Дивертисмент
(от франц. Divertissement, букв. - увеселение, развлечение). 1) Муз. Произв. Развлекат. Характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. Относится к кон. 17 в., оно принадлежит К. Гросси ("Il divertimento..., musiche da camera тper servizio di tavola. Con un dialogo amoroso et un dialogo in idioma", op. 9, 1681). Первоначально сочинялись как инстр., так и вок. Д. (напр., Divertimenti serenissimi P. Кайзера, написанные в 1713, представляют собой 9 кантат). В 18 в. Ведущее положение постепенно заняли инстр. Д. Они становятся излюбленным родом развлекат. Музыки в аристократич. И придворных кругах, позднее в домах богатых буржуа. Особое распространение Д. Получил в Австрии и Чехии. Большую дань этому жанру отдали Й.
И М. Гайдны, Л. И В. А. Моцарты, много Д. Было создано композиторами мангеймской школы, писали их и немецкие, итальянские, французские композиторы. Иногда Д. Создавались для одного инструмента (струнного клавишного - Й. Гайдн, Г. К. Вагензейль), чаще же для камерного ансамбля или оркестра. Количество частей в Д. Бывало различным - от одной и до 12. В большинстве Д. Их от 4 до 10.Как муз. Жанр Д. Соединяет в себе черты сонаты и сюиты, более приближаясь к сонате. В них постоянно включаются типичные для сонаты части - сонатное allegro, вариации, менуэт, рондо и т. Д. (мн. Ранние сочинения, названные Д., в действительности представляют собой сонаты). В то же время колеблющееся (часто большое) количество частей и широкое применение в Д. Танц.
Форм сближают их с сюитой, в особенности с такой её разновидностью, как серенада. Если у В. А. Моцарта Д. Зальцбургского периода, в отличие от орк. Серенад, являются сочинениями камерными, то в последующее время подобное разграничение не сохраняется, и границы между Д. И серенадой во многом стираются. Родств. Черты Д. Обнаруживают также с кассацией и ноктюрном. С конца 18 в. Д. Утрачивает прежнее значение. В 19 в. Д. Превращается в жанр салонной музыки, аналогичный попурри, обычно на заимствованные, напр. Оперные, темы (к числу немногих исключений принадлежит "Венгерский дивертисмент" Ф. Шуберта для фп. В 4 руки). В 20 в. Термин "Д." нередко применяется для обозначения балетной сюиты (напр., Д. Для оркестра И. Ф. Стравинского, составленный в 1938 из музыки балета "Поцелуй феи", 1928).
Иногда композиторы сознательно воспроизводят черты Д. 18 в. (Дивертисмент для 5 духовых инструментов и фп. А. Русселя, 1900. Дивертисмент для струнного трио ор. 22 Й. Хаса, 1909. Дивертисмент для струн. Инструментов Б. Бартока, 1939, и др.). 2) Промежуточные эпизоды в фуге, в к-рых прерывается полифонич. Разработка темы и вводится новый интермедийного плана материал. См. Фуга. 3) Вставные эпизоды из балетных, иногда и вок. Номеров между актами спектакля и в его конце. Могут составлять целое представление развлекат. Характера, объединённое общим сюжетом (в особенности Д., исполнявшиеся в конце спектакля). С сюжетом осн. Представления, к к-рому они присоединяются, обычно не связаны (балет "Щелкунчик" Чайковского, 2-е действие). Появились ранее всего в комедии-балете 17 в.
(напр., "Мещанин во дворянстве" Мольера с муз. Номерами Люлли, 1670), в лирич. Трагедиях Люлли (напр., "Кадмус и Термина", 1673). Ж. Ф. Рамо на основе Д. Создаёт новый жанр оперы-балета. Д. Встречаются во мн. Франц. Операх 19-20 вв. ("Фауст" Гуно, редакция 1869. "Самсон и Далила" Сен-Санса, 1877. "Падмавати" Русселя, 1923). 4) В России во 2-м десятилетии 19 в. Д. Назывались представления нар.-бытового характера, состоявшие из песен, танцев и драматич. Диалога. Они создавались гл. Обр. На патриотич. Сюжеты, связанные с событиями Отечественной войны 1812, напр. "Ополчение, или Любовь к отечеству" (1812), муз. К. А. Кавоса, "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), муз. С. И. Давыдова.Литература. L) Sandberger A., Zur Geschichte des Haydnschen Streichquartetts, в кн.
Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Bd 1, Mьnch., 1921. Hoffmann H., Ьber die Mozartschen Serenaden und Divertimenti, в кн. Mozart-Jahrbuch, III, Augsburg, 1929. Hausswald G., Mozarts Serenaden, Lpz., 1951. Его жe, Der Divertimento-Begriff bei G. Chr. Wagenseil, "AfMw", Jahrg. IX, 1952, H. 1. Hess R., Serenade, Cassation, Notturno und Divertimento bei M. Haydn, (Mainz), 1963 (Diss.). 3) Marx А. В., Gluck und die Oper, В., 1863. Eсоrсhйvi11e J., De Lully а Rameau. L'esthйtique musicale, P., 1906. Masson P.-M., Lullystes et Ramistes, "Annйe musicale". I, 1911. Его же, Le ballet hйroique, "RM", 1928, Juin. Его же, L'opйra de Rameau, P., 1930. Kretschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen, VI), рус.
Пер., Л., 1925.E. A. Мнацаканова..
Дополнительный поиск Дивертисмент
На нашем сайте Вы найдете значение "Дивертисмент" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дивертисмент, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 12 символа