Колоратура

115

(итал. Coloratura, букв. - украшение, от лат. Coloro - окрашиваю, приукрашиваю) - виртуозные, технически трудные пассажи и мелизмы в вокальной партии (см. Орнаментика).К. Находила применение уже в ср. Века в многоголосных вок. Сочинениях (мотеты, мадригалы, шансон, фобурдоны и др.). При этом само название "К." вошло в обиход не сразу. Первоначально как вок., так и инстр. Мелодич. Украшения назывались flores (лат. - цветы) и diminution (франц., букв. - размельчение. См. Диминуция), применялись и др. Названия (итал. Fioretti, passagi, gorgia, испан. Glosas). Название diminution связано с практикой дробления осн. Тонов мелодии на группы более мелких нот. Такое дробление производилось певцами и инструменталистами по своему усмотрению. Постепенно выработались определённые формы К.

Для разл. Рода мелодич. Оборотов, к-рые приводились в учебных руководствах того времени. Широкое применение К. Затрудняло восприятие музыки и мешало её доходчивости, поэтому в 16 в. Были установлены ограничения использования К. В басовом голосе, к-рый должен был оставаться прочным фундаментом муз. Ткани. В каждом отрывке вводили К. По преимуществу только в одном из голосов. Вплоть до 17 в. Не проводилось строгого разграничения вок. И инстр. Мелодич. Украшений.Наиболее широко К. Применялась в сольных вок. Номерах оперы, т. Е. Прежде всего в арии. Важнейшее значение К. Приобрела в итал. Опере 17-19 вв. Уже в сер. 17 в. Она стала составной частью итал. Арии. К. Располагалась преим. В конце каждого из разделов арии и состояла из трелей, охватывающих широкий диапазон пассажей, больших скачков, секвенцирования разл.

Мотивов и т.п. К. Включалась во все оперные партии - от партий певцов-кастратов и высоких женских голосов до партий басов-буфф. Хотя ещё в нач. 17 в. Нек-рые композиторы сами выписывали колоратуры в нотах ("Смерть Орфея" Ланди, 1619), обычно певцы импровизировали колоратуры и сверх предусмотренных автором музыки. У итал. Композиторов и певцов К. Нередко утрачивала выразит. Значение и превращалась в самоцель, в средство демонстрации технич. Возможностей певца. Однако в лучших образцах итал. Оперы применение К. Является внутренне оправданным, служит характеристике героев и их переживаний (оперы Дж. Россини, Дж. Верди).Во франц. Опере, где музыка, как правило, тесно связана с метром текста, К. Нашла ограниченное применение и использовалась гл.

Обр. В связи со спец. Задачами ("Лакме"). В нем. Опере К. Приобретает существенное значение лишь в отд. Сочинениях ("Волшебная флейта". "Оберон" Вебера). В течение длительного времени композиторы избегали применять К. Это было связано с влиянием художеств. Концепции Р. Вагнера, осудившего К. Как элемент "недраматический". Лишь в 20 в. В творчестве Р. Штрауса, возродившего нек-рые оперные формы 18 в., К. Вновь становится важным выразит. Средством ("Ариадна на Наксосе"). Она встречается и в нек-рых оперных сочинениях представителей новых художеств. Течений 20 в. ("Лулу" А. Берга). Прекрасные образцы глубоко оправданного и осмысленного использования К. Имеются в рус. Операх ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Глинки, "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" Римского-Корсакова).В сов.

Музыке качественно новую трактовку К. Получила в концерте для колоратурного сопрано с оркестром Р. М. Глиэра. Здесь она связана с песенно-романсовыми интонациями, в ее орнаментальных узорах претворены черты иск-ва народов Востока, где встречаются своеобразные формы К. (напр., у армянских и азербайджанских ашугов).В связи с практикой применения К. Сформировалось понятие "колоратурных голосов", т. Е. Голосов, способных легко и свободно исполнять всевозможные мелодич. Украшения (колоратурное сопрано). В 18 в. В качестве исполнителей колоратурных партий славились итал. Певцы-кастраты Карестини и Фаринелли, певица Фаустина Вордони-Хассе и др., в 19 в. - Аделина Патти. В Сов. Союзе известность получили А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, В.

В. Барсова, Е. К. Катульская, Д. Я. Пантофель-Нечецкая, Г. Н. Гаспарян, Б. А. Руденко и др.Литература. Goldschmidt H., Die italienische Gesangsmethodedes 17 Jahrhunderts, Breslau, 1890, 1892, его же, Die Lehre von der vokalen Ornamentik, Bd 1, Charlottenburg, 1907, Kuhn M., Die Verzierungskunst in der Gesangmusik der 16 und 17. Jahrh., Beiheft 7 der Publikationen der Internationalen Musik-Gesellschaft, Lpz., 1902, Medicus L., Die Koloratur in der italienischen Oper des 19. Jahrhunderts, Z., 1939 (Diss.). Hausswald G., Instrumentale Zьge im Belcanto des 18. Jahrhunderts, KongreЯ-Bericht, Bamberg, 1953, Wolfl H. Chr., Die Gesangsimprovisation der Barockzeit, там же..

Значения в других словарях
Колонн Э.

(Colonne) Эдуар (23 VII 1838, Бордо - 28 III 1910, Париж) - франц. Дирижёр, скрипач и муз.-обществ. Деятель. По национальности итальянец. Муз. Образование получил в Парижской консерватории, к-рую окончил в 1863 по классу скрипки Ш. Э. Созе (по композиции учился у А. Тома). В 1858-67 концертмейстер оркестра Парижской оперы, был участником струн. Квартета Ж. Падлу, в 1871 - дирижёром "Концертов Падлу". В 1873 основал (совм. С муз. Издателем Г. Хартманом) муз. Об-во "Национальный концерт". В 1874 о..

Колонный зал Дома Союзов

Старейший концертный зал Москвы. Построен по проекту арх. M. P. Казакова для Благородного (дворянского) собрания. Открыт в 1784 и до Великой Oкт. Социалистической революции служил помещением для балов и парадных приёмов. Колонный зал - выдающийся образец рус. Архитектуры классицизма. Зал с коринфской колоннадой обладает превосходной акустикой. Вмещает 1600 чел. Места для слушателей имеются также на хорах. Зал дважды реконструировался (в 1896 и 1913), в 1966-68 был капитально реставрирован. В 191..

Колоратурное сопрано

Высокий женский голос, способный исполнять виртуозные пассажи и украшения. См. Сопрано.. ..

Колорирование

(от лат. Colorare - украшать) - понятие, сложившееся в зап.-европ. Музыковедении в связи с изучением музыки позднего средневековья. Нем. Музыковед А. Шеринг выдвинул предположение, согласно которому мелизматически украшенные верхние голоса мн. Произв. Этой эпохи создавались с помощью орнаментального преобразования более простой основы (порой нар.-песенной). Такое преобразование мелодии, родственное диминуции (З), и получило название К. Хотя нек-рые исследователи (Т. Кройер, Г. Бесселер и др.) от..

Дополнительный поиск Колоратура Колоратура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Колоратура" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Колоратура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа