Глушковский А. П.
Адам Павлович (1793 - ок. 1870) - рус. Артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. Балетную школу в 1809, учился у И. И. Вальберха и Ш. Л. Дидло. В 1808-11 танцевал на петерб. Сцене, с 1812 - первый танцовщик и балетмейстер в Москве, преподаватель Моск. Балетной школы. После 1817 перешёл на пантомимные и характерные роли, в 1831 оставил исполнит. Деятельность и до 1839 был гл. Режиссёром моск. Балетной труппы. Возглавив моск. Балетный театр в период Отечеств. Войны 1812, Г. Передал патриотич. Подъём народа, поставив 20 балетов-дивертисментов на рус. Нар. Темы. "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816) (оба на муз. С. И. Давыдова), "Торжество россиян, или Бивак под Красным" (1816), "Казаки на Рейне" (1817) (оба на сборную музыку) и др.
В них Г. Пропагандировал нац. Фольклор, дал образцы театрализации рус. Нар. Плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле "романа ужасов" на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли. "Развратный, или Вертеп разбойников" (1814), "Смерть Рожора, ужаснейшего атамана разбойников..." (1816) и др. В 1817 перенёс на моск. Сцену балет Дидло "Зефир и Флора" с музыкой К. А. Кавоса (всего Г. Воспроизвёл 14 балетов Дидло). Нек-рые из них обрели в трактовке Г. Особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма ("Венгерская хижина" А. Венюа, 1819). Г. Поставил первый балет на сюжет А. С. Пушкина. "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Эффектное феерич.
Зрелище прожило на моск. Сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено и в Петербург. Воздействия романтич. Мелодрамы сказались в дивертисменте Г. "Праздник гарема" (на темы "Бахчисарайского фонтана"), включённом в постановку "Керим-Гирея" Шаховского (1827), и балете "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" (1831) (оба на сборную музыку). К романтич. Балетной пушкиниане Г. Примыкает трёхактный балет "Три пояса, или Русская Сандрильона" на музыку Шольца (1826), по мотивам сказки В. А. Жуковского.Театрализация рус. Муз.-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. Романтизма, развитие на рус. Нац. Почве эстетич. Опыта Дидло определяют прогрессивное значение творчества Г. Для балетного театра 1810-30-х гг. Г. - первый теоретик и историк рус.
Хореографии. Его лит. Труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в.Сочинения. Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 4, с. 385-412. Воспоминания балетмейстера, (вступит. Ст. Ю. Слонимского), Л.- М., 1940.Литература. Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958. Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.В. М. Красовская..
Дополнительный поиск Глушковский А. П.
На нашем сайте Вы найдете значение "Глушковский А. П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глушковский А. П., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 17 символа