Дилецкий Н. П.

157

Дылецкий Николай Павлович (ок. 1630, Киев - ок. 1680, Москва) - укр. Муз. Теоретик, композитор и педагог. Окончил Виленскую иезуитскую академию. В 70-х гг. Жил и работал в Москве, где был связан с группой просвещённых деятелей, поддерживавших новые течения в области лит-ры и иск-ва. По нек-рым данным, был регентом церк. Хора Строгановых в Соли-Камской (ныне Соликамск), одного из лучших в России. Д. Принадлежит муз.-теоретич. Труд "Грамматика мусикийская", содержащий наиболее полное изложение композиционных основ партесного пения. Первонач. Вариант этого труда, написанный на польском яз. (1675, Вильно), неизвестен. Впоследствии Д. Переработал и перевёл его на церк.-слав. Яз. (1677, Смоленск). В 1679 в Москве, по заказу Г. Д. Строганова, им был сделан рус.

Пер. С польского. В 1681 (возможно, уже после смерти Д.) там же появилась ещё одна ред. "Грамматики", к-рой предпослан полемич. Трактат моск. Дьякона Иоанникия Коренёва, направленный против консервативного, узкодогматич. Взгляда на музыку защитников старой монодической традиции. В этой ред. Труд под назв. ""Мусикийская грамматика" Николая Дилецкого" был издан С. В. Смоленским (СПБ, 1910). Труд Д. Характерен своей рационалистич. Направленностью, стремлением истолковать выразит. Возможности музыки в духе теории аффектов (см. Аффектов теория).Под влиянием Д. В Москве сложилась композиторская школа мастеров многоголосного церк. Пения. "Мусикийская грамматика" служила осн. Пособием для изучения теории музыки и техники многогол. Хор. Письма. Сохранились многочисл.

Её списки (позднейшие относятся к 70-м гг. 18 в.). Особое место среди них занимает укр. Перевод (1723, Петербург. Изд. Kипв, 1970).Ряд муз. Сочинений Д., в т. Ч. 8-гол. "Херувимская", "Литургия" и др., хранится в Отделе рукописей Гос. Историч. Музея в Москве и в Муз. Отделе Б-ки АН УССР в Киеве.Литература. Сахаров И., Исследования о русском церковном песнопении, "Журнал Министерства народного просвещения", часть 61, отд. II, 1849, февраль. Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867. Металлов В., Старинный трактат по теории музыки 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким, "РМГ", 1897, No 12, декабрь. Преображенский А. В., Русская музыкальная азбука XVII века, Временник отд. Теории и истории музыки Гос. Ин-та истории искусств, серия "De Musika", вып.

3, Л., 1927. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 1, вып. 3, М.-Л., 1928, с. 291-95, 327. Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 50-57. Его же, Несколько соображений о Дилецком, "СМ", 1968, No 9. Гошовский В., Дурнев М., К спору о Дилецком, "СМ", 1967, No 9. Цалай-Якименко О., Музично-теоретична думка на Украпнi в XVII ст. Та працi М. Дилецького, "Украпнське музикознавство", Кипв, 1971, с. 32-40. Протопопов Вл., Николай Дилецкий и его русские современники, "СМ", 1973, No 12. Lehmann D., Nikolaj Dylecki a muzyca polska w 17 wieku, "Muzyka", 1965, No 3.Ю. В. Келдыш..

Значения в других словарях
Дикшитар М.

Муттусвами (1775, Тирувалур - 1834, Эттайяпурам) - инд. Музыкант. Один из представителей "великой карнатской троицы". Учился у отца - Рамасвами Д., придв. Музыканта в Манали (близ Мадраса), затем у Чидамбаранатхи в Бенаресе (изучал философию и санскрит). Жил в Тируттани под псевд. Гуру Гуха. Последние годы жизни провёл в странствиях. Автор мн. Вок. Соч., в к-рых развивал и совершенствовал форму крити. Особое значение придавал взаимодействию текста (писал на санскрите и телугу) и музыки. В крити ..

Дилан Б.

(Dylan. Наст. Имя и фам. - Роберт Циммерман, Zimmermann) Боб (р. 24 V 1941, Дулут, Миннесота) - амер. Поэт, композитор, нар. Певец. С 10 лет играл на гитаре, губной гармонике, цитре, фп. С 1956 выступал с собств. Песнями, аккомпанируя себе на гитаре, с 1959 - с группой певцов в кафе одного из провинц. Городов. В 1960 исполнял свои песни в Нью-Йорке, с 1961 начал записываться на пластинки. Д. - один из известнейших амер. Авторов и исполнителей народных песен - т. Н. Фолксингер. Особенную популярн..

Дилиус Ф.

(Delius) Фредерик (29 I 1862, Брадфорд - 10 VI 1934, Гре-сюр-Луэн) - англ. Композитор. Не получил проф. Муз. Образования. В детстве обучался игре на скрипке. В 1884 уехал в США, где работал на апельсиновых плантациях, продолжал заниматься музыкой самостоятельно, брал уроки у местного органиста Т. Ф. Уорда. Изучал негр. Фольклор, в т. Ч. Спиричуэлы, интонации которых использованы в симф. Сюите "Флорида" (дебют Д., 1886), симф. Поэме "Гайавата" (по Г. Лонгфелло), поэме для хора и оркестра "Аппалач..

Дилогия

(греч. Dilogia - повторение сказанного, от dilogeo - дважды говорю, повторяю) - цикл из двух музыкально-сценич. Произв., являющихся самостоят. Законченными сочинениями и в то же время частями целого, объединёнными общностью идеи и героев и преемственностью сюжета. Примером муз. Д. Может служить лирич. Драма "Троянцы" Берлиоза, состоящая из 2 частей - "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене".. ..

Дополнительный поиск Дилецкий Н. П. Дилецкий Н. П.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дилецкий Н. П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дилецкий Н. П., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа