Копенгаген

94

(Kobenhavn) - столица Дании. 1318 тыс. Жит. (с пригородами, 1972). Один из старейших культурных центров Сев. Европы. С 15 в. При корол. Дворе служили проф. Трубачи. Позже был создан придв. Ансамбль (в составе органиста, трубача и скрипача), из к-рого возник оркестр Корол. Капеллы. При ней сформировался хор (к нач. 17 в. - ок. 30 певцов). Капеллой руководили первые дат. Музыканты - М. Борхгревинк, М. Педерсен, X. Нильсен, Я. Эрн, X. Брахрогге. С нею выступали также приезжавшие в К. Иностр. Композиторы - англичанин Дж. Дауленд и немец Г. Шюц. Во 2-й пол. 16 в. В К. Выходят первые сб. Духовных песнопений и музыки для дух. Инструментов. С нач. 17 в. Регулярно давались придв. Театр. Представления с музыкой и балетом (по франц. Образцу), к-рые положили начало богатой хореографич.

Традиции Дании и подготовили почву для развития оперного т-ра. Первые оперные спектакли пост. В 1655. В 1689 построен т-р для оперных представлений (сгорел после второго спектакля).Значит. Расцвет муз. Жизни наступает в 18 в. В 1713 было построено спец. Здание, в к-ром выступали приезжие оперные труппы. Спектакли ставились также во дворцах знати. В 1722-28 в К. Работал нац. Т-р "Датская сцена". В открывшемся вновь в 1748 оперном т-ре (с 1770- Королевский т-р) гастролировала гамбургская труппа, затем (до 1756) - итал. Оперная труппа П. Минготти. Её капельмейстерами и композиторами были крупные иностр. Музыканты, в т.ч. К. В. Глюк (1749), П. Скалабрини, Дж. Сарти (последний сыграл важную роль в укреплении труппы и её связей с придв. Капеллой, оркестр к-рой стал участвовать в оперных спектаклях).

С 1770 основу репертуара составляли итал. Оперы, а также (в последние десятилетия 18 в.) зингшпили работавших в К. Нем. И дат. Композиторов - И. Э. Хартмана, И. А. П. Шульца, Ф. Л. Э. Кунцена. В кон. 18 в. Центром муз. Жизни К. Становится Корол. Т-р (назв. Получил в 1770). С 1775 здесь ставятся балеты, с 1786 - оперы, преим. Франц. Композиторов, нем. И австр. Зингшпили.В 18 в. Создаются муз. Объединения, в т.ч. Датское муз. Об-во (рук. Хольберг), Муз. Об-во (осн. В 1744, рук. Й. А. Шейбе), конц. Организация под рук. Р. Иверсена и др. В кон. 18- нач. 19 вв. Получили распространение муз. Клубы, в т.ч. "Конгенс клуб" (рук. К. Шалль, дирижёр оркестра Корол. Т-ра).В нач. 19 в. Высокого уровня достигли Корол. Т-р и капелла. В 1841 были объединены придв. Т-р и оркестр. Балетная труппа приобрела известность за пределами Дании благодаря деятельности выдающегося балетмейстера А.

Бурнонвиля, осуществившего в К. В 1830-60-е гг. Пост. Ряда нац. Балетов Й. Ф. Фрёлиха, Н. Гаде, Й. П. Э. Хартмана и др. Репертуар оперной труппы с 1870-х гг. Стал пополняться произв. Дат. Композиторов. Муз. Представления давались также в Казино и в Нар. Т-ре (открыты в 1848 и 1857).В нач. 19 в. Старые муз. Об-ва прекращают своё существование, возникает ряд новых, опирающихся на более широкие демократич. Круги. В первые десятилетия 19 в. Конц. Жизнь ограничивалась гл. Обр. Эпизодическим исполнением кантат и ораторий силами Корол. Капеллы и артистов т-ра (в помещении Корол. Т-ра и в Придв. Церкви). В это время выдвигаются комп. И дирижёр К. Э. Ф. Вайсе, работавший органистом в соборе и руководивший исполнением кантат и симф. Произв., а также живший в К. (1810-32) нем.

Композитор (позднее - придв. Камер-музыкант, профессор) Ф. Кулау, зингшпили к-рого часто шли в Корол. Т-ре (наряду с операми композиторов 18 в.).В К. Гастролировали крупные европ. Музыканты. В 1820 здесь состоялось первое публичное исполнение увертюры К. М. Вебера к его опере "Вольный стрелок" в присутствии автора.К сер. 1830-х гг. Конц. Жизнь становится более интенсивной, изменяются её формы. В 1836 было основано Муз. Объединение ("Музикфоренинген"), к-рое вначале пропагандировало совр. Дат. Музыку, приглашая оркестр Корол. Капеллы, а вскоре превратилось в ведущую конц. Организацию, сформировало собств. Симф. Оркестр (существовало до 1931). С 1843 функционировал созданный комп. X. К. Люмбью проф. Оркестр лёгкой музыки в летнем т-ре парка Тиволи.

В 1851-1934 работало об-во "Сесилия", осн. По инициативе X. Рунга, культивировавшее хор. Музыку 16-18 вв. С 1839 функционировало Студенч. Певч. Объединение, с 1843 - хор. Об-во ремесленников "Хондвэркерфоренинген", с 1845 - Скандинавский хоровой союз, исполнявший музыку народов Скандинавских стран, с 1868 - Об-во камерной музыки, осн. Чеш. Виолончелистом и композитором Ф. Нерудой.Во 2-й пол. 19 в. Решающее влияние на муз. Жизнь К. Оказала деятельность крупнейшего представителя датской музыка Н. Гаде, к-рый возглавлял Муз. Объединение (1850-90), дирижировал мн. Симф. Концертами об-ва (исполнял гл. Обр. Сочинения нем. Романтиков). По приглашению Гаде в К. Гастролировали И. Брамс и др. Известные музыканты. В это же время создавались муз. Объединения, популяризировавшие новую музыку, среди них - "Симфония" (здесь впервые были исполнены мн.

Сочинения К. Нильсена), "Эвтерпа", Копенгагенское конц. Об-во (1874-93). Развитию муз. Жизни К. Способствовала деятельность И. Свенсена, возглавлявшего в 1883-1908 Корол. Т-р. По его инициативе репертуар т-ра обогатился произв. Р. Вагнера, Дж. Верди и др. Оркестр начал регулярно выступать с симф. Концертами (позже им руководил К. Нильсен). Конц. Деятельность развивали также Датское конц. Об-во и Филармонич. Об-во (с 1901). Помимо проф. Музыкантов, в концертах принимали участие любительский Академич. Оркестр (осн. 1899) и любит. Хоры.В 19 в. В К. Были осн. Первые дат. Муз. Уч. Заведения, возникшие на базе школы при Корол. Капелле и класса пения (существовал с 1773 при Корол. Т-ре). Один из руководителей этого класса - итальянец Д. Сибони - основал муз.-драм. Школу, пользовавшуюся известностью за пределами Дании (работала в 1827-42), Однако лишь в 1866 было осн.

На средства меценатов первое постоянное муз. Уч. Заведение, преобразованное в 1867 в Корол. Дат. Консерваторию музыки. Под рук. Н. Гаде и К. Нильсена деятельность консерватории к кон. 19 в. Достигла высокого уровня. В 1898 открыто Муз.-педагогич. Об-во с разл. Муз. Классами. В 1896 в Копенгагенском ун-те начал читать лекции по истории музыки А. Хамерик (в 1924 создана постоянная кафедра). В 1920-30-е гг. Все муз. Об-ва, не имея материальной базы (опирались на сравнительно узкие круги любителей музыки), распадаются. Создаются коллективы при Гос. Радио - симф. Оркестр (осн. В 1928, с 1934 давал еженедельные открытые концерты), Большой хор и Хор мадригалистов (осн. В 1937). Организуются симф. Оркестры Копенгагенского конц. Об-ва (осн. В 1937) и парка Тиволи (стал самостоят.).

Важную роль в подъёме художеств. Уровня оркестров сыграли работавшие в К. Иностр. Дирижёры - Н. А. Малько и Ф. Буш, дат. Музыканты И. Андерсен, Ф. Шнедлер-Петерсен, С. X. Фелумб. Деятельность этих коллективов определяла характер конц. Жизни К. И после 2-й мировой войны 1939-45. Высокий профессионализм отличал Корол. Капеллу, к-рая к 1960-м гг. Участвовала в театральных спектаклях и давала самостоят. Концерты. Среди хоров выделялись "Бель канто" (1906), "Датские музыканты" (с 1918), им. Палестрины (1922-35), муж. Хор и хор мальчиков под рук. М. Вёльдике (с 1924). В 1943 осн. Камерный оркестр "Коллегиум музикум". В К. Работают неск. Организаций, пропагандирующих новую музыку, в т.ч. Об-во молодых музыкантов с собств. Симф. Оркестром (осн. В 1920 на базе Дат.

Конц. Об-ва, 1901), а также Филармония, об-во (1920-34), хор и оркестр Дат. Радио (с 1925).После 2-й мировой войны муз. Жизнь К. Интенсивно развивается. Сюда приезжают мн. Гастролёры. Помимо концертов и спектаклей Корол. Т-ра, ставятся оперетты и муз. Пьесы в небольших т-рах.К. Сохраняет значение крупнейшего центра хореография, иск-ва. Ежегодно проводятся Копенгагенский балетный фестиваль (в марте - апреле) и Корол. Дат. Фестиваль музыки и балета (в мае). Периодически проводится также Междунар. Конкурс дирижёров им. Н. А. Малько (с 1965), Фестиваль камерной музыки об-ва "Коллегиум музикум".В совр. К. Сосредоточена б. Ч. Муз. Организаций и уч. Заведений Дании. Работают Корол. Т-р, при к-ром в 1909 осн. Оперные классы, Корол. Дат. Консерватория (с 1948 - Гос.

Консерватория). Датское муз. Об-во (с 1903. В 1954 преобразовано в Датское музыковедч. Об-во), Дат. Союз музыкантов (с 1911), Датское хор. Об-во (с 1911), Союз дат. Композиторов (с 1913). Проф. Союзы орк. Музыкантов (с 1874), Ассоциация муз. Педагогов (с 1898), исполнителей-солистов (с 1921), Оперная академия (1956) для подготовки оперных певцов, Ин-т музыковедения при ун-те и др. Богатыми собраниями книг, нот и фономатериалов обладают Корол. Б-ка, Публичная б-ка, Нац. Фонотека. Коллекции муз. Инструментов и материалов хранятся в Музее истории музыки (осн. В 1898 А. Хамериком) и собрании Карла Клаудиуса. Среди журналов - "Dansk Musiktidsskrift" (1925-59).Литература. Сталь Э., Заметки из Копенгагена, "СМ", 1964, No 5. В кн. Festskrift i Anledning af Musikforeningens halvhundrede aarsdag, t.

1-2, Kbh., 1886. Auоmont A., Collin E., Det Danske Nationalteater 1748-1889, t. 1-3, Kbh., 1896-99. Hammerich A., Dansk Musikhistorie indtil ca 1700, Kbh., 1921. Kjerulf A., Hundrede еr mellem noder. Wilhelm Hansen, Musik-Forlag 1857-1957, Kbh., 1957. Lunn S., La vie musicale au Danemark, Cph., 1962. См. Также лит. При ст. Датская музыка.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Конюс Э. К.

Эдуард Константинович (1827, Саратов - 18 IX (1 X) 1902, Москва) - рус. Пианист и педагог. По национальности француз. Был пианистом-виртуозом, с успехом выступал в молодые годы в Москве и др. Городах. Преподавал игру на фп. С 1867 - в моск. Екатерининском жен. Ин-те. Автор сб. Фп. Этюдов "Проблемы ритма в 60 прелюдах" ("Problиmes de Rhytmes en 60 Prйludes", 1-2, W., 1881).Литература. Курдюмов Ю., Эдуард Конюс. Проблемы ритма. 60 прелюдов для фортепиано, "Баян", 1890, No 5. Кашкин Н., Э. К. Конюс..

Конюс Ю. Э.

Юлий Эдуардович (18(30) I 1869, Москва - 3 XII 1942, Меленки, ныне Владимирской обл.) - рус. Скрипач, педагог и композитор. Сын Э. К. Конюса. В 1888 окончил Моск. Консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. В 1889 совершенствовался у Л. Ж. Массара в Париже, там же играл в оркестре т-ра "Гранд-Опера" и симф. Оркестре Э. Колонна, выступал в качестве солиста. С 1891 работал концертмейстером симф. Оркестра в Нью-Йорке. В 1893-1901 преподавал игру на скрипке в Моск. Консерватории. Был близким дру..

Копленд А.

(Copland) Аарон (р. 14 XI 1900, Нью-Йорк) - амер. Композитор. С 1913 учился у В. Витгенштейна и К. Адлер (фп.), с 1917 - у Р. Гольдмарка (композиция). В 1921-24 брал уроки композиции у Н. Буланже в Париже. С 1924 ведёт широкую муз.-обществ. Деятельность в Нью-Йорке. В 1927-37 читал лекции в Новой школе социальных исследований в Гарвардском и Принстонском ун-тах, организовал серию концертов (совм. С Р. Сешнсом - "Копленд - Сешнс консертс", 1928-31) для пропаганды амер. Музыки, Лигу и Союз амер. К..

Копосов А. П.

Алексей Павлович (27 II (12 III) 1902, Жиздра, ныне Калужской обл. - 9 XII 1967, Москва) - сов. Композитор. Род. В семье музыканта (отец - хормейстер-педагог). Окончил Муз. Техникум в Ростове-на-Дону (класс композиции Н. З. Хейфеца), в 1931 Моск. Консерваторию (класс композиции M. P. Гнесина). Автор песен (св. 100), хоров. Организатор и участник фольклорных экспедиций, К. Записал и обработал много нар. Песен (рус, укр., белорус.. ..

Дополнительный поиск Копенгаген Копенгаген

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Копенгаген" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Копенгаген, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа