Кеманча

127

Кяманча, - смычковый муз. Инструмент с шарообразным резонатором, круглой расширяющейся кверху шейкой. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Корпус инструмента (долблёный или склеенный из гнутых сегментов) делается из тутового или орехового дерева, реже из тыквы, кокосового ореха. С открытой стороны он затягивается мембраной (из рыбьей кожи или из пузыря животного). Через корпус проходит металлич. Стержень, верхний конец к-рого упирается в шейку, а нижний заканчивается ножкой для опоры во время игры (раньше о пол, ныне - о колено исполнителя). 4 стальные струны К. (до кон. 19 в. Были 3 кишечные) опираются на небольшую дугообразную подставку. Общая длина инструмента 640-660 мм, длина шейки 420-440 мм.

Играют на К. При помощи смычка, к-рый состоит из слегка изогнутого или прямого древка и свободно прикреплённой к нему пряди конских волос. Натяжение волоса во время игры производится пальцами музыканта, вставленными между древком и волосом смычка. Держат смычок за конец большим и указат. Пальцами, водя его в одной плоскости, а инструмент поворачивают. Строй совр. К. - квартово-квинтовый (3-струнной - квартовый). Звук мягкий, слегка приглушённый. В верхнем регистре несколько напоминает скрипку, в нижнем - альт. Штриховая техника - деташе, спиккато, стаккато, пиццикато, тремоло, трели и др. На К. Исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы.К. - инструмент нар. Музыкантов-профессионалов. Используется для сольной игры, для аккомпанемента пению и в ансамблях - совм.

С таром, дефом и гоша-нагора в Армении и Азербайджане. Сазом, сантури и дайрой либо таром, дайрой и диплипито в Грузии. В сов. Время К. Стала сольным концертно-эстрадным инструментом, вошла в состав нар. Оркестров. Композиторы пишут для К. Виртуозные пьесы. Игре на К. Обучаются в кружках муз. Самодеятельности и в муз. Учебных заведениях.Литература. Беляев В., Народные музыкальные инструменты, в сб. Искусство азербайджанского народа, М.-Л., 1938. Гасанова Дж., Школа игры на кеманче, Баку, 1948.И. М. Вызго-Иванова..

Значения в других словарях
Кёльн

(Keln) - город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия. Крупный индустриальный центр. 866,3 тыс. Жит. (1970). К. - один из древнейших очагов муз. Культуры Центр. Европы. На территории К. Сохранились древние изображения музыкантов и муз. Инструментов на надгробиях, вазах, посуде и т. П. (1-3 вв. Н. Э.). В средние века муз. Центром города стал собор, построенный в 9 в., где существовала капелла (Домская капелла). Для участия в службах приглашались также певцы из др. Городов и иностранцы. К 15 в. Капелл..

Кельтерборн Р.

(Kelterborn) Рудольф (р. 3 IX 1931, Базель) - швейц. Композитор. Учился в Базельском ун-те, по музыкальным предметам занимался у В. Мюллера фон Кульм (композиция), А. Кранхальса (дирижирование) и др., позднее у П. Буркхарда, Г. Биаласа, В. Фортнера и И. Маркевича. С 1955 дирижировал и преподавал муз.-теоретич. Предметы в Базеле, в 1960-68 педагог Северонемецкой муз. Академии в Детмольде (с 1963 профессор), с 1968 ведёт класс композиции в Высшей муз. Школе в Цюрихе. С 1969 гл. Ред. Журн. "Schweiz..

Кемарская Н. Ф.

Надежда Фёдоровна (р. 16 (28) IX 1899, Старобельск) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1940). Чл. КПСС с 1951. В 1920-23 училась в Моск. Консерватории у А. В. Секар-Рожанского, А. М. Лабинского. В 1922 поступила в муз. Студию МХТа (ныне - Моск. Муз. Т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где дебютировала в партии Клеретты ("Дочь мадам Анго" Лекока). Сильный, серебристого светлого тембра голос, яркая сценич. Внешность, обаяние, темперамент, простота..

Кемпе Р.

(Кетре) Рудольф (р. 14 VI 1910, Нидерпойриц, близ Дрездена) - нем. Дирижёр. В раннем детстве овладел игрой на фп. И скрипке. В 1924-28 воспитанник оркестровой школы Дрезденской гос. Капеллы. В 1928 работал гобоистом в Дортмундской опере, с 1929 - в оркестре Гевандхауза в Лейпциге, где в 1936 дебютировал как дирижёр. Работал в т-рах Хемница (с 1942, в 1946 генерал-музик-директор) и Веймара (1948), руководил в Дрездене капеллой (с 1949) и Гос. Оперой (с 1951). В 1952-54 генерал-музик-директор и ди..

Дополнительный поиск Кеманча Кеманча

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кеманча" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кеманча, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа