Двухчастная форма

119

Муз. Форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную. В простой Д. Ф. Обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. Функцию - в ней излагается начальный тематич. Материал. 2-я часть может выполнять разл. Функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. Ф. - безрепризная и репризная. Безрепризная простая Д. Ф. Может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части - также изложение темы. Это соотношение наиболее распространено в форме типа "запев - припев". Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. Продолжение (Гимн Советского Союза). В др. Случаях припев контрастирует запеву (песня "Москва майская" Дан.

И Дм. Покрасс). Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения "запев - припев" (романс "Ель и пальма" Н. А. Римского-Корсакова). В однотемной Д. Ф. Функция 2-й части - развитие тематич. Материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 "Аппассионата", многие вальсы Шуберта). В репризной простой Д. Ф. Развитие начального тематич. Материала в пределах 2-й части завершается его частичной репризой - воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. Н. "квадратной" структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов). Встречаются и разл. Нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части.

Однако возможности расширения отд. Разделов в Д. Ф. Ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Тpёxчастная форма). Каждая из двух частей Д. Ф. Может повторяться (схемы ||. А :||. В :|| или А ||. В :||). Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров - танца и марша. В лирич. Жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой. При повторении части могут подвергаться варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части.) В Д. Ф. Типа "запев - припев" обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности).

В результате возникает куплетная форма (см. Куплет). Простая Д. Ф. Может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. Миниатюру), так и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой.Описанные выше виды простой Д. Ф. В проф. Искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. Склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. Н. Старинная Д. Ф., в к-рой писались отд. Части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. Жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть - период типа развёртывания. Гармонич. Развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях - и к тональности параллели). 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии), приводит к репризе главной тональности.

Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. Тематич. Ядро.В сложной Д.ф. Объединяются 2 части, из к-рых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. Ф., как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. Речитатив, 2-я - собственно арию или песню ("Гадание Марфы" из оперы М. П. Мусоргского "Хованщина"). В др. Случаях обе части равноправны, и их контраст связан с развитием действия, с переломом в душевном состоянии героя (ария Лизы "Откуда эти слёзы" из 2-й картины оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама"). Встречается также сложная Д. Ф., 2-я часть к-рой - развитая кода (дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В.

А. Моцарта "Дон Жуан"). В инстр. Музыке сложная Д. Ф. Применяется реже, причём обе части её обычно мало контрастируют (ноктюрн Ф. Шопена H-dur op. 32 No 1). Пример контрастной сложной двухчастной формы в инстр. Музыке - авторское переложение для оркестра "Песни Сольвейг" Э. Грига.Литература. См. При ст. Форма музыкальная .В. П. Бобровский..

Значения в других словарях
Дворжакова Л.

(Dvorakova) Людмила (р, 11 VII 1926, Колин) - чеш. Певица (лирико-драм. Сопрано). Училась у Я. Ваврадовой в Пражской консерватории. Пела в оперных т-рах Остравы (с 1949. Дебют - партия Кати в опере "Катя Кабанова" Яначека), Праги (1945-57), Братиславы (1958-60). С 1960 солистка Берлинской гос. Оперы, с 1966 - "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1963 много гастролировала. В 50-х гг. Исполняла гл. Обр. Лирич. Партии - Русалка ("Русалка" Дворжака), Амелия ("Бал-маскарад") и др., позднее прославилась..

Дворжачек Й.

(Dvoracek) Йиржи (р. 8 VI 1928, Вамберк) - чеш. Композитор. Учился у Я. Ржидкого и В. Добиаша (1949-53) в Академии иск-в (Прага), где с 1953 преподаёт. Для творчества Д. Характерно использование элементов чеш. И моравского муз. Фольклора и новых приёмов письма (симфониетта "Quatro episodi", 1970. Пьеса для фп. С оркестром "Ex post", 1963, и др.).Сочинения. Опера Остров Афродиты (1971, не пост.). Кантата Я живу и пою (Ziji a zpнvбm, 1978). Симфония (1953). Квинтет для медных духовых (1973). Хор. ..

Де Вито Д.

(De Vito) Джоконда (р. 26 VII 1907, Мартина-Франка, Лечче) - итал. Скрипачка и педагог. Окончила Муз. Лицей в Пезаро по классу Р. Принчипе (1921). 1-я пр. На Междунар. Конкурсе скрипачей в Вене (1932). Гастролировала во мн. Странах (в СССР в 1958). Завоевала известность как выдающийся интерпретатор классич. Скрипичной музыки. С 1944 профессор академии "Санта-Чечилия" в Риме. С 1962 не концертирует, живёт в Англии.. ..

Де Греф А.

Греф (De Greef) Артур (10 X 1862, Лёвен - 29 VIII 1940, Брюссель) - бельг. Пианист и композитор. Учился у Л. Брассена (фп.) и Ф. О. Геварта (композиция) в консерватории в Брюсселе. Совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре. В 1887-1930 профессор по классу фп. Брюссельской консерватории. Гастролировал во мн. Странах Европы, прославился как интерпретатор произв. Э. Грига (в особенности фп. Концерта и лирич. Пьес). Автор мн. Произв. Для фп. И для фп. С оркестром (2 концерта, концертино, сюиты, танцы),..

Дополнительный поиск Двухчастная форма Двухчастная форма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Двухчастная форма" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двухчастная форма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 17 символа