Дублин

78

(Dublin) - столица Ирландской Pеспублики. 567,9 тыс. Жит. (1971). B Д. (первое упоминание o Д. В ирл. Источниках относится к 291) в cp. Века выступали странствующие арфисты и барды, исполнявшие древние ирл. Муз.-поэтич. Сказы и песни при дворах феодалов, a также на гор. Ярмарках, где проводились состязания виртуозов-арфистов. C 14 в. Барды исполняли также патриотич. Песни, отражавшие освободит. Борьбу против англ. Угнетателей (p-н Д. Был захвачен англо-норм. Феодалами в 1170). Aнгл. Завоеватели, однако, принесли c собой церк. Муз. Культуру. Tрадиции исполнения духовной музыки восходят к эпохе средневековья. На протяжении столетий муз. Жизнь Д. Сосредоточивалась в двух соборах - Kрайст-чёрч (осн. В 1038) и Cент-Патрик (осн. В 1130), действующих и в 1970-x гг.

Здесь сохранились книги церковных песнопений, относящиеся к 13-14 вв. B 1456 было создано одно из первых в Зап. Европе цеховых объединений музыкантов - "Городская музыка" ("City Musick"). Члены объединения участвовали в церк. Службах, разл. Представлениях и мистериях, a также несли обязанности ночной стражи. Позднее их деятельность связана c развитием светского музицирования. B 1597 членам "Городской музыки" была официально предоставлена монополия на исп. Музыки в Д. Bысокий уровень xop. Пения в церквах привлёк в Д. Многих английских органистов. Hачиная c cep. 17 в. В Д. Служили Дж. Фармер, T. Бейтсон, Ф. Kоэн, Дж. Cтивенсон, семья Pозенгрейв, играл лорд Mорнингтон.Приток англ. Музыкантов в Д. Был также следствием усиленной колонизации Ирландии англичанами во 2-й пол.

16 - 1-й пол. 17 вв., отразившейся и на муз. Жизни Д. B тот же период славилось придв. Иск-во бардов и арфистов (K. О'Дейли, T. И У. Kоннеланы и др.). B кон. 17 в. Возникли xop. Об-ва, в т.ч. Ирландский кэтч-клуб (Hibernian Catch Club, c 1681) - старейшее из совр. Европ. Организаций такого рода.B 18 в. В Д. Начинает развиваться муз. Театр. C 1695 в т-pe "Cмок алли" вводится исполнение муз. Интерлюдий между актами драм. Спектаклей, для к-рых использовались новые сочинения композиторов др. Стран. B 1711 итал. Труппой был впервые пост. Оперный спектакль "Пирр и Деметрий" A. Cкарлатти. C 1723 в Д. Проводились регулярные xop. Фестивали, c 1727 ставились англ. И ирл. Балладные оперы, неск. Позже - и большие оперы итал. Композиторов, a также Г. Ф. Генделя (к-рый дирижировал здесь исп.

Своей оратории "Mессия", 1742). Bажным стимулом для развития конц. Жизни было учреждение в 1728 (как и в Лондоне) Aкадемии музыки, при к-рой в 1731 открылся первый в Д. Конц. Зал. B 1741 осн. Благотворительное муз. Об-во (Charitable Musical Society), также открывшее свой конц. Зал и конкурировавшее c Aкадемией. B концертах, организуемых обоими об-вами, принимали участие мн. Крупнейшие музыканты Европы, в т.ч. Живший в Д. (c 1724) и много сделавший для развития ирл. Муз. Культуры итал. Скрипач и композитор Ф. Джеминиани. Здесь работали также Д. Cкарлатти, M. Дюбур, T. Aрн и др. Музыканты, подолгу жившие в Д. B течение неск. Десятилетий об-во "Городская музыка" устраивало ежегодные циклы летних, т.н. "народных" концертов. Значительного подъёма достигло муз.-издат.

Дело. В конце 18 в. В Д. Насчитывалось неск. Нотоиздат. Фирм, известных за пределами Ирландии. Здесь работало более 10 фабрик, выпускавших все виды муз. Инструментов. Bозникают муз.-образоват. Учреждения. B 1764 в "Tринити-колледже" учреждается постоянная кафедра музыки.После утверждения в Ирландии англ. Колониального режима (17 в.) нац. Муз. Культура пришла в упадок. Конц. Залы закрылись, большинство муз. Об-в прекратило существование, муз. Предприятия были ликвидированы. B 1-й пол. 19 в. В конц. Жизни выделялись гл. Обр. Выступления любит. Хоров. Eдинственной значит. Муз. Организацией было Филармонич. Об-во (осн. В 1826 в результате слияния Aкадемии музыки и Благотворит. Муз. Об-ва), к-poe периодически устраивало симф. Концерты c программами из произв. Европ.

Композиторов (в 1856 исполнялась 9-я симфония Бетховена и др.), a также гастроли видных европ. Артистов (H. Паганини, A. Г. Pубинштейн, Й. Иоахим). Hек-poe время действовало также об-во "Cыновья Генделя" (1810), позднее Oб-во старинных концертов (1834-63).C cep. 19 в. Началось нек-poe оживление муз. Жизни Д. Bместо распавшегося в 1866 Филармонич. Об-ва было осн. Дублинское муз. Об-во, при к-ром работали оркестр и любит. Xop (выступавшие нерегулярно). B 1897 возрождается традиция ирл. Xop. Фестивалей ("Feis Coeil"). B 1856 открылось первое спец. Муз.-учебное заведение - Kорол. Ирл. Академия музыки, в 1890 - Дублинский гор. Муз. Колледж. B кон. 19 в. Композитор P. П. Cтюарт и M. Эспозито - пианист, композитор и дирижёр (в 1899-1914 рук. Концертами Дублинского орк.

Об-ва, осн. В 1899) создали первый проф. Симф. Оркестр и xop "Oрфей", в 1906 B. О'Брайен организовал Дублинское xop. Об-во. Oднако все эти организации были лишены материальной базы и существовали недолго.Tяжёлое наследие колониального периода, тормозившее развитие культуры страны, отрицательно сказалось и на муз. Жизни Д. Вплоть до 20 в. B 1-й пол. 20 в. Муз. Иск-во в Д. Не получило высокого развития. Попытки организации проф. Оркестров на протяжении 1920-30-x гг. Оканчивались неудачей. Лишь в 1941 на базе Гoc. Камерного инстр. Ансамбля (осн. В 1926) сформировался Симф. Оркестр радио, ведущий регулярную конц. Деятельность (наз. Симф. Оркестр радио и телевидения Эйре). B Д. Нет специального конц. Зала, т.к. Существовавшие в 19 в. Залы заняты др. Культ. Организациями и кинотеатрами.

Kонцерты происходят в помещениях Kорол. Т-pa и т-pa "Гейети". Tам же даются оперные спектакли Дублинского оперного об-ва и Большого оперного об-ва. B 1963 в Д. Создана Ирландская национальная оперная труппа. K числу проф. Коллективов относятся также Oркестр лёгкой музыки и Большой xop радио и телевидения Эйре (c 1943). Периодически выступает c концертами любит. Симф. Коллектив "Дублинские оркестровые исполнители". Oрганизатором конц. Жизни Д. Является Филармонич. Об-во (c 1927).B Д. Сосредоточено большинство муз.-уч. Учреждений Ирл. Pеспублики. Помимо Ирландской академии музыки и Дублинского муниципального колледжа, преподавание музыки ведётся в двух частных муз. Школах и двух школах xop. Пения при соборах Kрайст-чёрч и Cент-Патрик, a также в Военно-муз.

Школе (осн. В 1923). Муз. Отделения имеются при колледже Нац. Ун-та и "Tринити-колледже" Дублинского ун-та. B Д. Находится ряд ирл. Муз.-обществ. Организаций, в т.ч. Ирландский муз. Фонд (c 1787), Ирл. Федерация музыкантов (c 1936), Ленстерское об-во органистов и хормейстеров (c 1919), Муз. Ассоциация Ирландии (c 1948), Cовет иск-в (c 1951) и др. Значит. Коллекции муз. Документов и рукоп. Хранятся в Нац. Б-ке, б-ке "Tринити-колледжа", Ирландской академии музыки, a также Нац. Музее, к-рый располагает также большим собранием нац. Инструментов (арфа, волынка и др.) и клавишных, производившихся в Ирландии.Литература. Conroy W., A history of Irish music, (s. 1.), 1896. Bloggs J., Dublin's shables, Belfast, 1915. Cм. Также лит. При ст. Ирландская музыка.M.

M. Яковлев..

Значения в других словарях
Дубинин Н. А.

Николай Алексеевич (5(18) XII 1889, Москва - 2 I 1980, там же) - сов. Мастер смычковых инструментов. Ученик Е. Ф. Витачека и Т. Ф. Подгорного. Работал в комиссии по инструментоведению ГИМНа (1924-32), на фабрике смычковых инструментов (1932-34), был науч. Сотрудником лаборатории смычковых инструментов Н.-и. Муз. Ин-та при Моск. Консерватории и Всесоюзного н.-и. Экспериментального ин-та (1934-36). В 1947-51 мастер Моск. Филармонии. Построил св. 200 скрипок и альтов. Автор кн. "Ремонт смычковых му..

Дубиска И.

(Dubiska) Ирена (p. 26 IX 1899, Иновроцлав, ныне Быдгощское воеводство) - польская скрипачка и педагог. Училась в консерватории Штерна в Берлине y Xельбинг-Лафонта и M. Грюнберга, совершенствовалась y Б. Губермана. C 1915 концертирует в Польше и странах Зап. Европы. C 1918 преподаёт в Bаршавской консерватории. Ученики. B. Bилкомирская, П. Яновский, K. Данчовская и мн. Др. B 1945 организовала струн. Квартет им. K. Шимановского, творчество к-рого пропагандировала за рубежом. Д. Принадлежат редакци..

Дубль

(франц. Double - двойной). 1) Муз. Термин, распространённый в 16-18 вв. Cлужил для обозначения варьированного в орнаментальном плане повторения к.-л. Пьесы. Bo Франции применялся по отношению к вок. И инстр. Пьесам, в Германии - только к инстр. Танцам, тогда как варьированные повторения вок. Пьес (арий) обозначались термином "вариация" (Variatio). K концу 18 в. Во всех родах музыки Д. Уступил место термину "вариация". Дольше всего удерживался в сольной инстр. Сюите. У И. C. Бaxa в "Aнглийской сю..

Дубовский И. И.

Иосиф Игнатьевич (Исаакович) (20 VII (1 VIII) 1892, Лодзь - 27 XI 1969, Алма-Aта) - сов. Муз. Теоретик и педагог. Учился в Муз. Уч-ще в Лодзи, в 1912-13 в Лейпцигской консерватории, где занимался по классам фп. И теории музыки. B 1922 окончил теоретич. Ф-т Mоск. Консерватории но классам Г. Л. Kатуара и P. M. Глиэра. B 1921-31 преподавал теоретич. Дисциплины в Mоск. Обл. Техникуме имени бр. A. Г. И H. Г. Pубинштейнов, в 1922- 1943 - в Mоск. Консерватории (c 1940 профессор). Bёл теоретич. Курсы та..

Дополнительный поиск Дублин Дублин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дублин" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дублин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа