Истинноречие

90

В рус. Церк. Пении произношение слов так, как они слышатся в речи. Антипод И. - разделноречие, когда при пении в тексте вставляются гласные, отсутствующие в речи. Напр., фраза "умом своим просветився" в раздельноречном пении произносилась как "умоме своиме просветивося". В истории рус. Церк. Пения существовали периоды. 1) старого И. - с 11 в. До сер. 14 в. (по В. М. Металлову) или до конца 14 в. (по Д. В. Разумовскому). 2) раздельноречия - с сер. Или конца 14 в. До сер. 17 в. 3) нового И. - с сер. 17 в. Нек-рые старообрядческие общины сохраняли раздельноречие.Певч. Рукописи периода старого И. Содержат муз. Знаки не только над гласными, но и над согласными с твёрдым и мягким знаками. Представить произношение этих фонем и установить связь текста с напевами невозможно, т.

К. Записи этого периода не поддаются расшифровке.Внесение в текст несуществующих в речи гласных затрудняло понимание смысла исполняемого текста, например:Рукопись начала 17 в. Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, фонд 304, No 428, лист 99 (оборот). Расшифровка опубликована в "Памятниках древней письменности и искусства" (СПБ, 1868).В 1652 был опубликован царский указ, к-рым предписывалось введение во всех церквах гос-ва истинноречного пения. В связи с этим была создана спец. Комиссия, к-рой поручалось исправление всех певческих книг "на речь". Исправление текста вызывало необходимость корректуры муз. Записи, изложенной знаменной нотацией. Вспыхнувшая в 1654 эпидемия чумы помешала выполнению этого мероприятия.

После Моск. Собора 1666-67, подтвердившего обязательность истинноречного пения, в 1668 была вновь учреждена комиссия во главе с теоретиком знаменного пения Александром Мезенцем, к-рая должна была завершить исправление певч. Книг. Раздельноречие и аненайки в 60-70-х гг. 17 в. Подверг критике И. Т. Коренев в своём трактате, вошедшем в "Музыкальную грамматику" Н. П. Дилецкого. К этому времени уже распространилась пятилинейная нотация, не передававшая всех тонкостей ритмики знаменных попевок, но делавшая запись мелодии более наглядной и предоставлявшая широкие возможности для сочинения много-гол., партесных произв. В певч. Кругах стали "переводить" исправленные комиссией книги на пятилинейную нотацию, иногда с сохранением знаменной (см.

Двоезнаменник). Эти "переводы", как и сами выполненные комиссией исправления, не всегда были безупречными. Порой на безударный слог приходился более пространный мотив, чем на соседний с ним ударный. Эти недочёты были устранены в синодальных изданиях 1772. Напр., у Мезенца:Из книги С. Смоленского "Азбука знаменного пения" (табл. XIV, No 83).В ирмологии изд. 1772 (лист 381):В двоезнаменнике конца 17-нач. 18 вв. (Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина, Q 1, No 188, лист 24 оборот):В октоихе изд. 1772 (лист 42 оборот):Литература. Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867. Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915. Его же, К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII веке, "Богословский вестник", 1912, июнь.

Смоленский С. В., Мусикийская грамматика. Николая Дилецкого, (СПБ), 1910, с. 37-38, 49. Преображенский А. В., Культовая музыка в России, Л., 1924. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, (т.) 1, вып. 1, М.-Л., 1928. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.Н. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Исполнение музыкальное

Творч. Процесс воссоздания муз. Произведения средствами исполнит. Мастерства. В отличие от пространств. Иск-в (живописи, скульптуры) музыка как иск-во временное, отражающее действительность в звуковых художеств. Образах, нуждается в акте воссоздания, в посредничестве исполнителя. Объективно существуя в виде нотной записи, своё реальное звучание, а главное своё обществ. Бытие муз. Произведение обретает лишь в процессе исполнения, его художеств. Интерпретации. Оно живёт в сознании слушателя как му..

Истель Э.

(Istel) Эдгар (23 II 1880, Майнц - 17 II 1948, Майами, Флорида) - нем. Музыковед. Муз. Образование получил в Мюнхене у Л. Тюиля (композиция) и А. Зандбергера. До 1913 преподавал в Мюнхене, в 1914-20 в Берлине (муз. Эстетика), затем работал в Мадриде. В 1936-38 жил в Лондоне, с 1938 в США. Осн. Тема исследований И. - история оперы (в частности, комической) и мелодрамы, значителен его труд о либретто. Среди работ И. "Ж. Ж. Руссо как композитор..." (1900), книги о П. Корнелиусе (1906), Р. Вагнере (..

Истомин Ю.

(Istomin) Юджин (р. 26 XI 1925, Нью-Йорк) - амер. Пианист. Учился игре на фп. В детстве у К. Зилоти (дочь А. И. Зилоти), затем у Р. Серкина в Ин-те Кёртис в Филадельфии (1939-43). С 1943 выступает как солист с крупнейшими оркестрами в США и др. Странах. Совершил конц. Турне по странам 5 континентов. Исполнение И. Отличается тонким художеств. Вкусом, серьёзностью интерпретаций, отточенностью фразировки, высоким технич. Мастерством. Завоевал известность как ансамблист, играл в фп. Трио с И. Стерло..

Историография музыкальная

См. В ст. Музыковедение.. ..

Дополнительный поиск Истинноречие Истинноречие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Истинноречие" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Истинноречие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 12 символа