Кондакарное пение

182

Стиль визант. Виртуозного мелизматич. Пения, культивировавшийся в Киевской Руси. Применялся при исполнении кондаков, киноников, стихов из псалмов и "припелов" к ним. Этот репертуар записывался в особых книгах - кондакарях. Нотация К. П. Заметно отличается от знаменной (см. Знаменный распев). В ней используются не только комбинации из палочек, точек и запятых, но и разнообразные "завитушки". Они писались над прочими знаками и в более крупном масштабе, так что нотация выглядит двухстрочной. Тексты кондакарных записей насыщены посторонними фонемами, т.н. Аненайками и хабувами.С. В. Смоленский считал К. П. Русским по происхождению. Самобытное, рус. Происхождение К. П. Отстаивал и В. М. Беляев. А. В. Преображенский рассматривал К. П. Как византийское, мелизматическое.

Трудами ряда учёных установлено, что К. П. Имеет византийское происхождение и представляет собой виртуозное мелизматич. Пение. Относительно двухстрочной записи нотации существуют разл. Мнения. Смоленский полагал, что нижняя строка представляет собой запись мелодии, а верхняя указывает исполнительские приёмы и нюансы.Е. Wellesz. A history of Byzantine music. Oxford, 1961, p. 340. Текст составляет одно слово - "Аллилуйя". Его фонемы подчёркнуты.В 60-70-х гг. 20 в. По этому вопросу высказываются иные взгляды. Одни учёные считают, что нижняя строка согласовывала напев с силлабикой текста, а верхняя обозначала мелизматич. Формулы, другие - что верхняя строка является ранней, а нижняя - поздней и более усовершенствованной записью одной и той же мелодии.

Аненайки и хабувы служили средством артикуляции звука и синхронизации его в хор. Пении. Полная расшифровка рус. Кондакарных записей невозможна, т. К. Визант. Нотация 10-11 вв. Не передавала напева в точности, фиксируя лишь контур мелодич. Рисунка. Напев уточнялся в процессе пения с помощью жестикуляции доместика (см. Хейрономия). Кроме того, при переводе греч. Текста на слав, язык допускалось частичное изменение напева. Расшифровки визант. Записей 12-13 вв. Позволяют составить представление о К. П.К. П. Отвечало изысканному вкусу верхушки феодального общества Киевской Руси, но не пользовалось широким признанием у народа. Этим объясняется малое количество кондакарей и исчезновение их к 14 в., хотя в 12 в. Были записаны кондаки русским святым.Литература.

Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867. Смоленский С., О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901. Его же, Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени, "РМГ", 1913, No 49. Металлов В., Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский, М., 1908, 1912. Его же, Русская семиография, М., 1912. Преображенский А. В., Культовая музыка в России, Л., 1924. Беляев В., Музыка, в кн. История культуры древней Руси, т. 2, М.-Л., 1951. Его же, Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962. Успенский Н., Византийское пение в Киевской Руси, в кн. Acten des XI. Internationalen Byzantinisten-Kongresses. 1958, Mьnch., 1960. Его же, Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971. Rlоrоs С, Die Entzifferung der Kondakarien-Notation, "Musik des Ostens", Bd 3-4, Kassel- Basel - P.- L.- N.

Y., 1965-67. Hцeg C., The oldest Slavonic tradition of Byzantine music, L., (1953). Levy K., The Slavic kontakia and their Byzantine originals, "Twenty-fifth Anniversary Festschrift", N. Y., 1964. Его же, Die siavisehe Kondakarien-Notation, в кн. Anfдnge der slavischen Musik, Bratisl., 1966. Palikarova-V erdeil R., La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IX-e au XIV-е siиcle), Cph., 1953.Н. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Кондак

(от греч. Kontakion) - жанр визант. Церк. Поэзия и музыки. Основоположник жанра и непревзойдённый творец К. - Роман Сладкопевец (Мелод) (1-я пол. 6 в.). Его К. - многострофные драм. Поэмы с монологами и диалогами героев. 1-я строфа - вступление, следующие - изложение драмы, последняя - обобщение нравств., назидат. Характера. Строфы объединяли акростих, общий рефрен и единая метрикa. Вступление выделялось особой метрикой. Строфы декламировал солист, рефрен пел народ. В 8 в. К. Стал вытесняться ка..

Кондакарная нотация

См. Кондакарное пение.. ..

Кондакарь

(среднегреч. Kontakarion, от греч. Kontakion - кондак) - древнерусская певч. Книга. Назв. Связано с содержанием текста (см. Кондак) и особой разновидностью нотации этих книг (см. Кондакарное пение). Прототипом К. Была визант. Певч. Книга - Асматикон, употреблявшаяся при хор. Пении в храме Софии в Константинополе. Известно 5 К. Лучший, т.н. Благовещенский (нач. 12 в.), хранится в Ленингр. Публичной б-ке (шифр Q. П. 1 No 32).Литература. См. При статье Кондакарное пение.. ..

Кондратьев Г. П.

Геннадий Петрович (5 (17) II 1834, усадьба Языкино, ныне Кинешемский р-н Ивановской обл. - 11 (24) VII 1905, Петербург) - рус. Певец (бас-баритон) и режиссёр. Учился в Александровском и Павловском кадетских корпусах. В 1856 вышел в отставку и уехал в Италию, брал уроки пения у Э. Репетто и Дж. Паста. Впервые выступил в оперном т-ре Новары (Пьемонт, 1860) в партии Ассуара ("Семирамида" Россини). С 1862 пел в итал. Опере Тбилиси. В 1864 дебютировал в партии Руслана в Мариинском т-ре (Петербург), г..

Дополнительный поиск Кондакарное пение Кондакарное пение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кондакарное пение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кондакарное пение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа