Домбра

130

Струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в Казахстане. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Имеет 2 жильные струны, настроенные в кварту, реже в квинту. Одна из них мелодическая. Длина инструмента 800-1300 мм. Д. Делается из дерева (ели, сосны, ореха, тала, берёзы, кедра).В Казахстане существуют 2 осн. Разновидности Д. - зап.-казах, и вост.-казах. У первой - грушевидный долблёный (иногда клеёный) корпус, плоская верхняя дека с неск. Резонаторными отверстиями, длинная узкая шейка. Лады - навязные, жильные (14-17), диапазон до 27 1/2 октав. Вост.-казах. Д. Имеет плоский клеёный (реже долблёный) корпус лопатообразной (или треугольной) формы, более короткую и широкую шейку, 7-9 ладов.На Д., особенно зап.-казах., можно исполнять сложные виртуозные пьесы.

Штриховая техника правой руки определяет ритмич. Рисунок и динамику, отражает характер произв. Наиболее употребительны. Одновременный удар 4 пальцами, быстрые чередующиеся удары, раздельный удар большим и указательным пальцами, скользящий удар подушками пальцев и др. При скользящем задевании бурдонирующей струны возникает эффект косвенного двухголосия. Пьесы для зап.-казах. Д., как правило, целиком двухголосны. Для вост.-казах. - чаще одноголосны, что связано с иными штриховыми приёмами, преим. Защипыванием струны. Зап.-казах. Д. Используется гл. Обр. Как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), вост.-казах. Преим. Аккомпанирует пению. Существуют разл. Домбровые школы, имеющие свои специфич. Приёмы штриховой техники. 7 наиболее известных связаны с именами казах.

Домбристов 19 в. - Курмангазы, Даулеткерея Шигаева, Абула, Адаевских, Казангапа, Таттимбета, Байсерке. Одним из замечательных домбристов конца 19 - 1-й пол. 20 вв. Была ученица Курмангазы - Дина Нурпеисова. Совершенствованию домбрового исполни- тельства способствовали состязания музыкантов-домбристов. Многовековые традиции домбровой музыки получили развитие в Сов. Казахстане. В 1934 здесь на основе бытующего типа Д. Созданы её орк. Разновидности, вошедшие в состав Оркестра казахских нар. Инструментов им. Курмангазы.Настройка народной домбрыНастройка и диапазон оркестровой домбры.Узбекская Д. Имеет грушевидный корпус и шейку без ладов. Выдалбливается из одного куска дерева. Используется в домашнем музицировании и пастушеском быту.

На этом инструменте исполняются спец. Пьесы, наигрыши, аккомпанемент к дастанам. Играют на Д. Бряцанием и защипыванием. Широко применяется двухголосие (ленточное, бурдонное, иногда имитационное). Д. Является осн. Муз. Инструментом в сельских местностях Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и части Самаркандской областей Узб. ССР.Литература. Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963. Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы, A.-A., 1955, Жубанов A., Струны столетий, А.-А., 1958. Кароматов Ф., Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962.И. М. Вызго-Иванова..

Значения в других словарях
Домбаев Г. С.

Григорий Савельевич (р. 16(29) VI 1905, Царицын, ныне Волгоград) - сов. Музыковед, педагог и муз.-обществ. Деятель. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1967). В 1927 окончил ф-т обществ. Наук Северо-Кавказского ун-та и Муз.-практический ин-т по классу фп. (Ростов-на-Дону). В 1932-37 преподаватель (с 1934 директор) Муз. Уч-ща, в 1935-38 директор и худ. Рук. Краевой филармонии в Ростове-на-Дону, в 1939-41 зав. Конц. Бюро в Сочи. В 1942-44 директор и педагог Ереванского муз. Уч-ща, в 1944-47 директор и худ. Р..

Домбаев К. С.

Карп Савельевич (р. 8(21) III 1910, Царицын, ныне Волгоград) - сов. Скрипач и педагог. Засл. Деят. Иск-в Арм. ССР (1957). Начал учиться игре на скрипке в детстве в Царицыне у А. З. Шульгина. В 1927-29 занимался в Ленингр. Консерватории, класс И. А. Зелихмана, у к-рого учился ранее в Ростове-на-Дону, в 1932-37 - в Моск. Консерватории, окончил класс Б. О. Сибора. С 1940 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1954 профессор). В 1940-49 проректор по науч. И уч. Части, в 1950-60 зав. Кафедрой. В 196..

Доминанта

(от лат. Dominans, род. Падеж dominantis - господствующий. Франц. Dominante, нем. Dominante) - название V ступени гаммы. В учении о гармонии также назв. Аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. Порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. Теории ладов под названиями. Тенор, реперкуссиа, туба (первая и ..

Доминантнонаккорд

См. Нонаккорд.. ..

Дополнительный поиск Домбра Домбра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Домбра" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Домбра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа