Грузинский театр оперы и балета

90

(Тбилисский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили) - крупнейший муз. Т-р Груз. ССР. Создан в Тбилиси в 1851. С 1896 оперные и балетные спектакли ставились в новом здании (т. Н. Казённый театр, открывшийся спектаклем "Иван Сусанин" Глинки). Основанию оперного т-ра в Тбилиси положило начало выступление итал. Оперной труппы (с 1851). Репертуар т-ра составляли в основном оперы Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обера, Дж. Мейербера, Ф. Галеви, В. А. Моцарта и др. С 1880 на сцене т-ра выступала рус. Оперная труппа. Развитию оперного иск-ва в т-ре способствовала деятельность M. M. Ипполитова-Иванова (дирижёр в 1884-1893). В эти годы были пост. "Евгений Онегин", "Мазепа", "Чародейка", "Орлеанская дева", "Майская ночь", "Рогнеда", "Вражья сила", а также оперы М.

И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, M. M. Ипполитова-Иванова. В рус. Оперной труппе в этот период пели первые груз. Певцы. Ф. И. Коридзе и М. А. Баланчивадзе (впоследствии известные деятели нац. Муз. Культуры), позднее (кон. 19 - нач. 20 вв.) - основоположники груз. Вок.-исполнит. Школы. И. П. Сараджишвили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина. Среди рус. Певцов - В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов.Становление нац. Т-ра начинается с 1919, когда были пост. Оперы груз. Композиторов. "Абесалом и Этери" З. П. Палиашвили, "Кето и Котэ" Долидзе (первая комич. Опера), "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили, сохранившиеся в репертуаре т-ра и поныне. После установления Сов. Власти в Грузии (1921) т-р утверждается как центр груз. Нац. Муз. Культуры. Здесь ставятся оперы - "Даиси" ("Сумерки", 1923), "Коварная Тамара" ("Тамар Цбиери") М.

Баланчивадзе (1926), "Депутат" Ш. Тактакишвили (1940, первая груз. Опера на сюжет из современной жизни), "Како качаги" ("Разбойник Како") Андриашвили (1940), "Патара кахи" ("Маленький кахетинец") И. Гокиели (1943), "Баши-Ачуки" Кереселидзе (1946), "Сказание о Тариэле" Мшвелидзе (1946) и др. Балеты - "Мзечабуки" А. Баланчивадзе (1936, первый нац. Груз. Балет. С 1938 под назв. "Сердце гор"), "Синатле" ("Свет") Киладзе (1947), "Горда" Торадзе (1949) и др. Т-ром пост. Оперы и балеты композиторов братских республик, в т. Ч. "Алмаст" (1932), "Тихий Дон" (1938). "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1939), "Бахчисарайский фонтан" (1929), "Красный мак" (1929), "Лауренсия" (1948), а также произведения русской и мировой классики. Спектакли идут на груз.

И рус. Языках. В 1937 т-ру присвоено имя З. П. Палиашвили. В том же году, после Декады груз. Иск-ва в Москве, т-р был награждён орденом Ленина. С 1963 - академический.В т-ре работали в разное время. Певцы - Д. Я. Андгуладзе, Д. Г. Бадридзе, Н. П. Белакнели, Д. А. Гамрекели, Е. А. Гостенина, В. Л. Кавсадзе, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, M. H. Накашидзе, Е. Т. Сохадзе, Н. А. Цомая, Н. А. Харадзе и др. Артисты балета - И. А. Алексидзе, М. В. Бауэр, Е. Л. Гварамадзе, Е. С. Геловани, В. М. Чабукиани, Т. М. Чабукиани и др. Дирижёры - И. П. Палиашвили (гл. Дирижёр в 1922-34), С. А. Столерман, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. С. Микеладзе, Ш. И. Азмайпарашвили, Г. В. Киладзе и др. Режиссёры - К. А. Марджанишвили, А. Р. Цуцунава, Ш. Агсабадзе, М. Г. Квалиашвили, В. Таблиашвили и др. Балетмейстеры - Д. Л. Джавришвили, В. М. Чабукиани (гл. Балетмейстер в 1941-72).Постоянно повышая художеств.

Уровень постановок, пополняя репертуар груз., рус. И зап.-европ. Классикой, т-р широко ставит произв. Совр. Груз. И др. Сов. Композиторов. Среди лучших спектаклей 50 - нач. 70-х гг. Оперы - "Пиковая дама" (1950). "Непрошеные гости" Букин (детская опера, 1950), "Невеста Севера" Торадзе, "Орлеанская дева". "Даиси" Палиашвили, "Красная шапочка" Гокиели (все в 1958). "Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961), "Миндия" (1961) и "Три новеллы" (1967) О. Тактакишвили, "Богема" (1962), "Абесалом и Этери" (1964), "Семён Котко" (1964), "Дон Жуан" (1965), "Борис Годунов" (1966). "Дон Паскуале" Доницетти (1968), "Руслан и Людмила" (1969), "Трубадур" (1971), "Тарас Бульба" (1972), "Лоэнгрин" (1973). Балеты - "За мир" Торадзе (1953), "Сокровище голубой горы" (детский балет, 1956) и "Демон" (1961) Цинцадзе, "Отелло" Мачавариани (1957), "Золушка" (1966), "Иоланта" (1971).

"Гамлет" Габичвадзе (1971) и др.В труппе т-ра (1973). Певцы - нар. Арт. СССР П. В. Амиранашвили, З. И. Анджапаридзе, нар. Арт. Груз. ССР М. П. Амиранашвили, Н. Д. Андгуладзе, Ш. А. Кикнадзе, О. В. Кузнецова, Т. В. Мушкудиани, З. Л. Соткилава, Ц. Б. Татишвили, Н. С. Тугуши, Л. Г. Чкония, И. Л. Шушания и др. Солисты балета - нар. Арт. Груз. ССР З. М. Кикалейшвили, В. В. Цигнадзе, Л. И. Митаишвили, В. В. Гунашвили и др. Дирижёры - нар. Арт. СССР О. А. Димитриади (гл. Дирижёр), нар. Арт. Груз. ССР Д. Л. Мирцхулава, В. Л. Палиашвили, засл. Деят. Искусств Груз. ССР Г. В. Азмайпарашвили и др. Режиссёры - засл. Деят. Иск-в Груз. ССР Д. И. Анджапаридзе, Г. В. Жордания (гл. Режиссёр), Г. Ф. Мелива. Гл. Балетмейстер - Г. Д. Алексидзе. В 1969 т-р гастролировал в Польше (Варшава, Лодзь). В 1969 в Кутаиси открыт филиал театра.Литература. Шавгулидзе Г. Д., Дни и годы Тифлисского оперного театра, Тб., 1936.

Кашмадзе Ш., Тбилисский театр оперы и балета, т. 1-2, Тб., 1950-54 (на груз. Яз.). Хучуа П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. Захария Палиашвили, Тб., 1958. Мчедлидзе Д., Три поколения грузинских певцов, Тб., 1968. Квалиашвили М., По трудному пути, Тб., 1969. Кравейшвили Б., Незабываемое, (пер. С груз.), Тб., 1970..

Значения в других словарях
Грувен Э.

(Groven) Эйвинн (р. 8 X 1901, Лордаль, Юж. Норвегия) - норв. Композитор и фольклорист. Учился в консерватории в Осло (1925), затем в Берлине. С 1940 гос. Стипендиат. В 1932-46 гл. Консультант Норв. Радио по муз. Фольклору. Занимался вопросами муз. Акустики, в 1965 сконструировал электроорган чистого строя (renstemt orgel). В своих муз. Произв. Г. Разрабатывал нар. Темы (записал более 2000 образцов народной, в осн. Инстр., музыки). Автор трудов по теории музыки, акустике, муз. Фольклору.Сочинения..

Грузинская музыка

Памятники материальной культуры и письменные источники свидетельствуют о том, что корни груз. Нар. Музыки уходят в глубину более чем трёх тысячелетий. Предки грузин - хеты и субары - применяли костяной саламури (свирель с тремя отверстиями). К 1-мутысячелетию до н.э. Относится бронзовая фигура мужчины, играющего на 5-струн. Лире. Издревле известны груз. Нар. Муз. Инструменты. Духовые - шестиствольный соинари (или ларчеми), нестви, ствири (дудки), авили, пай (разновидности свирели), буки, квирост..

Груодис Ю. М.

Юозас Мато (8(20) ХII 1884, д. Ракенай, ныне Зарасайского р-на Литов. ССР - 16 IV 1948, Каунас) - сов. Композитор, дирижёр и педагог. Засл. Деят. Иск-в Литов. ССР (1944). Изучал композицию в Моск. Консерватории у H. M. Ладухина (1915-16). В 1916-20 жил в Ялте (Крым). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу композиции у П. Тренера. В 1924-27 дирижёр Литов. Оперного т-ра в Каунасе. С 1924 преподавал в Каунасском муз. Уч-ще, в 1933-48 - в Каунасcкой консерватории (в 1927-37 директор, с 1..

Группетто

(итал. Gruppetto, уменьшит. От gruppa, букв. - группа) - вид мелизма. Мелодич. Украшение, состоящее из 4 или 5 звуков и обозначаемое знаком со. В состав 5-звучного Г. Входят основной (украшаемый) звук, верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный и опять основной. В состав 4-звучного Г. - те же звуки, кроме первого или последнего. Если вспомогат. Звук является альтериров. Ступенью, то соответственно над или под Г. Ставится знак альтерации. В случаях, когда знак Г. Стоит над нотой, ф..

Дополнительный поиск Грузинский театр оперы и балета Грузинский театр оперы и балета

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грузинский театр оперы и балета" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грузинский театр оперы и балета, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 31 символа