Домбра
Струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в Казахстане. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Имеет 2 жильные струны, настроенные в кварту, реже в квинту. Одна из них мелодическая. Длина инструмента 800-1300 мм. Д. Делается из дерева (ели, сосны, ореха, тала, берёзы, кедра).В Казахстане существуют 2 осн. Разновидности Д. - зап.-казах, и вост.-казах. У первой - грушевидный долблёный (иногда клеёный) корпус, плоская верхняя дека с неск. Резонаторными отверстиями, длинная узкая шейка. Лады - навязные, жильные (14-17), диапазон до 27 1/2 октав. Вост.-казах. Д. Имеет плоский клеёный (реже долблёный) корпус лопатообразной (или треугольной) формы, более короткую и широкую шейку, 7-9 ладов.На Д., особенно зап.-казах., можно исполнять сложные виртуозные пьесы.
Штриховая техника правой руки определяет ритмич. Рисунок и динамику, отражает характер произв. Наиболее употребительны. Одновременный удар 4 пальцами, быстрые чередующиеся удары, раздельный удар большим и указательным пальцами, скользящий удар подушками пальцев и др. При скользящем задевании бурдонирующей струны возникает эффект косвенного двухголосия. Пьесы для зап.-казах. Д., как правило, целиком двухголосны. Для вост.-казах. - чаще одноголосны, что связано с иными штриховыми приёмами, преим. Защипыванием струны. Зап.-казах. Д. Используется гл. Обр. Как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), вост.-казах. Преим. Аккомпанирует пению. Существуют разл. Домбровые школы, имеющие свои специфич. Приёмы штриховой техники. 7 наиболее известных связаны с именами казах.
Домбристов 19 в. - Курмангазы, Даулеткерея Шигаева, Абула, Адаевских, Казангапа, Таттимбета, Байсерке. Одним из замечательных домбристов конца 19 - 1-й пол. 20 вв. Была ученица Курмангазы - Дина Нурпеисова. Совершенствованию домбрового исполни- тельства способствовали состязания музыкантов-домбристов. Многовековые традиции домбровой музыки получили развитие в Сов. Казахстане. В 1934 здесь на основе бытующего типа Д. Созданы её орк. Разновидности, вошедшие в состав Оркестра казахских нар. Инструментов им. Курмангазы.Настройка народной домбрыНастройка и диапазон оркестровой домбры.Узбекская Д. Имеет грушевидный корпус и шейку без ладов. Выдалбливается из одного куска дерева. Используется в домашнем музицировании и пастушеском быту.
На этом инструменте исполняются спец. Пьесы, наигрыши, аккомпанемент к дастанам. Играют на Д. Бряцанием и защипыванием. Широко применяется двухголосие (ленточное, бурдонное, иногда имитационное). Д. Является осн. Муз. Инструментом в сельских местностях Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и части Самаркандской областей Узб. ССР.Литература. Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963. Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы, A.-A., 1955, Жубанов A., Струны столетий, А.-А., 1958. Кароматов Ф., Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962.И. М. Вызго-Иванова..
Дополнительный поиск Домбра
На нашем сайте Вы найдете значение "Домбра" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Домбра, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа