Кода

79

(итал. Coda, от лат. Cauda - хвост) - завершающий раздел любой муз. Пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. Е. Дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. Зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. Типична структурная и гармонич. Устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться. В области ладогармонической - органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность. В области мелодики - нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского). В области структуры - повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще.

В области метроритма - активные ямбич. Стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле. В области тематизма - применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. Материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички - обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.К. Медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении. В К. Быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. Приём отражения - эпизодич.

Введение в К. Темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём - введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма - начало сонатной К. Со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).Литература. См. При ст. Форма музыкальная.В. П. Бобровский..

Значения в других словарях
Коган Г. М.

Григорий Михайлович (р. 24 VI (7 VII) 1901, Могилёв) - сов. Пианист, педагог и музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Учился в Киевской консерватории по классу фп. У А. Н. Штосе-Петровой и B. В. Пухальского (1914-20), занимался по композиции у Р. М. Глиэра. Начал конц., педагогич. И науч. Деятельность в 1920. Преподавал (фп., история и теория пианизма и др.) в консерваториях - Киевской (1920-1926, с 1922 профессор, в 1922-24 проректор), Московской (1926-43, с 1932 профессор, в 1936-43 зав. К..

Коган Л. Б.

Леонид Борисович (р. 14 XI 1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. Скрипач и педагог. Нар. Арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1954. Игре на скрипке обучался с детских лет у Ф. Г. Ямпольского. С 1933 учился в Особой детской группе, с 1936 - в Центральной муз. Школе-десятилетке при Моск. Консерватории в классе А. И. Ямпольского. Под его руководством в 1948 окончил Моск. Консерваторию, в 1953 - аспирантуру. 1-я пр. На Междунар. Конкурсе скрипачей имени бельг. Королевы Елизаветы (Брюссель, 1951)...

Кодай З.

(Kodaly) Зольтан (16 XII 1882, Кечкемет - 6 III 1967, Будапешт) - венг. Композитор, музыковед-фольклорист, педагог и муз.-обществ. Деятель. Чл. Венг. АН (с 1943. В 1946-49 президент). Получив начальное муз. Образование под рук. Матери, участвовал в домашних концертах (в семье были традиции музицирования), в школьном оркестре, пел в церк. Хоре. С 14 лет писал музыку (хор. Церк. Сочинения, струн. Трио, в 1898 - увертюра). Учился игре на фп., скрипке, виолончели в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия..

Кодаллы Н.

(Kodalli) Невит (р. 1 III 1924, Мерсин) - турецкий композитор, дирижёр. В 1947 окончил Анкарскую консерваторию по классу дирижирования и композиции (у Н. К. Аксеса). В 1948-53 совершенствовался в Париже. Окончил "Эколь нормаль" по классу композиции Н. Буланже (1951), затем занимался у А. Онеггера и др. В 1953-55 преподавал в Анкарской консерватории (контрапункт, анализ муз. Форм, инструментовка). Одноврем. (1954-55) работал тонмейстером радио и дирижёром т-ра в Анкаре. С 1971 рук. Отдела балетно..

Дополнительный поиск Кода Кода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кода" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа