Киев

108

Столица УССР (с 1934), один из крупнейших промышленных и культурных центров СССР. 1764 тыс. Жит. (1972). В 10-11 вв. Становится политич. И культурным центром Киевской Руси - первого рус. Гос-ва. Сведения о муз. Жизни К. Сохранились в старинных летописных и иконописных памятниках. На фресках Софийского собора (11 в.) запечатлены изображения скоморохов-музыкантов, актёров, танцовщиков, а также небольшой орган. Музыка сопровождала нар. Обряды и празднества, ратные походы. С принятием христианства в кон. 10 в. Развивается церк. Пение (в Киево-Печерском монастыре была основана школа пения), появляются певческие книги. После разгрома К. В 13 в. Татаро-монголами значение его как крупнейшего центра общерусской культуры падает. Новый подъём в 16-17 вв.

Связан с участием К. В борьбе укр. Народа против польско-литовских завоевателей. В церк. Хорах высокого уровня достигло иск-во партесного пения, в быту горожан были распространены нар. Песни, канты, инстр. Музыка (бандура, скрипка, цимбалы, бубен и др.). Основанное ок. 1615 при Богоявленском монастыре Киевское братство - один из очагов распространения идей гуманизма - имело школу, в к-рой среди др. Предметов обучали музыке и пению. В 1632 митрополит Пётр Могила объединил эту школу со школой при Киево-Печерском монастыре, образовав Киево-Могилянскую коллегию (переименованную в 1701 указом Петра I в "Академию для наук свободных"). Это было первое светское, общегуманитарное высшее уч. Заведение, сыгравшее видную роль в культурной жизни Украины и России.

В нём преподавали вок. (а в 19 в. И инстр.) музыку, имелись хоры и оркестр. Здесь учились известные драматурги, писатели, композиторы, в т. Ч. Ф. Прокопович, С. Полоцкий, Г. С. Сковорода, М. С. Березовский, А. Л. Ведель. С академией связано бытование в К. Т. Н. Школьного т-ра, в к-ром ставились представления (драмы, "трагедокомедии") на религиозно-морализующие, историч. И бытовые сюжеты. Большое место в них занимала музыка. Канты, инстр. Музыка. В 17-18 вв. Любимое нар. Зрелище - вертеп, представления к-рого были насыщены кантами, колядками, нар. Песнями, танцами. С кон. 17 в. В К. Существовал "Музыкантский цех" - объединение гор. Музыкантов, игравших на семейных торжествах, в шинках, на улицах нар. Песни и танцы. В 1763 был организован духовой оркестр ("Капелiя") из 18 музыкантов, с 1820 он перешёл в ведение Магистрата (просуществовал до 1852).

После 1820 в него входила также струн. Группа. Репертуар состоял из проф. И бытовой музыки. При оркестре имелась школа, где игре на разл. Инструментах обучалось от 8 до 20 мальчиков.В 19 в. Муз. Жизнь города отражает возросшие связи укр. Культуры с русской и зарубежной, развивается проф. Музыка. Значит. Распространение получает домашнее музицирование в состоятельных домах (флейта, фп., клавикорды). Создаются оркестры, организуются муз. Кружки и об-ва, открываются спец. Муз. Учебные заведения, развёртывается конц. И театр. Жизнь. В зале Биржи, актовом зале ун-та и двух залах построенного в 1828 Контрактового дома во время ежегодных контрактов (ярмарок) проходили концерты отечеств. И иностр. Исполнителей. В разное время в К. Выступали. Итал.

Певцы - А. Каталани, Дж. Паста (1838), скрипачи - Г. А. Рачинский (1816), К. Липиньский (1828), Н. Д. Дмитриев-Свечин (1847), Г. Венявский (1851), виолончелист Ф. Серве (1847, 1852), гитарист М. Д. Соколовский (1850, 1853) и др. В 1847 три концерта дал Ф. Лист. В К. Привозили свои крепостные оркестры, капеллы и театральные труппы помещики П. Г. Галаган (струнно-духовой оркестр), Д. И. Ширай (большая оперно-балетная труппа), сенатор И. А. Ильинский (оперная труппа), полковник А. М. Будлянский (хор и оркестр) и др. В 1848 возник кружок "Симфоническое общество любителей музыки и пения", силами к-рого еженедельно устраивались муз. Вечера.Нового подъёма муз. Жизнь К. Достигает во 2-й пол. 19 в. Благодаря активной, разносторонней деятельности Н. В. Лысенко в К.

Сосредоточились крупнейшие музыканты и деятели укр. Культуры. Под рук. Лысенко и при его участии работали любительские кружки и хор. Коллективы (в т. Ч. Хор студентов Киевского ун-та), пропагандировавшие нар. И проф. Музыку. Конц. Жизнь в городе стала регулярной. В концертах Киевского отделения РМО (открыто в 1863) выступали местные пианисты, в т. Ч. Н. В. Лысенко, В. В. Пухальский, Н. А. Тутковский. Изредка исполнялись произведения укр. Композиторов. Во главе симф. Концертов стояли A. H. Виноградский (с 1888 пред. Киевского отделения РМО), А. И. Орлов, Л. П. Штейнберг. В К. В разное время выступали видные дирижёры С. А. Кусевицкий, В. И. Сафонов, А. Коутс, скрипач М. Г. Эрденко, пианисты А. Г. И Н. Г. Рубинштейны, певцы А. Ф. Мишуга, А. В. Секар-Рожанский, Н. И. Забела и др. С авторскими концертами и на премьеры своих опер приезжали П.

И. Чайковский (1874, 1890), Н. А. Римский-Корсаков (1895), С. В. Рахманинов (1893, 1910-11, 1913). В нач. 20 в. В К. Гастролировали Ф. И. Шаляпин и Т. Руффо (1906), А. К. Глазунов (1908-16), Ф. Крейслер (1911, 1913), Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини. Кроме РМО, действовали разл. Муз. Кружки и об-ва (в 1872-74 любительское хор. Об-во во главе с Лысенко, в 1907 под его руководством было организовано муз.-хор. Об-во "Боян", в 1908 - "Украинский клуб"), к-рые регулярно устраивали муз. Вечера.До 19 в. В К. Не было спец. Театр. Здания. Приезжие труппы давали спектакли в частных домах, в наскоро оборудованных помещениях. В 1803-07 был построен т-р (арх. А. И. Меленский). В течение первых десятилетий в нём работали труппы разл. Антрепренёров, в т. Ч. О. Ленкавского - русско-польская, И.

Ф. Штейна, состоявшая из рус. И укр. Актёров (в его ведении был гор. Оркестр, быв. "Капелiя"). Ставились трагедии, комедии, водевили, оперетты и балеты. В 1843-51 в т-ре выступали разл. Труппы-гастролёры. Труппа мадридской оперы (1843), польская (1845), итальянская (1847), русская балетная (из Москвы) и др. На сцене т-ра исполнялись оперы А. А. Алябьева, A. Н. Верстовского, С. И. Давыдова, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, К. М. Вебера, Л. Керубини, Э. Н. Мегюля, В. А. Моцарта, Дж. Россини и др. Особым успехом пользовались укр. Нар. Оперы "Наталка Полтавка" и "Солдат-чародей" И. П. Котляревского. В состав мн. Трупп входили укр. Актёры, нек-рые произв. Исполнялись на укр. Яз. В 1851 обветшалый т-р был снесён. В 1856 построено новое здание гор. Т-ра. В 1863-1866 в нём играла итал.

Оперная труппа, а в 1867 оперой "Аскольдова могила" Верстовского открылся Т-р русской оперы (12 оперных певцов из Петербурга составили его основу). Это была первая рус. Постоянная оперная труппа в К. Здесь шли "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Русалка", "Фауст", "Севильский цирюльник", "Травиата", "Рогнеда", "Юдифь" и др. В 1896 т-р сгорел. В 1901 на том же месте было построено новое здание (арх. В. Шрёттер, зрительный зал на 1630 мест), к-рое существует и поныне. До Великой Окт. Социалистич. Революции в т-ре сменилось много антрепренёров. Особенно плодотворной была деятельность И. П. Прянишникова (с 1890). Во 2-й пол. 19 в. На сцене т-ра в разное время выступали А. А. Сантагано-Горчакова, Е. А. Лавровская, Ф. И. Стравинский, А. И. Барцал, А.

М. Додонов, Д. А. Усатов, И. В. Тартанов, М. Е. Медведев, А. Ф. Мишуга, Е. П. Кадмина, B. М. Зарудная и др. Оперными дирижёрами были В. И. Белинский и И. К. Альтани. Ставилась рус. И заруб. Классика. Из-за отсутствия нац. Оперного т-ра, произв. Укр. Композиторов исполнялись любительскими кружками в частных залах (так, в 1872 были пост. "Черноморцы" Лысенко). Изредка укр. Оперы и оперетты проникали на сцену гор. Т-ра (в 1874 - "Рождественская ночь" Лысенко как оперетта, в 1903 - в оперной редакции. Неск. Раз - отрывки из его других опер). В 1906-20 в К. Работал Украинский муз.-драм. Т-р Н. К. Садовского - один из центров нац. Муз.-театр. Культуры города. На его сцене шли на укр. Яз. Оперы "Галька" Монюшко, "Катерина" Аркаса, "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского, "Энеида" Лысенко, "Роксолана" Сичинского и др.Со 2-й пол.

19 в. Спец. Муз. Образование в К. Было тесно связано с Киевским отделением РМО. В 1868 при РМО открылась муз. Школа, преобразованная в 1883 в муз. Уч-ще (с 1913 - консерватория), к-рое мн. Годы возглавлял В. В. Пухальский. Его деятельность способствовала развитию муз. Культуры К. С 1869 в городе работали "Бесплатные элементарные классы хорового пения" под рук. Н. А. Губерта. В 1874 создан "Народный воскресный класс хорового пения". В 1904 Лысенко открыл Муз.-драм. Школу (с 1912 - им. Н. В. Лысенко) - основной в те годы очаг воспитания нац. Кадров музыкантов и драм. Актёров. Она давала законченное, муз. Образование по программе консерватории. Лысенко вёл класс спец. Фп. Школа проводила и открытые концерты в городе. Из её стен вышли композиторы Л. Н. Ревуцкий, К.

Г. Стеценко, певцы М. И. Литвиненко-Вольгемут и М. В. Микиша, хоровой дирижёр А. А. Кошиц, скрипач М. Б. Полянин, теоретик А. К. Буцкой и мн. Др. До 1918 в К. Работали разл. Частные муз. Уч. Заведения - школы, студии, курсы (Н. А. Тутковского, Е. К. Лесневич-Носовой и др.).С сер. 19 в. Муз. Жизнь города всё шире освещается в периодич. Печати. Значит. Роль в развитии муз. Культуры К. Сыграло открытое в 1859 нотное изд-во Л. Идзиковского. Увеличилось число муз. Магазинов, мастерских по ремонту муз. Инструментов, начали функционировать нотная типография и изд-во Б. В. Корейво. В 1903 издаются многие произв. Лысенко. В 1911 основано об-во "Экстрафон", выпускавшее грампластинки.После установления Сов. Власти на Украине К. Стал центром культуры и иск-ва республики. Здесь сосредоточиваются крупнейшие художеств.

Силы. В 1919 создан Всеукр. Муз. Комитет (одним из первых пред. Был Л. В. Собинов), ведавший разл. Областями муз. Культуры. Оживляется муз.-конц. Жизнь, появляются новые, советские её формы - массовые празднества на площадях, Дни музыки, концерты-митинги, выступления "живгазет" и "Синей блузы". Активную деятельность ведут муз. Об-ва, среди к-рых наиболее заметную роль сыграло Всеукр. Муз. Об-во им. Н. Д. Леонтовича (1922-28). При об-ве была основана б-ка из произв. Укр. Композиторов. Об-во проводило концерты, посв. Творчеству Лысенко, Леонтовича, Я. С. Степового, Стеценко и др., издавало сочинения современных укр. Композиторов, выпускало журн. "Музика". Широкое распространение получило хор. Пение. В 1919 была организована респ. Хор. Капелла под рук. Я. С. Калишевского, в 1920 - хор.

Капелла "Думка". В 1919 создан первый респ. Симф. Оркестр под упр. Леонтовича, систематически проводивший концерты. Большой успех имел цикл популярных концертов, проведённых в К. В 1919 силами респ. Симф. Оркестра и первого гос. Революционного симф. Оркестра под упр. Р. М. Глиэра, Ф. М. Блуменфельда и др. В них принимали участие Л. В. Собинов, А. И. Мозжухин, М. В. Микиша, Л. М. Сибиряков.В 1919 гор. Т-р был национализирован и стал называться Опера УССР им. К. Либкнехта, с 1934 (после перевода столицы УССР в К.) - Гос. Акад. Т-р оперы и балета УССР. В 1939 т-ру присвоено имя Т. Г. Шевченко. Наряду с рус. И заруб. Классикой т-р широко ставит произв. Укр. Композиторов, а также композиторов др. Сов. Республик (см. Украинский театр оперы и балета). В 1934 в К. Открыт Т-р оперетты (зрительный зал на 1000 мест).

При т-ре создана двухгодичная уч. Студия, выпускники к-рой работают во мн. Муз. Т-рах страны.В первые годы Сов. Власти в К. Открываются нар. Консерватории, муз. Школы, техникумы. В 20-х гг. Начали издаваться муз. Журналы, в т. Ч. "Музика" (1923-25, 1927). "Радянська музика" (1933-34, 1936-41). В 1921 при АН УССР создан муз.-этнографич. Кабинет. В нём работали К. В. Квитка, П. Д. Демуцкий, позже - Н. А. Гринченко. В 1936 кабинет слился с организованным в том же году Ин-том укр. Фольклора.К. - город интенсивной конц. Жизни, с широко развитой деятельностью многочисл. Муз. Коллективов. Большую конц. И эстетико-воспитательную работу ведёт Киевская филармония (осн. В 1927 в Харькове, в 1934 переведена в Киев). В её составе - симф. Оркестр, Струнный квартет им. Н. В. Лысенко, квартет баянистов, два трио бандуристок, муж.

Вок. Ансамбль "Явор", солисты - певцы, инструменталисты, чтецы и др. Филармония имеет Колонный зал им. Н. В. Лысенко (на 750 мест), ведёт широкую конц. Работу в школах, клубах, на предприятиях города и области. В 1937 на базе симф. Оркестра Обл. Радиокомитета организован Гос. Симф. Оркестр УССР. Руководителями были Л. М. Брагинский, Н. Г. Рахлин, М. М. Канерштейн, К. А. Симеонов, с 1973 - С. В. Турчак. С оркестром выступали известные сов. И заруб. Дирижёры - А. В. Гаук, Е. А. Мравинский, К. П. Кондрашин, К. Зандерлинг, Л. Стоковский, В. Ферреро, К. Цекки и др. В 20-е годы при Радиокомитете созданы симф. Оркестр, оркестр нар. Инструментов. Позже в К. Работали Гос. Женский хор. Ансамбль (переведённый из Полтавы в 1932), Гос. Образцовая капелла бандуристов УССР (1935, с 1951 - Засл.

Капелла бандуристов, рук. А. З. Миньковский). С 1943 - Гос. Укр. Нар. Хор (осн. И рук. - Г. Г. Верёвка. С 1964 - хор его имени, рук. А. Т. Авдиевский), с 1951 - Гос. Ансамбль танца УССР (рук. П. П. Вирский), с 1964 - Киевский камерный оркестр (осн. А. Г. Шароев). Широкой известностью пользуется капелла "Думка" (с 1969 рук. M. M. Кречко). Мн. Коллективы гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом.В 1959 создано Укр. Гастрольно-конц. Объединение "Укрконцерт". В него входят музыканты-исполнители и ансамбли всех профилей, включая эстраду и мюзик-холл. Концерты проходят в Большом зале консерватории (в 1971 там сооружён большой орган), в залах Октябрьского Дворца культуры и открытого в 1970 Дворца культуры "Украина", во Дворце спорта и др. С 1970 работает Детская филармония.

При Муз.-хор. Об-ве УССР работают. Мужская хор. Капелла, оркестр укр. Нар. Инструментов, академическая хор. Капелла и др. В 1932 в К. Создан CK УССР (в 1972 - 165 чл.).В 1913 на базе муз. Уч-ща Киевского отделения РМО в К. Была основана консерватория (первый её директор - В. В, Пухальский, в 1914-20 - Р. М. Глиэр), переименованная в 1923 в Муз. Техникум, к-рый в 1928 стал средним уч. Заведением (с 1931 - муз.-театр. Техникум). Права муз. Вуза перешли к Высшему муз.-драм. Ин-ту им. Н. В. Лысенко (осн. В 1918 на базе Муз.-драм. Школы). В 1934 муз. Отдел этого ин-та преобразован в консерваторию (в 1938 награждена орденом Ленина, с 1940 - им. П. И. Чайковского). Киевская консерватория - центр муз. Образования города. Здесь созданы историко-георетич. Ф-т с кафедрами теории и истории музыки, аспирантура.

При консерватории работают - симф. Оркестр, камерные ансамбли, оркестр нар. Инструментов, оперные классы, хор. В 1938 открыта Оперная студия, к-рая имеет свой театр, зал на 700 мест. Её первые руководители - режиссёр Е. Я. Лишанский и дирижёр В. И. Пирадов. В 1962 при консерватории организована Нар. Консерватория.В К. Работают 18 муз. Школ-семилеток и сеть школ Муз.-хор. Об-ва УССР, Центр. Средняя спец. Муз. Школа им. Н. В. Лысенко (при консерватории. С 11-летним курсом обучения), Муз. Уч-ще им. Р. М. Глиэра. Муз. Образование ведётся на спец. Ф-тах и кафедрах при Ин-те культуры (осн. В 1968. Имеет два отделения - дирижёрско-хоровое и режиссёрское), в Пед. Ин-те им. А. М. Горького, Киевском пед. Уч-ще, где имеются спец. Муз.-пед. Кафедры. Руководителей художеств. Самодеятельности готовит 3-годичное культ.-просветит.

Уч-ще Мин-ва культуры УССР (осн. В 1932). Для рабочей молодёжи функционирует 5-годичная Вечерняя муз. Школа им. К. Г. Стеценко (осн. В 1928 как Рабочая консерватория).Центрами науч. Мысли в области музыки, собирания и изучения укр. Нар. Творчества являются кафедры истории и теории музыки Киевской консерватории (в 1935-41 при консерватории существовал муз.-этнографич. Кабинет, с 1958 работает кабинет нар. Творчества) и Отделы музыковедения и фольклористики Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. M. P. Рыльского АН УССР (основан в 1936 как Ин-т укр. Фольклора. В 1945 - получил совр. Назв., с 1964 - имени M. P. Рыльского). С 1957 ин-т издаёт журн. "Народна творчiсть та етнографiя". Оба учреждения имеют аспирантуру и право приёма защиты кандидатских (а ин-т и докторских) диссертаций в области музыковедения.

В К. Работает муз. Изд-во, к-рое, после ряда реорганизаций, с 1967 носит назв. "Музична Украпна". В 1954-69 издавался журн. "Мистецтво" ("Искусство"), с 1970 - "Музика". Высокого уровня и массового размаха достигла художеств. Самодеятельность города. Симф. Оркестры, оперные студии, разл. Инстр. Ансамбли, хор. Коллективы, балетные студии и др. Работают при мн. Клубах и дворцах культуры. В К. Имеются центральный, областной и городской Дома нар. Творчества. В 1936 была проведена первая респ. Олимпиада самодеятельного иск-ва, с этого времени подобные смотры стали традиционными. Лучшие исполнительские самодеят. Коллективы и солисты принимают участие в декадах и днях укр. Лит-ры и иск-ва в Москве и союзных республиках.Литература. Закревский Н. В., Описание Киева, т.

1-2, М., 1868. Миклашевский И., Очерк деятельности Киевского отделения Русского музыкального общества (1863-1913), Киев, 1913. 40 лет украинской советской музыки, "СМ", 1957, No 12. Нариси з icтоpiп yкpaпнськoп музики, ч. 1 - 2, Kипв, 1964. История Киева, т. 1-2, К., 1963-64. Путь советского искусства. Материалы научной конференции, М., 1968. История музыки народов СССР, т. 1-4, М., 1970-73. Козицький П., Спiв i музика в Кипвський академiп за 300 рокiв iп iснування, Кипв, 1971.Л. Б. Архимович..

Значения в других словарях
Кёхель Л.

(Kechel) Людвиг Алоис Фридрих (14 I 1800, Штейн, Нижняя Австрия - 3 VI 1877, Вена) - австр. Ботаник, минералог и музыковед. Любитель музыки, страстный почитатель творчества В. А. Моцарта. Изучал в Вене юриспруденцию. В 1827-42 воспитатель в имп. Семье (Вена). В 1850-52 советник в Зальцбурге. В 1853 посетил Россию. С 1863 жил в Вене. Автор работ по истории придв. Капеллы в Вене, монографии о И. Й. Фуксе. Опубликовал неизвестные письма Л. Бетховена и др. Гл значение имеет его "Хронологически-темат..

Кибкало Е. Г.

Евгений Гаврилович (р. 12 II 1932, Киев) - сов. Певец (баритон). Нар. Арт. РСФСР (1970). В 1956 окончил Моск. Консерваторию (класс В. М. Политковского). С 1955 стажёр, с 1956 солист Большого т-ра. В 1963 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". К. Обладает голосом мягкого и тёплого тембра, ровным во всех регистрах, большой музыкальностью. Первый исполнитель в Большом т-ре партий. Петруччо ("Укрощение строптивой" Шебалина, 1957), Андрея Болконского, Алексея ("Война и мир", 1959, "Повесть о насто..

Киевский распев

Южнорусская ветвь знаменного распева. Формировался, по-видимому, на территории Украины в эпоху феодальной раздробленности Руси. Интонационными основами К. Р. Являлись нар. Муз. Язык и традиции песнетворчества. К. Р. Подчинён системе осмогласия, мелодика его состоит из попевок терцово-квартового строения, укладывающихся в диатонич. Звукоряд. Техника композиции К. Р. Сводилась к построчному распеванию текста. Фонд попевок К. Р. Значительно меньше фонда попевок знаменного распева. Мелодии его короч..

Киевский театр оперы и балета

См. Украинский театр оперы и балета.. ..

Дополнительный поиск Киев Киев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киев" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа