Камерный оркестр

134

Оркестр небольшого состава, ядром к-рого является ансамбль исполнителей на струн. Инструментах (6-8 скрипок, 2-3 альта, 2-3 виолончели, контрабас). В К. О. Нередко входит клавесин, к-рый наряду с виолончелями, контрабасом, зачастую и фаготами принимает участие в исполнении генерал-баса. Иногда в К. О. Включаются дух. Инструменты. В 17-18 вв. Такие оркестры (в отличие от церковных или оперных) применялись для исполнения concerti grossi, концертов с солирующими инструментами, конц. Симфоний, орк. Сюит, серенад, дивертисментов и др. Тогда они не носили названия "К. О.". Этот термин вошёл в обиход лишь в 20 в. К. О., также как большой и малый, представляет собой самостоят. Тип оркестра. Возрождение К. О. Во многом связано с ростом интереса к доклассич.

И раннеклассич. Музыке, в частности к творчеству И. С. Баха, и со стремлением воспроизвести её подлинное звучание. Основу репертуара большинства К. О. Составляют произв. А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др. Важную роль сыграл также интерес к К. О. Совр. Композиторов, обусловленный стремлением найти адекватные средства для воплощения муз. Идеи "малого плана", реакцией на выросший до гигантских размеров "сверхоркестр" начала 20 в. (Р. Штраус, Г. Малер, И. Ф. Стравинский) и тягой к экономии муз. Средств, возрождением полифонии. К. О. 20 в. Свойственны значит. Свобода, ненормированность, как бы случайность состава, каждый раз определяющегося тем или иным художеств. Замыслом. Под совр. К. О. Нередко подразумевают состав, в к-ром, как в камерном ансамбле, каждая инстр.

Партия представлена преим. Одним солистом. Иногда К. О. Ограничивается лишь струн. Инструментами (Я. П. Ряэтс, Концерт для камерного оркестра, ор. 16, 1964). В тех случаях, когда в него входят и дух. Инструменты, состав его может колебаться от неск. Солистов (П. Хиндемит, "Камерная музыка" No 3, ор. 36, для виолончели obligato и 10 солирующих инструментов, 1925) до 20-30 исполнителей (А. Г. Шнитке, 2-й концерт для скрипки и камерного оркестра, 1970. Д. Д. Шостакович, 14-я симфония для сопрано, баса и камерного оркестра, ор. 135, 1971), не достигая, однако, полноты состава малого симф. Оркестра. Границы между К. О. И камерным ансамблем довольно расплывчаты. В 20 в. Для К. О. Пишут сочинения в самых различных жанрах. В числе совр. Заруб. Оркестров. К. О. Под упр.

В. Штроса (ФРГ, организован в 1942), Штутгартский К. О. Под упр. К.Мюнхингера (ФРГ, 1946), Венский камерный ансамбль старинной музыки "Musica anticua" под упр. Б. Клебеля (Австрия), "Виртуозы Рима" под упр. Р.Фазано (1947), камерный оркестр Загребского радио и телевидения (1954), камерный оркестр "Кларион-концертс" (США, 1957), камерный оркестр под упр. А. Бротта (Канада) и др. К. О. Имеются во мн. Крупных городах СССР. Московский К. О. Под упр. Р. Б. Баршая (1956), К. О. Московской консерватории под упр. M. H. Тэриана (1961), Ленинградский К. О. Под упр. Л. М. Гозмана (1961), Киевский К. О. Под упр. И. И. Блажкова (1961), К. О. Литовской гос. Филармонии под упр. С. Сондецкого (Каунас, 1960) и др.Литература. Гинзбург Л., Rабей В., Московский камерный оркестр, в сб. Мастерство музыканта-исполнителя, вып.

1, М., 1972. Rаабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн. Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972. Quittard H., L'orchestre des concerts de chambre au XVII-e siиcle, "ZIMG", Jahrg. XI, 1909-10. Rruniиres H., La musique de la chambre et de l'йcurie sous le rиgne de Franзois, 1-er, "L'annйe musicale", I, 1911. Отд. Изд., Р., 1912. Сuсue1 G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siиcle, P., 1913. Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29. Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950. Rincherle M., L'orchestre de chambre, P., 1949. Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966.И. А. Барсова..

Значения в других словарях
Камерная соната

Разновидность трио-сонаты.. ..

Камерный ансамбль

1) Группа артистов, выступающих как единый художеств. Коллектив с исполнением камерной музыки. Наибольшим распространением пользуются камерные инстр. Ансамбли и в их числе - струн. Квартеты. Встречаются также камерные вок. Ансамбли, ансамбли смешанного состава. 2) Муз. Произведение, написанное для небольшой группы исполнителей-инструменталистов или вокалистов, а также для камерного вокально-инстр. Состава (см. Ансамбль.. ..

Камертон

(нем. Kammerton, от Kammer - комната и Тоn - звук). 1) Первоначально - нормальная высота звука, применявшаяся для настройки инструментов при исполнении камерной музыки. 2) Источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлич. Стержень, концы к-рого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты звука при настройке муз. Инструментов и в пении. Обычно употребляют К. В тоне а1 (ля первой октавы). Певцы и хор. Дирижёры пользуются также К. В тоне с2. Имеются и хроматич...

Камиларов Е. С.

Емил Стефанов (р. 15 IV 1928, Тулуза) - болг. Скрипач и педагог. Засл. Артист НРБ (1963). С 4-летнего возраста учился игре на скрипке у отца - Стефана К. Окончил Гос. Академию музыки в Софии (1949) по классу скрипки у В. Аврамова. Дебютировал на 1-м нац. Конкурсе певцов и инструменталистов в Софии в 1948. Совершенствовался в игре на скрипке у Ю. И. Эйдлина в Ленингр. Консерватории, где защитил диссертацию на степень кандидата искусствоведения (1955). С 1956 работает в Софии. Преподаёт скрипич. И..

Дополнительный поиск Камерный оркестр Камерный оркестр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Камерный оркестр" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камерный оркестр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 16 символа