Контрданс
(франц. Contredanse, от англ. Countrydance, букв. - деревенский танец) - старинный англ. Нар. Танец. Впервые упоминается в лит-ре в 1579. Об истории возникновения К. Известно мало, не исключено, что танец берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. Первые муз. Обр. Сделал комп. Дж. Плейфорд в танцевальном сб. "Английский танцевальный учитель" (1651), к-рый затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728. К. Существовал в двух разновидностях. Longway и round. Осн. Особенность К. - возможность одноврем. Участия любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих, к-рые по очереди повторяют известные фигуры танца. Преим. Размеры. 2/4, 6/8. Музыка К. Варьировалась очень разнообразно. Количество па доходило до неск.
Сотен. В 1685 появился в Нидерландах и Франции. Наибольшее распространение получил в 1750-62, вытеснив даже менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. Танцам - менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его в 18-19 вв. Популярным на балах Европы (в т.ч. И России). Это привело к возникновению многочисл. Видов К. Кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К. Называли по-разному. Contredance angles - во Франции. Kontertanz frances - в Германии. Ecosses - в др. Странах Европы.Самый распространённый вид К. - франц. Кадриль. Участвуют четыре или восемь пар, образующих каре. Состоит из пяти или шести фигур. Перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8-16 тактов.Мелодии К.
Часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций. В балетах - как заключит. Номер (опера-балет "Полимия" Рамо, его же балеты "Пигмалион", "Зефир" и др., "Творение Прометея" Бетховена. Впоследствии Л. Бетховеном - как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. Форма К. Есть и у В. А. Моцарта ("Дон Жуан"), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского ("Евгений Онегин"). Мн. Мелодии К. Впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., "Зa ira" - песня Великой франц. Революции). Темы К. Становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх.К. Утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. Быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. Благодаря усилиям Об-ва нар.
Танцев, созданного в Англии в 1911, К. Возрождается. Издано 100 танцев из "Английского танцевального учителя", получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке.Литература. Ивановский П. П., Бальный танец XVI-XIX вв., М., 1963. Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.С. П. Панкратов..
Дополнительный поиск Контрданс
На нашем сайте Вы найдете значение "Контрданс" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Контрданс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 9 символа