Гнесин М. Ф.

132

Михаил Фабианович (21 I (2 II) 1883, Ростов-на-Дону - 5 V 1957, Москва) - сов. Композитор, педагог, муз. Деятель. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1927). Доктор искусствоведения (1943). С 1901 учился в Петерб. Консерватории у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова (композиция), к-рую окончил в 1909 (в 1905 был исключён из консерватории за участие в забастовочном движении студентов. Восстановлен в 1906). С 1908 вёл большую педагогич. И муз.-просветит. Работу. Будучи студентом, руководил муз. Рабочими кружками в Петербурге, затем в Ростове-на-Дону и Екатеринодаре (ныне Краснодар), преподавал в муз. Школах, уч-щах и кружках. В Ростове-на-Дону основал муз. Школу (ныне его имени), об-во "Музыкальная библиотека им. Н. А. Римского-Корсакова". Читал публичные лекции.

В связи с интересом к фольклору народов Востока в 1910-20 посетил Палестину и др. Страны. С нач. 20-х гг. Участвовал в строительстве социалистич. Культуры. В 1920-21 зав. Муз. Секцией Донского отдела нар. Образования, один из создателей и директор нар. Консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологич. Ин-та. В 1925-36 профессор композиции Моск. Консерватории и с 1923 - уч-ща им. Гнесиных, в 1935-44 - Ленингр. Консерватории, в 1944-51 зав. Кафедрой композиции Муз.-педагогич. Ин-та им. Гнесиных (среди учеников Г. - Б. Л. Клюзнер, А. С. Леман, Г. А. Мушель, Н. В. Нариманидзе, А. Л. Степанян, А. Г. Тер-Гевондян, Т. Н. Хренников, А. И. Хачатурян, С. А. Юдаков и др.). В 1941-42 зав. Муз. Частью Марийского драматич. Т-ра в Йошкар-Оле.В начале творч. Пути Г. Был преим. Автором камерных инстр.

Произв. И романсов. Его ранние сочинения явились откликом на поэзию нач. 20 в. (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, В. М. Волькенштейн и др.). Первые циклы романсов и симф. Фрагмент "Из Шелли" (1906-1908) были исполнены на "Вечерах современной музыки" и симф. Концертах А. И. Зилоти. В 1912-14 Г. Написал музыку к античным трагедиям "Антигона" и "Царь Эдип" Софокла, "Финикиянки" Еврипида, а также песни к драме А. А. Блока "Роза и крест" и вок. Сочинения на его стихи. С 1917 основой творчества Г. Становится муз. Фольклор народов Сов. Союза, он записывает и обрабатывает азерб., адыгейские, арм., евр., казах., марийские, черкесские, чуваш, и др. Нар. Песни. Один из первых сов. Композиторов воплотил революц. Тематику в оркестровой музыке, в 1925 создал к 10-летию Великой Окт.

Социалистич. Революции симф. Монумент "1905-1917" для оркестра и хора на слова С. А. Есенина. Для позднего творчества Г. Характерно углубление философских мотивов. Вершина творчества Г.- фп. Трио "Памяти наших погибших детей" (1943) и соната-фантазия для фп. Квартета (1945, Гос. Пр. СССР, 1946). Был видным мастером евр. Музыки. В этой области им был создан в числе др. Произв. Вок. Цикл "Повесть о рыжем Мотеле" (1929, сл. И. П. Уткина). Авторкурса практической композиции, статей о своих современниках и др.Литературные сочинения. О природе музыкального искусства и о русской музыке, "Музыкальный современник", СПБ, 1915, No 3. Черкесские песни, "Народное творчество", 1937, No 12. Максимилиан Штейнберг, "СМ", 1946, No 12. Начальный курс практической композиции, М., 1941, 1962.

О русском эпическом симфонизме. Очерки, "СМ", 1948, No 6, 1949, No 3, 1950, No 12. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956, и др.Сочинения. Опера-поэма - Юность Авраама (собств. Либретто, 1921-23). Дляорк. С хором - симф. Монумент 1905-1917 (ел. С. А. Есенина, 1925). Кантата - Красной Армии (1942-43). Симф. Прелюд с хором В Германии (1937, ел. М. А. Светлова). Для голоса с орк. - симф. Дифирамб Врубель (1911, сл. В. Я. Брюсова, пр. Им. Глинки, 1912). Для орк. - симф. Фрагмент Из Шелли (К освобождённому Прометею, 1906-08), сюита из музыки к пьесе Н. В. Гоголя "Ревизор" - Еврейский оркестр на балу у городничего (1926), симф. Фантазия (в еврейском роде, 1918-19). Камерно-инстр. Ансамбли - Реквием (для фп., 2 скр., альта и влч., 1912), Вариации на еврейскую тему (для струн, квартета, 1916), Песни странствующего рыцаря (для струн, квартета и арфы, 1924), Адыгея (для струн, квартета, валторны, кларнета и фп., 1933), Элегия-пастораль (памяти поэта О.

Шварцмана, для фп. Трио, 1940), трио Памяти наших погибших детей (1943), Соната-фантазия (для фп. Квартета, 1945), 3 пьесы на одну тему для струн, квартета (1953). Пьесы для скр., влч. С фп. Романсы (в т.ч. Вок. Цикл - Повесть о рыжем Мотеле, сл. И. П. Уткина, 1929). Дуэты, хоры и песни (среди них евр. Песни). Обр. Нар. Песен (азерб., адыгейские, арм., евр., казах., марийские, молд., мордовские, черкесские, чуваш, и др.). Музыка к спектаклям и фильмам.Литература. Дроздов Ан., Михаил Фабианович Гнесин, М., 1927. Его же, М. Ф. Гнесин и его творчество, "Музыка и революция", 1927, No 10. Рыжкин И., О творческом пути Михаила Гнесина, "СМ", 1933, No 6. Глезер Р., Музыкант-гражданин, "СМ", 1957, No 5. М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961.Р.

В. Глезер..

Значения в других словарях
Гнбри

(gnbrо), гимбри, гинбри, гунибри, - двухструнный щипковый инструмент. Распространён в Сев. Африке (Марокко, Алжир, Тунис). На небольшой продолговатый корпус, выдолбленный из дерева, натянута кожаная мембрана. Шейка круглая, без ладов. Струны кишечные, настройка их может быть различной. Звук острый и резкий. При игре Г. Держат в горизонтальном положении чуть ниже груди. Употребляется как аккомпанирующий инструмент певцами-танцорами в песенно-балетных театрализов. Представлениях, а также бродячими..

Гнедаш В. Б.

Вадим Борисович (р. 21 VII 1931, Москва) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. УССР (1978). Чл. КПСС с 1974. В 1955 окончил Киевскую консерваторию у А. И. Климова. Дирижёрскую деятельность начал в 1948, с 1955 дирижёр Оперной студии при Киевской консерватории, с 1956 - Донецкой филармонии, с 1961 гл. Дирижёр симф. Оркестра Гостелерадио УССР. Репертуар Г. Обширен и разнообразен. Активно пропагандирует произв. Укр. Сов. Авторов, мн. Из них исполнены им впервые. Гастролирует за рубежом. С 1968 преподаёт в Киев..

Гнесина Е. Ф.

Елена Фабиановна (18 (30) V 1874, Ростов-на-Дону - 4 VI 1967, Москва) - сов. Пианистка-педагог, муз.-обществ. Деятель. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1935). Сестра М. Ф. Гнесина. В 1893 окончила Моск. Консерваторию по классу фп. В. И. Сафонова (ранее училась у Э. Л. Лангера, Ф. Бузони и П. Ю. Шлёцера). С 16 лет занималась педагогич. Работой. Принимала участие в концертах в Москве и др. Городах. После Великой Окт. Социалистич. Революции вела большую муз.-просветительную работу. Деятельность Г. Неразрыв..

Гобби Т.

(Gobbi) Тито (р. 24 X 1913, Бассано-дель-Граппа) - итал. Певец (баритон). Окончил юридич. Ф-т ун-та в Падуе. Пению обучался у Дж. Крими. В 1936 получил 1-ю пр. На Междунар. Конкурсе вокалистов в Вене. Дебютировал в 1938 в партии Жермона (Рим, т-р "Адриано"), затем пел в оперных т-рах разных городов Италии (с 1942 солист миланского т-ра "Ла Скала"). С 1947 выступал в ведущих т-рах Швеции, США, Англии, Португалии, Ирландии, Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Испании и др. Стран.Г. - один из вы..

Дополнительный поиск Гнесин М. Ф. Гнесин М. Ф.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гнесин М. Ф." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гнесин М. Ф., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 12 символа