Консерватория

97

(итал. Conservatorio, франц. Conservatoire, англ. Conservatory, нем. Konservatorium, от лат. Conservare - охранять). Первоначально К. Назывались в Италии гор. Приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремёслам, а также музыке, в особенности пению (с целью подготовки певчих для церк. Хоров). Первый из них осн. В 1537 в Неаполе - "Санта-Мария ди Лорето". В 16 в. В Неаполе были открыты ещё 3 приюта. "Пиета деи Туркини", "Деи повери ди Джезу Кристо" и "Сант-Онофрио а Капуана". В 17 в. Преподавание музыки заняло осн. Место в обучении воспитанников приютов. Приюты готовили также певцов, хористов. В 1797 "Санта-Мария ди Лорето" и "Сант-Онофрио" объединились, получив назв. К. "Лорето а Капуана". В 1806 к ней присоединились 2 оставшихся приюта, образовав Корол.

Муз. Колледж, позже - Корол. К. "Сан-Пьетро а Майелла".В Венеции уч. Заведения такого типа наз. Оспедале (т. Е. Госпиталь, сиротский дом, приют для призрения бедняков, больных). В 16 в. Славились. "Делла Пиета", "Деи Мендиканти", "Инкурабили" и оспедалетто (только для девочек) "Санти-Джованни э Паоло". В 18 в. Деятельность этих уч. Заведений сократилась. Основанное в 1877 об-во "Бенедетто Марчелло" открыло в Венеции муз. Лицей, к-рый с 1895 стал государственным, в 1916 приравнен к высшей школе, в 1940 преобразован в Гос. К. Им. Бенедетто Марчелло.В Риме в 1566 Палестриной была основана конгрегация (об-во) музыкантов, с 1838 - Академия (помещалась в разл. Церквах, в т.ч. В базилике Санта-Чечилия). В 1876 при Академии "Санта-Чечилия" открыт муз.

Лицей (с 1919 К. "Санта-Чечилия").В 18 в. Итал. К., где учились и иностранцы, уже играли большую роль в подготовке композиторов и музыкантов-исполнителей. В связи с возраставшей потребностью в подготовке проф. Музыкантов в ряде стран Зап. Европы в 18 в. Возникли спец. Муз. Уч. Заведения. Среди первых учреждений такого типа - Корол. Школа пения и декламации в Париже (организована в 1784 при т-ре "Корол. Академия музыки", в 1793 слилась с муз. Школой Нац. Гвардии, образовав Нац. Муз. Ин-т, с 1795 К. Музыки и декламации). (В 1896 в Париже была открыта также "Схола канторум".) В 1771 в Стокгольме начала работать Корол. Высшая школа музыки (с 1880 Академия музыки, с 1940 К.)Нек-рые муз. Уч. Заведения типа К. Именуются академиями, муз. Ин-тами, высшими школами музыки, лицеями, колледжами.

В 19 в. Были созданы многие К. В Болонье (в 1804 Муз. Лицей, в 1914 получил статус К., в 1925 присвоено имя Дж. Б. Мартини, с 1942 Гос. К. Им. Дж. Б. Мартини), Берлине (в 1804 школа пения, осн. К. Ф. Цельтером. Там же в 1820 спец. Уч. Заведение, осн. Им же, с 1822 Ин-т по подготовке органистов и школьных учителей музыки, с 1875 Корол. Ин-т церк. Музыки, с 1922 Гос. Академия церк. И школьной музыки, в 1933-45 Высшая школа муз. Воспитания, затем включена в состав Высшей школы музыки. Там же в 1850 Гор. К., осн. Ю. Штерном, позже консерватория Штерна, после 2-й мировой войны Гор. К. (в Зап. Берлине). Там же в 1869 Высшая школа музыки, осн. Й. Иоахимом. Там же в 1950 Гос. К., позже Высшая школа музыки им. X. Эйслера), Милане (в 1808 Муз. Школа, с 1908 К. Им. Дж. Верди), Флоренции (в 1811 школа при Академии иск-в, с 1849 Муз.

Ин-т, с 1851 Муз. Школа, с 1860 Корол. Муз. Ин-т, с 1912 К. Им. Л. Керубини), Праге (1811. Там же в 1948 Академия иск-в, имеющая отделение музыки), Брюсселе (в 1812 Муз. Уч-ще, в 1823 на его базе Корол. Школа пения, с 1832 К.), Варшаве (в 1814 муз. Отделение при Драм. Школе, в 1816 Школа муз. И драм. Иск-ва. Там же в 1821 на базе ф-та изящных иск-в Ун-та - Ин-т музыки и декламации, с этого же года К., с 1861 Муз. Ин-т), Вене (в 1817 по инициативе Об-ва друзей музыки - Певч. Школа, с 1821 К., с 1908 Академия музыки и сценич. Иск-ва), Парxме (в 1818 Хор. Школа, с 1821 Ин-т иск-в и ремёсел, с 1831 Муз. Школа Кармине, с 1888 К. Им. А. Бойто), Лондоне (1822, Королевская академия музыки), Гааге (в 1826 Корол. Муз. Школа, с 1908 К.), Льеже (1827), Загребе (в 1827 об-во "Музикферайн", с 1861 Нар.

Земельный муз. Ин-т, позже - Хорватский муз. Ин-т, с 1922 Муз. Академия. Там же в 1829 муз. Школа, осн. Об-вом "Музикферайн", с 1870 Муз. Школа Хорватского муз. Ин-та с 1916 К., с 1921 Гос. К.), Генуе (в 1829 Муз. Лицей, позже Муз. Лицей им. Н. Паганини), Мадриде (в 1830, с 1919 К. Музыки и декламации), Женеве (в 1835), Лисабоне (1836, Нац. К.), Будапеште (в 1840 Нац. К., с 1867 Нац. Муз. Уч-ще, впоследствии Нац. К. Им. Б. Бартока. Там же в 1875 Академия музыки, с 1918 Высшая школа муз. Иск-ва им. Ф. Листа), Rио-де-Жанейро (в 1841 Корол. К., с 1890 Нац. Муз. Ин-т, в 1931 вошёл в состав ун-та, с 1937 Нац. Школа музыки Браз. Ун-та. Там же в 1940 Браз. К. Там же в 1942 Нац. К. Хорового пения. Там же в 1945 Браз. Академия музыки им. О. Л. Фернандиса), Лукке (1842, позже Муз. Ин-т им.

А. Боккерини), Лейпциге (1843, осн. Ф. Мендельсоном, с 1876 Корол. К., с 1941 Высшая школа музыки, в 1945 при ней - Академия им. Ф. Мендельсона), Мюнхене (в 1846 Высшая школа музыки, с 1867 К., с 1892 Корол. Музыкальная школа, с 1924 Академия музыки), Дублине (1848, Корол. Академия музыки), Сантьяго (Чили, 1849), Кёльне (1850, Высшая школа музыки, или Рейнская школа музыки) и др.Во 2-й пол. 19 в. Сеть К. Значительно увеличилась. Были открыты К. В Дармштадте (в 1851 Муз. Школа, с 1922 Гос. К.), Бостоне (1853), Штутгарте (1856, с 1896 Корол. К.), Дрездене (в 1856 Высшая школа музыки, с 1918 Корол. К., с 1937 Гос. К.), Бухаресте (1864, позже К. Им. Ч. Порумбеску), Люксембурге (1864), Копенгагене (в 1867 Корол. Датская К., с 1902 Копенгагенская К., с 1948 Гос.

К.), Турине (в 1867 Муз. Школа, с 1925 лицей, с 1935 К. Им. Дж. Верди), Антверпене (1867, с 1898 Корол. Фламандская К.), Базеле (в 1867 Муз. Школа, с 1905 Академия музыки), Балтиморе и Чикаго (1868), Монреале (1876), Франкфурте-на-Майне (1878, Высшая школа музыки), Брно (1881, осн. Об-вом "Беседа брненска", в 1919 объединена с Органной школой, созданной в 1882 об-вом "Еднота", с 1920 Гос. К. Там же в 1947 Академия муз. И драм. Иск-ва, с 1969 им. Л. Яначека), Пезаро (в 1882 Муз. Лицей, позже К., организована на средства Дж. Россини, носит его имя), Боготе (в 1882 Нац. Академия музыки, с 1910 Нац. К.), Хельсинки (в 1882 Муз. Уч-ще, с 1924 К., с 1939 Академия им. Сибелиуса), Аделаиде (в 1883 муз. Колледж, позже К.), Амстердаме (1884), Карлсруэ (в 1884 Баденская высшая школа музыки, с 1929 К.), Гаване (1835), Торонто (1886), Буэнос-Айресе (1893), Белграде (в 1899 Сербская школа музыки, с 1937 Академия музыки) и др.

Городах.В 20 в. К. Были созданы в Софии (в 1904 частная муз. Школа, с 1912 Гос. Муз. Уч-ще, с 1921 Муз. Академия со средним и высшим отделениями, в 1947 из неё выделилось Высшее муз. Уч-ще, с 1954 К.), Ла-Пасе (1908), Сан-Паулу (1909, К. Драмы и музыки), Мельбурне (в 1900-е гг., на основе муз. Школы, позднее К. Им. Н. Мелбы), Сиднее (1914), Тегеране (1918, для изучения европ. Музыки. Там же в 1949 Нац. К., создана на базе Высшей муз. Школы, открытой в нач. 30-х гг.), Братиславе (в 1919 Муз. Школа, с 1926 Муз.-драм. Академия, с 1941 К. Там же, в 1949 Высшая школа муз. Иск-ва), Каире (в 1925 Школа вост. Музыки, на основе Муз. Клуба, возникшего в 1814, с 1929 Ин-т араб. Музыки. Там же в 1935 Жен. Муз. Ин-т. Там же в 1944 Высшая школа музыки. Там же в 1959 Каирская нац.

К. Там же в 1969 Академия иск-в, объединившая 5 ин-тов, в т.ч. К. И Ин-т араб. Музыки), Багдаде (1940, Академия изящных иск-в, состоящая из неск. Отделений, в т.ч. Музыки. Там же в 1968 Муз. Школа для одарённых детей), Бейруте (К. При Академии изящных иск-в), Иерусалиме (1947, Академия музыки им. Рубина), Пхеньяне (1949), Тель-Авиве (евр. К. - "Суламифь-К."), Токио (1949, Нац. Ун-т изящных иск-в и музыки), Ханое (в 1955 Муз. Уч-ще, с 1962 К.), Суракарте (1960), Аккре (Академия музыки с 2-годичным курсом обучения), Найроби (1944, Восточноафриканская К.), Алжире (Нац. Ин-т музыки, имеющий также педагогич. Отделение), Рабате (Нац. К. Музыки, танца и драм. Иск-ва) и др.В капиталистич. Странах наряду с государственными функционируют частные муз.

Уч. Заведения, напр. В Париже - "Эколь нормаль" (1918). В нек-рых странах К. - среднее уч. Заведение повышенного типа (напр., в Чехословакии, наряду с академиями в Праге, Брно и Высшей школой муз. Иск-ва в Братиславе, работает ок. 10 К., по существу муз. Уч-щ).Срок обучения, структура и уч. Планы К., высших школ музыки, академий, ин-тов, колледжей и лицеев не однотипны. Мн. Из них имеют младшие отделения, куда принимаются учащиеся детского возраста. В большинстве стран К. Готовят только исполнителей, педагогов исполнительских дисциплин и композиторов. Музыковеды (историки и теоретики) обучаются на муз. Ф-тах университетов. При всём различии постановки уч. Процесса во всех муз. Уч. Заведениях предусмотрены занятия по специальности, муз.-теоретич.

Предметам и истории музыки.В России спец. Муз. Уч. Заведения появились в 18 в. (см. Музыкальное образование). Первые К. Созданы в 60-х гг. 19 в., в обстановке подъёма нац. Рус. Культуры и развития демократич. Движения. РМО открыло в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна Петербургскую К. (см. Ленинградская консерватория), в 1866 по инициативе Н. Г. Рубинштейна - Московскую консерваторию. Правами К. Пользовалось также (с 1886) Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (открыто в 1883). В кон. 19 - нач. 20 вв. В разных городах России были созданы муз. Уч-ща, нек-рые из них в дальнейшем преобразованы в К., в т.ч. В Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913). Существенную роль в распространении муз. Образования сыграли общедоступные Народные консерватории.

Первая из них была открыта в Москве (1906), по её примеру работали нар. К. В Петербурге, Казани, Саратове.Несмотря на достижения в области муз. Воспитания подлинно нар. Массовое муз. Образование и просвещение стало возможным лишь после Великой Окт. Социалистич. Революции. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 12 июля 1918 Петроградская и Московская К. (а позднее и другие) были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения и приравнены ко всем высшим уч. Заведениям. За годы Сов. Власти сеть К. И ин-тов искусств с муз. Ф-тами расширилась.До Великой Окт. Социалистич. Революции К. В России включали младшие и старшие отделения. В СССР К. - высшее уч. Заведение, куда принимаются лица, имеющие среднее общее и муз. Образование.

К. И ин-ты готовят как исполнителей и композиторов, так и музыковедов. Курс обучения в К. И ин-тах рассчитан на 5 лет и предусматривает всестороннюю теоретич. И практич. Подготовку музыканта к проф. Деятельности. Большое место в уч. Планах уделено исполнительской и педагогич. Практике студентов. Кроме спец. Муз. Дисциплин, студенты изучают общественно-политич. Науки, историю изобразит. Иск-ва, иностр. Языки. Высшие муз. Уч. Заведения имеют ф-ты. Теоретико-композиторский (с отделениями историко-теоретическим и композиторским), фп., оркестровый, вокальный, дирижёрско-хоровой, нар. Инструментов. В ряде К. Также - ф-т оперно-симф. Дирижёров. При большинстве К. Организованы вечерние и заочные отделения.В крупнейших высших уч. Заведениях созданы аспирантура (готовит науч.

Работников в области теории и истории музыки) и ассистентура (стажировка исполнителей, композиторов и педагогов). Мн. К. И ин-ты имеют спец. Муз. Школы-десятилетки, готовящие кадры для высших муз. Уч. Заведений (напр., Центральная средняя спец. Муз. Школа при Моск. К., Моск. Средняя спец. Муз. Школа им. Гнесиных, Школа-десятилетка при Ленингр. К. И др.).В СССР работают высшие муз. Уч. Заведения. В Алма-Ате (в 1944 К., с 1963 Казах. Ин-т, с 1973 К. Им. Курмангазы), Астрахани (в 1969, Астраханская К., возникла на базе муз. Уч-ща), Баку (в 1901 муз. Классы РМО, с 1916 муз. Уч-ще РМО, с 1920 Нар. К., с 1921 Азерб. К., с 1948 Азербайджанская К. Им. У. Гаджибекова), Вильнюсе (в 1945 Вильнюсская К., в 1949 объединена с Каунасской К., к-рая была создана в 1933, носит назв.

К. Литовской ССР), Горьком (1946, Горьковская К. Им. М. И. Глинки), Донецке (1968, Донецкий муз.-пед. Ин-т, создан на базе Донецкого филиала Славянского пед. Ин-та), Ереване (в 1921 муз. Студия, с 1923 К., с 1946 Ереванская К. Им. Комитаса), Казани (1945, Казанская К.), Киеве (в 1868 Муз. Школа, с 1883 Муз. Уч-ще РМО, с 1913 К., с 1923 Муз. Техникум. Там же в 1904 Муз.-драм. Школа, с 1918 Высший муз.-драм. Ин-т им. Н. В. Лысенко, в 1934 музыкальный отдел ин-та преобразован в К., с 1940 Киевская К. Им. П. И. Чайковского). Кишинёве (1940, К., в 1941-45 не работала, с 1963 Кишинёвский институт иск-в им. Г. Музическу), Ленинграде (1862, на базе муз. Классов РМО, возникших в 1859, с 1944 Ленинградская К. Им. Н. А. Римского-Корсакова), Львове (в 1903 Муз. Школа при "Союзе певч.

И муз. Об-в", с 1904 Муз. Ин-т им. Н. В. Лысенко, с 1907 Высший муз. Ин-т им. Н. В. Лысенко, с 1939 Львовская К. Им. Н. В. Лысенко), Минске (в 1924 Минский музыкальный техникум, с 1932 К., ныне Белорусская К. Им. А. В. Луначарского), Москве (1866, на базе муз. Классов РМО, возникших в 1860, с 1940 Московская К. Им. П. И. Чайковского. Там же в 1895 Муз. Школа сестёр Гнесиных, с 1919 Вторая моcк. Гос. Школа, с 1920 Гос. Муз. Техникум, с 1925 Муз. Техникум им. Гнесиных, на базе к-рого в 1944 создан Муз. Пед. Ин-т им. Гнесиных), Новосибирске (1956, Новосибирская К. Им. М. И. Глинки), Одессе (в 1871 Муз. Школа, позже Муз. Уч-ще РМО, с 1913 К., с 1923 Муз. Ин-т, в 1927-1934 им. Л. Бетховена, с 1939 К., с 1950 Одесская К. Им. А. В. Неждановой), Риге (1919, ныне К. Им. Я. Витола Латвийской ССР), Ростове-на-Дону (Муз.-пед.

Ин-т), Саратове (в 1895 Муз. Уч-ще РМО, с 1912 К., в 1924-35 Муз. Техникум, с 1935 Саратовская К. Им. Л. В. Собинова), Свердловске (1934, с 1939 им. М. П. Мусоргского, с 1946 Уральская К. Им. М. П. Мусоргского), Таллине (в 1919, на базе Таллинского высшего муз. Уч-ща, с 1923 Таллинская К.), Ташкенте (в 1934 Высшая музыкальная школа, с 1936 Ташкентская К.), Тбилиси (в 1874 Муз. Школа, с 1886 Муз. Уч-ще, с 1917 К., с 1947 Тбилисская К. Им. В. Сараджишвили), Фрунзе (1967, Киргизский ин-т иск-в), Харькове (в 1871 Муз. Школа, позже Муз. Уч-ще РМО, с 1917 К., в 1920-23 Муз. Академия, в 1924 Муз. Ин-т, в 1924-29 Муз.-драм. Ин-т, в 1930-36 Муз.-театр, ин-т, в 1936 и с 1943 К., в 1963 на базе К. И Харьковского театр. Ин-та создан Харьковский ин-т иск-в).

В ряде городов имеются филиалы К. (напр., в Петрозаводске в 1967 открыт филиал Ленинградской К.).С 1953 в Европе проводятся Междунар. Конгрессы директоров К. С 1956 функционирует Ассоциация европ. Академий, К. И высших школ музыки.А. А. Николаев..

Значения в других словарях
Конкурсы

Музыкальные (от лат. Concursus, букв. - стечение, встреча) - соревнования музыкантов (исполнителей, композиторов, инстр. Мастеров, коллективов), проводящиеся, как правило, на заранее объявленных условиях. Художеств. Состязания, в к-рых сравнивались и оценивались качество произв. Или мастерство исполнения, были известны ещё в Др. Греции. Около 590 до н.э. Зародилась традиция Пифийских игр в Делфте, где состязались наряду с поэтами и атлетами певцы, исполнители на кифаре и авлосе, авторы муз. Прои..

Коноэ Х.

(Konoe) Хидэмаро (р. 18 XI 1898, Токио) - япон. Дирижёр и композитор. Чл. Япон. Академии иск-в. В 1922 окончил Токийский ун-т, где изучал композицию и теорию музыки у К. Ямады. В 1922-24 совершенствовался в Германии под рук. Г. Шумана. В 1925 основал в Токио Новый симф. Оркестр (впоследствии оркестр Японской радиовещат. Корпорации) и руководил им до 1935. В 30-х гг. Гастролировал в Зап. Европе, в частности был ассистентом Э. Клейбера в Берлинской гос. Опере. В 1937 и 1957 выступал в США. В 1945 ..

Консонанс

(франц. Consonance, от лат. Consonantia - слитное, согласное звучание, созвучие, гармония) - слияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также созвучие, воспринимаемое как слияние тонов. Понятие К. Противоположно понятию диссонанса. К К. Относят чистые приму, октаву, квинту, кварту, большие и малые терции и сексты (чистая кварта, взятая по отношению к басу, трактуется как диссонанс) и аккорды, составленные из этих интервалов без участия диссонирующих (мажорное и минорное трезвучия с их о..

Констан М.

(Constant) Мариюс (р. 7 II 1925, Бухарест) - франц. Композитор и дирижёр. По национальности румын. Учился в Бухарестской и Парижской консерваториях, а также в "Эколь нормаль". Среди его педагогов - О. Мессиан, Т. Обен, Н. Буланже (композиция), Ж. Фурне (дирижирование). В 50-х гг. Входил в группу муз. Исследований при Франц. Радио, созданную П. Шеффером. В 1955-66 муз. Рук. Труппы "Балле де Пари", с 1977 дирижёр т-ра "Гранд-Опера". В 1963 основал ансамбль совр. Музыки "Ars nova". В ранних произв...

Дополнительный поиск Консерватория Консерватория

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Консерватория" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Консерватория, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа