Гофман Э. Т. А.

100

(Hoffmann) Эрнст Теодор (Вильгельм) Амадей (24 I 1776, Кенигсберг - 25 VI 1822, Берлин) - нем. Писатель, композитор, дирижёр, живописец. Сын чиновника, получил юридич. Образование в Кёнигсбергском ун-те. Занимался лит-рой и живописью, музыке обучался сначала у своего дяди, а затем у органиста Х.Подбельского (1790-1792), позднее в Берлине брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Был судебным асессором в Глогуве, Познани, Плоцке. С 1804 государственный советник в Варшаве, где стал организатором филармония, об-ва, симф. Оркестра, выступал как дирижёр и композитор. После занятия Варшавы франц. Войсками (1807) Г. Возвратился в Берлин. В 1808-1813 дирижёр, композитор и декоратор т-ров в Бамберге, Лейпциге и Дрездене. С 1814 жил в Берлине, где был советником юстиции в высш.

Судебных органах и юридич. Комиссиях. Здесь Г. Написал свои важнейшие лит. Произв. Первые его статьи помещены на страницах "Всеобщей музыкальной газеты" ("Allgemeine Musikalische Zeitung", Лейпциг), сотрудником к-рой он был с 1809.Выдающийся представитель нем. Романтич. Школы, Г. Стал одним из основоположников романтич. Муз. Эстетики и критики. Уже на раннем этапе развития романтич. Музыки он сформулировал её особенности и показал трагич. Положение музыканта-романтика в обществе. Г. Представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. На языке лит. Романтизма Г. Стал писать о сущности музыки, о муз. Произв., композиторах и исполнителях.

В творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта и особенно Л. Бетховена он показал тенденции, ведущие к романтич. Направлению. Ярким выражением муз.-эстетич. Взглядов Г. Являются его новеллы. "Кавалер Глюк" ("Ritter Gluck", 1809), "Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера" ("Johannes Kreisler's, des Kapellmeisters musikalische Leiden", 1810), "Дон Жуан" (1813), диалог "Поэт и композитор" ("Der Dichter und der Komponist", 1813). Рассказы Г. Позднее были объединены в сборнике "Фантазии в духе Калло" ("Fantasiestьcke in Callot's Manier", 1814-15). В новеллах, а также в "Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера", введённых в роман "Житейские воззрения кота Мурра" ("Lebensansichten des Katers Murr", 1822), Г. Создал трагич.

Образ вдохновенного музыканта, "безумного капельмейстера" Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произв. Г. Оказали влияние на эстетику К. M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтич. Образы Г. Нашли воплощение в произв. Мн. Композиторов - Р. Шумана ("Крейслериана"), Р. Вагнера ("Летучий голландец"), П. И. Чайковского ("Щелкунчик"), А. Ш. Адана ("Жизель"), Л. Делиба ("Коппелия"), Ф. Бузони ("Выбор невесты"), П. Хиндемита ("Кардильяк") и др. Сюжетами для опер послужили произв. Г. - "Мастер Мартин и его подмастерья", "Крошка Цахес по прозванию Циннобер", "Принцесса Брамбилла" и др. Г. - герой опер Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана", 1881) и Г. Лаччетти ("Гофман", 1912).Г. - автор муз. Произв., в т. Ч. Первой нем. Романтич. Оперы "Ундина" (1813, пост.

1816, Берлин), оперы "Аврора" (1811-12. Возможно пост. 1813, Вюрцбург. Посмертная пост. 1933, Бамберг), симфоний, хоров, камерных соч. В 1970 в Майнце (ФРГ) начато издание собр. Избранных муз. Произв. Г.Сочинения. Werke, hrsg. Von G. Ellinger, B.-Lpz.-W.- Stuttg., 1927. Poetische Werke. Hrsg. Von G. Seidel. Vorwort von Hans Mayer, Bd 1-6, В., 1958. Musikalische Novellen und Schriften nebst Briefen und Tagebuchaufzeichnungen. Ausgewдhlt und mit Anmerkungen versehen von Richard Mьnnich, Weimar, 1961. В рус. Пер. - Избранные произведения, т. 1-3, М., 1962.Литература. Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922. Иванов-Борецкий М., Э. Т. А. Гофман (1776-1822), "Музыкальное образование", 1926, NoNo 3-4. Pерман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн. Оперный театр.

Статьи и исследования, М., 1961, с. 185-211. Житомирский Д., Идеальное и реальное в эстетике Э. Т. А. Гофмана. "СМ", 1973, No 8. Mооs Р., Е. T. A. Hoffmann als Musikдsthetiker, "Die Musik", 1906, VI. Riana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Kьnstler, В., 1954. Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Olten - Kцln, 1954. Allrogen G., Thematisch-chronologisches Verzeichnis der musikalischen Werke von E. T. A. Hoffman, Regensburg, 1970.C. A. Маркус..

Значения в других словарях
Гофман Р. М.

(Hofman) Ростислав (Мишель) Модестович (р. 15(28) IV 1915, Петроград) - франц. Музыковед. Сын литературоведа- пушкиниста и поэта Moдеста Людвиговича Г. С 1923 живёт во Франции. Деятель об-ва "Музыкальная молодёжь Франции". Ведёт большую работу по популяризации во Франции рус. И сов. Муз. Культуры, творчества сов. Композиторов. Выступает по франц. Радио с лекциями, комментариями. С 1968 редактор журн. "Diapason". Автор мн. Работ, посвященных рус. Классич. И сов. Музыке.Сочинения. Un siиcle d opйr..

Гофман фон Фаллерслебен А. Г.

(Hoffmann von Fallersleben) Август Генрих (2 IV 1798, Фаллерслебен, Ганновер - 19 I 1874, Корвей, близ Хёкстера) - нем. Поэт, филолог-германист, историк, фольклорист. Изучал древнюю филологию и теологию в Гёттингенском ун-те, германистику - в Боннском. В 1823-1843 библиотекарь в ун-те в Бреславле, с 1830 там же преподавал нем. Яз. И лит-ру. В 1842 лишился должности в ун-те в связи с изданием "Аполитичных песен" ("Unpolitische Lieder", 1841) и с общей сатирич. И свободолюбивой направленностью тво..

Гофмансталь Г.

Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1 II 1874, Вена - 15 VII 1929, Родаун, близ Вены) - австр. Поэт, драматург, либреттист. Творч. Деятельность начал в 1890. Крупнейший представитель неоромантизма и символизма в австр. Лит-ре. В 1906 по инициативе Р. Штрауса началась совм. Работа композитора и Г. В качестве либреттиста его опер, превратившаяся в длительное творч. Содружество. Из числа написанных для Штрауса (и в сотрудничестве с ним) либретто выделяются. "Электра" (по одноим. Трагедии Г. 1909, ..

Гоциридзе Л. М.

Лейла Михайловна (р. 13 III 1924, Тбилиси) - сов. Певица (меццо-сопрано). Нар. Арт. Груз. ССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 4-го созыва. В 1947 окончила Тбилисскую консерваторию у О. А. Бахуташвили-Шульгиной, с того же года солистка Груз. Т-ра оперы и балета. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Марина Мнишек, Иоанна, Кармен, Амнерис. Дареджан ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Натела, Нено ("Абесалом и Этери", "Латавра" Палиашвили), Соломия ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Хивря ("Сем..

Дополнительный поиск Гофман Э. Т. А. Гофман Э. Т. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гофман Э. Т. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гофман Э. Т. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 15 символа