего многоголосия, так и старинные нар. Песни стран Зап. Европы:Образец органума из приписываемого Хукбальду трактата "Musica enchiriadis". ("Руководство по музыке").Танцевальная песня 13 века. Из собрания X. И. Мозера "Tцnende Altertьmer".Литовская народная песня "Aust ausrelй, tek saulelй" ("Занимается зорюшка, всходит солнышко"). Из книги Я. Чюрлёните "Литовское народное песенное творчество". 1966.В ряде образцов нар. Многоголосия зап.-европ. Стран, где в целом следов Г. Сравнительно со слав. И вост. Культурами меньше, обнаруживается сочетание импровизационности с отобранными практикой средствами выражения, в частности с определившейся у отд.

Народностей вертикалью, с установившимся отношением к диссонансу и консонансу. Для мн. Культур характерны унисонные (октавные) окончания, параллельное движение голосов (терциями, квартами и квинтами), преобладание синхронности в произношении слов.Русская народная песня "Оповадился Иван". Из сборника "Русские народные песни Поморья". Составитель С. Н. Кондратьева. 1966.Гетерофонный принцип заметен и в таких многоголосных нар.-песенных культурах, где двух- и трёхголосно достигли большой полифоничности. В процессе исполнения нередко наблюдается деление отдельных партий, периодически создающее увеличение числа голосов.Орнаментальное "расцвечивание" осн. Мелодии в инстр. Аккомпанементе свойственно Г. Арабских народов в Сев.

Африке. Отклонения от осн. Напева (в сочетании с отд. Ростками полифоничности), возникающие при исполнении мелодии мн. Инструментами, каждый из к-рых варьирует мелодию в соответствии с наиболее характерной для него манерой исполнения и закреплёнными эстетическими принципами, составляют основу музыки для гамелана в Индонезии (см. Нотный пример).Отрывок из музыки для гамелана. Из книги Р. Батки "Geschichte der Musik".Исследование разл. Нар. Муз. Культур и внимательное изучение и творческое использование композиторами образцов нар. Иск-ва, в т. Ч. И традиций многоголосия, привели к осознанному обогащению их музыки гетерофонными типами взаимоотношений голосов. Образцы такого многоголосия встречаются у зап.-европ. И рус. Классиков, у совр.

Советских и зарубежных композиторов.Литература. Мельгунов Ю., Русские песни, непосредственно о голосов народа записанные, вып. 1-2, М.- СПБ, 1879-85. Скребков С., Полифонический анализ, М., 1940. Tюлин. Ю., О зарождении и развитии гармонии в народной музыке, в сб. Очерки по теоретическому музыкознанию, под ред. Ю. Тюлина и А. Буцкого, Л., 1959. Бершадская Т., Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961. Григорьев С. И Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1961. Stumpf С., Tonsystem und Musik der Siamesen, в кн. Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft, hrsg. Von C. Stumpf, Вd 3, Lpz., 1901. Adler G., Ьber die Heterophonie, "JbP", 1909. Schneider M., Geschichte der Mehrstimmigkeit, Bd 1, В., 1934, Rom, 1964.Т.

Ф. Мюллер..

Значения в других словарях
Геслер И. В.

(Hesler, Haessler, Hдsler) Иоганн Вильгельм (29 III 1747, Эрфурт - 17 (29) III 1822, Москва) - нем. Композитор, пианист, органист. Ученик И. К. Киттеля (одного из учеников И. С. Баха). С 16-летнего возраста работал органистом в Эрфурте. В 1780 там же основал конц. Предприятие. Как пианист и клавесинист выступал во мн. Городах Германии, встречался с К. P. Э. Бахом, В. А. Моцартом. В 1791-92 выступал в Лондоне в концертах под упр. Й. Гайдна. С 1792 жил в России, некоторое время служил при дворе и ..

Гесс де Кальве Г. Г.

(Hes de Calve) Густав (Адольф) Густавович (1784, Пешт - дата и место смерти неизв.) - теоретик, композитор и муз.-обществ. Деятель. Венгр по национальности. Учился в Пражском и Павийском (Италия) ун-тах. В 1814 принял рус. Подданство, жил в Харькове, мн. Сделал для оживления конц. Жизни города как дирижёр и пианист. Занимался публицистич. Деятельностью, помещая статьи в "Украинском вестнике" (напр., о Г. С. Сковороде, 1817, No 4). В 1818 опубликовал свой труд "Теория музыки, или Рассуждение о сё..

Гёц Г.

(Gцtz, Goetz) Герман Густав (7 XII 1840, Кёнигсберг - 3 XII 1876, Хоттинген, близ Цюриха) - нем. Композитор. Учился в консерватории Штерна в Берлине. С 1863 органист в Винтертуре.С 1867 жил в Цюрихе. Автор опер "Укрощение строптивой" ("Der Widerspenstigen Zдhmung", по У. Шекспиру, 1874, Мангейм), "Франческа да Римини" (не оконч.), симфонии (1873), концертов для скрипки (1868), фп. (1861, 1867) с оркестром, фп. Трио и др. Камерных соч., хоров, песен.. ..

Гецелев Б. С.

Борис Семёнович (р. 27 XII 1940, Куйбышев) - сов. Композитор и педагог. В 1966 окончил Горьковскую консерваторию у А. А. Нестерова, в 1972 - аспирантуру при Моск. Консерватории у Р. К. Щедрина. С 1966 преподаёт в Горьковской консерватории. С 1976 зам. Пред. Правления Верхневолжской организации CK РСФСР.Сочинения. Телеопера Март-апрель (1968). Детская кантата Про медведей (сл. И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. Поэтов, 1975). Для орк. - симфония (19..

Дополнительный поиск Гетерофония Гетерофония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гетерофония" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гетерофония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 11 символа