Глушковский А. П.

96

Адам Павлович (1793 - ок. 1870) - рус. Артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. Балетную школу в 1809, учился у И. И. Вальберха и Ш. Л. Дидло. В 1808-11 танцевал на петерб. Сцене, с 1812 - первый танцовщик и балетмейстер в Москве, преподаватель Моск. Балетной школы. После 1817 перешёл на пантомимные и характерные роли, в 1831 оставил исполнит. Деятельность и до 1839 был гл. Режиссёром моск. Балетной труппы. Возглавив моск. Балетный театр в период Отечеств. Войны 1812, Г. Передал патриотич. Подъём народа, поставив 20 балетов-дивертисментов на рус. Нар. Темы. "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816) (оба на муз. С. И. Давыдова), "Торжество россиян, или Бивак под Красным" (1816), "Казаки на Рейне" (1817) (оба на сборную музыку) и др.

В них Г. Пропагандировал нац. Фольклор, дал образцы театрализации рус. Нар. Плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле "романа ужасов" на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли. "Развратный, или Вертеп разбойников" (1814), "Смерть Рожора, ужаснейшего атамана разбойников..." (1816) и др. В 1817 перенёс на моск. Сцену балет Дидло "Зефир и Флора" с музыкой К. А. Кавоса (всего Г. Воспроизвёл 14 балетов Дидло). Нек-рые из них обрели в трактовке Г. Особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма ("Венгерская хижина" А. Венюа, 1819). Г. Поставил первый балет на сюжет А. С. Пушкина. "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Эффектное феерич.

Зрелище прожило на моск. Сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено и в Петербург. Воздействия романтич. Мелодрамы сказались в дивертисменте Г. "Праздник гарема" (на темы "Бахчисарайского фонтана"), включённом в постановку "Керим-Гирея" Шаховского (1827), и балете "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" (1831) (оба на сборную музыку). К романтич. Балетной пушкиниане Г. Примыкает трёхактный балет "Три пояса, или Русская Сандрильона" на музыку Шольца (1826), по мотивам сказки В. А. Жуковского.Театрализация рус. Муз.-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. Романтизма, развитие на рус. Нац. Почве эстетич. Опыта Дидло определяют прогрессивное значение творчества Г. Для балетного театра 1810-30-х гг. Г. - первый теоретик и историк рус.

Хореографии. Его лит. Труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в.Сочинения. Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 4, с. 385-412. Воспоминания балетмейстера, (вступит. Ст. Ю. Слонимского), Л.- М., 1940.Литература. Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958. Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.В. М. Красовская..

Значения в других словарях
Глуховцев А. С.

Алексей Степанович (25 II (9 III) 1875, с. Бондаревка, ныне Суджанского р-на Курской обл. - год и место смерти неизв.) - рус. Композитор. Окончил в 1898 юридич. Ф-т Киевского ун-та, в 1904 - Моск. Консерваторию по классу С. И. Танеева. В 1906-11 работал судебным следователем в Орле, руководил хором. Автор фп. Пьес, хоров, романсов. Наибольшую известность получила опера Г. "Дни нашей жизни" (по пьесе Л. Н. Андреева, либр. Н. В. Ларикова, 1911, пост. 1913, Гор. Т-р, Киев). Л. Н. Андреев (соученик ..

Глушаков В. И.

Валерий Игнатьевич (р. 1 IX 1926, Бобруйск) - сов. Певец (тенор). Нар. Арт. БССР (1964). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был партизаном. В 1956 окончил Белорус, консерваторию по классу пения Е. Э. Витинга. С того же года солист Белорус. Т-ра оперы и балета. Партии. Вронек ("Ясный рассвет" Туренкова, первое исп., 1958), Андрей ("Колючая роза" Семеняко, первое исп., 1960), Лукаш ("Чародейка"), Звездочёт ("Золотой петушок"), Андрей ("Хованщина"), Индийский гость, Владимир Игоревич. Дон А..

Глюк К. В.

(Gluck), Кристоф Виллибальд (2 VII 1714, Эрасбах, Бавария - 15 XI 1787, Вена) - композитор, один из виднейших представителей музыкального классицизма. Автор 107 опер. Его произв., созданные для Вены - "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), и для Парижа - "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779), сыграли выдающуюся историч. Роль в коренном преобразовании оперы-сериа и создании нового типа оперы. Творчество Г. Явилось, по словам Г. Бер..

Гмыря Б. Р.

Борис Романович (23 VII (5 VIII) 1903, Лебедин, ныне Сумской обл. - 1 VIII 1969, Киев) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. СССР (1951). Род. В семье рабочего-каменщика. Работал грузчиком, матросом в Черноморском торговом флоте. В 1935 окончил Харьковский инженерно-строит. Ин-т, в 1939 - Харьковскую консерваторию по классу пения П. В. Голубева. С 1936 выступал на сцене оперного т-ра в Харькове, с 1939 - солист Укр. Т-ра оперы и балета (Киев). Г. Был одним из ведущих мастеров сов. Оперного иск-ва. Облад..

Дополнительный поиск Глушковский А. П. Глушковский А. П.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глушковский А. П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глушковский А. П., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 17 символа