Лейпциг

91

(Leipzig) - город на юге ГДР, один из старейших культурных центров страны. 580,7 тыс. Жит. (1971). В течение неск. Столетий средоточием муз. Культуры Л. Являлись церкви, в т. Ч. Томаскирхе, при к-рой в 1212 был осн. Мужской хор (Томанерхор), а позднее (ок. Сер. 13 в.) школа Томасшуле, где обучали пению, игре на органе. В 15-16 вв. В церквах имелись органы, построенные лейпцигскими мастерами (И. Шунд, И. Ланге и др.). Среди крупнейших органистов - Н. Веллер, С. Лёц, Э. Н. Аммербах, Г. И Т. Энгельман. Важным центром муз. Жизни стал ун-т (осн. В 1409). Студенты и педагоги участвовали в качестве хористов и исполнителей на духовых и струн. Инструментах в богослужениях в Николайкирхе и Паулинеркирхе. Здесь изучались муз. Науки, зародилось светское музицирование.

К сер. 15 в. Возникло цеховое объединение проф. Музыкантов (шпильманы, позже инструменталисты - барабанщики, трубачи и др.), находившееся под покровительством магистрата города. В 1479 при магистрате была создана привилегированная группа музыкантов, участвовавшая в торжественных церемониях, церк. Службах, официальных приёмах и т. П. Постепенно росло производство клавикордов, лютен, струн. И духовых инструментов, не прекращавшееся даже во время Тридцатилетней войны 1618-48. К кон. 15 в. В Л. Возникли нотопечатание и торговля нотами, достигшие расцвета в нач. 17 в. В 1650 состоялось первое муз. Представление - постановка "драмы с пением" "Марс и Ирен". В 1693 по инициативе Н. А. Штрунка (капельмейстер из Дрездена) открылся постоянный оперный т-р (первый спектакль - "Антигона, обманутая Альцестом" Штрунка.

Т-р работал до 1720). В кон. 17 - нач. 18 вв. Увеличилось число церквей с постоянными капеллами (в т. Ч. Нёйкирхе, осн. В 1699, церковь Петерскирхе, осн. В 1712), возросла потребность в хористах, инструменталистах, органистах. В связи с этим расширилась деятельность Томасшуле, где обучали игре на муз. Инструментах, руководству хором. Томанерхор стал участвовать не только в богослужениях, но и в разл. Празднествах, собраниях светского характера. Много сделали для развития муз. Иск-ва Л. Комп. И. Кунау - с 1684 органист, с 1701 кантор Томаскирхе и школы при ней, муз. Директор в ун-те. Г. Ф. Телеман - с 1704 органист и муз. Директор Нейенкирхе, организатор муз. Празднеств с участием т. Н. Штейнхардтовских музыкантов. Огромное влияние на разл. Области муз.

Жизни города, как и всей немецкой нац. Культуры, оказало творчество И. С. Баха, с 1723 до конца жизни работавшего в Л., в т. Ч. Кантором Томаскирхе.С 17 в. Заметную роль играли объединения любителей музыки - Коллегиум музикум, возглавлявшиеся видными музыкантами. А. Кригером (1657), И. Пецелем (1673), позднее - И. Кунау (1688), Г. Ф. Телеманом (1702-04), И. Ф. Фашем (1708), И. С. Бахом (1729-1740) и др. "Коллегиум музикум" пользовались большой популярностью среди композиторов, специально писавших для них музыку. К сер. 18 в. Коллегиум музикум постепенно прекратили деятельность, уступив место другим, более демократич. Формам конц. Жизни, отвечавшим росту влияния буржуазии. Среди первых конц. Организаций. Т. Н. "Большие концерты" (или "Купеческие концерты", осн.

В 1743 книготорговец Й. Ф. Градич, любительским оркестром руководил ученик И. С. Баха И. Ф. Долес). С сер. 18 в. Л. Становится центром развития нем. Зингшпиля. Большое значение для утверждения этого демократич. Жанра имела деятельность актёра Г. Г. Коха, возглавившего труппу т-ра, открытого в 1750. На сцене ставились зингшпили И. А. Хиллера, К. Г. Нефе, Й. И Ф. Бенды, позднее - В. А. Моцарта, В. Мюллера, а также оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Филидора и др. После Семилетней войны оркестр под назв. "Любительские концерты" возобновил свою деятельность. Под рук. Хиллера (1763-85) концерты оркестра во многом способствовали обновлению муз. Жизни Л. В состав оркестра входили. Скрипач-концертмейстер И. Г. Хезер, лютнист Й. Кропфганс, флейтист И. Г. Тромлиц и др. В его программах преобладали соч.

И. Г. Хассе, Я. Стамица, К. Диттерсдорфа, а также итал. Композиторов этого времени. В конц. Исполнении опер и ораторий участвовали известные певицы К. Шрётер и Э. Шмелинг. В 1766-70 Хиллер издавал муз. Журн. "Wцchentliche Nachrichten und Anmerkungen, die Musik betreffend", в 1771 осн. Певч. Школу, в 1775 организовал Муз.-исполнит. Об-во, объединившее в новый оркестр и хор студентов-хористов, музыкантов- инструменталистов - профессионалов и любителей.С 1781 в значит. Расширенном составе оркестр начал выступать в здании Гевандхауза. В оркестр, занявший с тех пор центр. Место в муз. Жизни Л., вошли мн. Гор. Музыканты, концертирующие инструменталисты и участники оперного оркестра. В 1808 при нём был создан первый постоянный камерный ансамбль - струн.

Квартет. В 1798-1848 и 1863-65 в Л. Издавался муз., журн. "Allgemeine Musikalische Zeitung", с 1834 "Neue Zeitschrift fьr Musik", осн. Р. Шуманом.Сер. 19 в. - период расцвета муз. Культуры Л. В 1843 здесь была осн. Первая в стране консерватория. В 1835-1847 оркестр Гевандхауза возглавлял Ф. Мендельсон, в 1848-60 - Ю. Ритц, в 1860-95 - К. Рейнеке, в 1895-1922 - А. Никиш. Репертуар обогатился мн. Произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. В 1884 было открыто новое здание Гевандхауза (арх. М. Гропиус и X. Шмиден) с 2 залами - Большим и Малым. В 1892 перед зданием установлен памятник Ф. Мендельсону. В 1890-96 пользовались успехом "Академические концерты", основанные Г. Кречмаром. В 1896 было создано Филармонич. Об-во, организовавшее собственный, т.

Н. Виндерштейновский оркестр. Место церк. Капелл в 19 в. Заняли многочисл. Хор. Объединения любителей. "Певческая академия" (осн. В 1802), 2 об-ва "Лидертафель" (осн. В 1815 и 1838), Мужское хор. Об-во (1843) и др. Высокий художеств. Уровень отличал исполнение мужских хоров. "Паулиненферейн" при ун-те (осн. В 1822), "Арион" (осн. В 1849), Лейпцигский хор (осн. В 1891). Во 2-й пол. 19 в. Репертуар оперного т-ра обогатился произв. Р. Вагнера, О. Николаи, Дж. Верди. Важная роль в этом процессе принадлежит дирижёрам А. Нейману (работал в 1876-80), А. Никишу (в 1878-89), Г. Малеру (в 1886-88). В 1867 т-p начал работать в новом здании. Со 2-й пол. 19 в. Л. Становится крупным центром муз. Образования, музыковедения и нотоиздат. Дела. В 1914 X. Риманом был осн. Ин-т музыковедения.

В 1920 организовано по инициативе К. Штраубе Хоровое об-во. На сцене оперного т-ра, получившего назв. Лейпцигской гор. Оперы (с 1912 стал гос. Т-ром), в 1920-е гг. Проходили премьеры произведений К. Вейля, Э. Кшенека и др. Кроме оркестра Гевандхауза, работали. Филармонический оркестр (осн. В 1919), Лейпцигский симф. Оркестр (осн. В 1923) во главе с дирижёром Г. Шерхеном (выступал в концертах Филармонич. Об-ва и в муз. Передачах Радио). Регулярно концертировал любительский Рабочий камерный оркестр под рук. Б. Лихта. В 1926 был создан Музей муз. Инструментов.Установление фаш. Режима (1933) тяжело отразилось на муз. Жизни города. Сузился репертуар оркестра Гевандхауза и оперного т-ра, распались мн. Хоровые объединения. В 1936 был уничтожен памятник Мендельсону.

В 1943 в результате налётов англо-амер. Авиации подверглись разрушению здания Гевандхауза и оперного т-ра. Муз. Жизнь Л. Фактически прекратилась.В первые же месяцы после разгрома фашизма (1945) возобновились систематич. Концерты Гевандхауза (в реконструированном помещении Конгресхалле). Возникали новые формы деятельности музыкантов и пропаганды музыки в широких массах. С 1947 стали проводиться "Мендельсоновские дни", с 1950 - Баховские фестивали, с к-рыми связаны Междунар. Конкурсы музыкантов, ставшие с 1962 традиционными, "Лейпцигские муз. Дни", призванные пропагандировать творчество композиторов ГДР. В исполнении оркестра Гевандхауза впервые в Л. Прозвучали мн. Соч. Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бартока, ведущих нем.

Композиторов старшего поколения, в т. Ч. О. Герстера. В 1960 восстановлено и реконструировано здание оперного т-ра, при к-ром работает филиал (преим. Для постановки комич. Опер, оперетт, камерных спектаклей). Среди крупнейших муз. Коллективов также. Симфонический оркестр Радио (в 1949-56 под рук. Г. Абендрота. Затем под рук. Г. Пфлюгера и Г. Кегеля), Томанерхор (во главе хора и школы - Г. Рамин, К. Томас, Р. Мауэрсбергер). В Л. Св. 100 любит. Коллективов, в т. Ч. Певч. Академия, Лейпцигский мужской хор, университетский хор, симф. Оркестр Об-ва германо-сов. Дружбы. Имеются Высшая муз. Школа (создана на основе консерватории) и Школа нар. Музыки, неск. Средних муз. Уч. Заведений. Продолжают работу Ин-т музыковедения, восстановлен Музей муз. Инструментов, действует крупнейшее муз.

Изд-во "Нар. Предприятие Брейткопф и Хертель" (осн. В 1795).Литература. Dцrffel A., Geschichte der Gewandhaus conzerte zu Leipzig, Lpz., 1884. Kneschke E., Das Kцnigliche Conservatorium der Musik zu Leipzig. 1843-1893, Lpz. - N. Y., (1893). Его же, Hundertundfьnfzigjдhrige Geschichte der Leipziger Gewandhaus-Concerte. (1743-1893), Lpz. - N. Y., (1893). Langer P., Chronik der Leipziger Singakademie 1802-1902, Lpz., 1902. Wustmann R., Musikgeschichte Leipzigs, Bd 1, bis zur Mitte des 17. Jahrhundert, Lpz. - В., 1909, 1926. Bd 2 (von 1650 bis 1723) und Bd 3, Das Zeitalter J. S. Bachs u. J. A. Hillers (von 1723 bis 1800) von A. Schering, Lpz., 1926-41. Schmidt G. Fr., Die дlteste deutsche Oper in Leipzig, Mьnch., 1918. Bennemann P., Musik und Musiker in alten Leipzig, Lpz., 1920.

Hennenberg F., Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1962. Его же Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1968.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Лейбовиц Р.

(Leibowitz) Рене (17 II 1913, Варшава - 28 VIII 1972, Париж) - франц. Композитор, дирижёр и музыковед. С 1926 жил в Париже. Композицию изучал под рук. А. Веберна в Вене (1931-32). Инструментовке учился у М. Равеля, дирижированию - у П. Монтё в Париже (1934). Как дирижёр дебютировал в 1937. Музыка Л., последователя А. Шёнберга, основана на принципах додекафонной техники (см. Додекафония). В 1947 организовал Международный фестиваль совр. Камерной музыки в Париже, на котором исполнялись соч. Молоды..

Лейнус К.

Карл (1889, ныне район с. Вана-Антсла - 19 II 1968, Таллин) - сов. Хор. Дирижёр. Нар. Арт. Эст. ССР (1955). Окончил пед. Уч-ще в Риге, позже посещал курсы хор. Дирижёров в Вильнюсе. Работал хор. Дирижёром в Херсоне, Москве и Петербурге. В 1919 основал в Таллине хор "Дети песни" ("Лаумуласпед"), получивший широкую известность. В 20-х гг. Отделения хора были открыты во мн. Городах Эстонии. В 1929 Л. Основал смешанный хор железнодорожников "Руудам", ставший одним из лучших любительских коллективов ..

Лейпцигская школа

Направление в нем. Музыке, возникшее в сер. 19 в. В тесной связи с деятельностью Лейпцигской консерватории. К Л. Ш. Принадлежали в основном педагоги консерватории, группировавшиеся вокруг основателя Лейпцигской консерватории Ф. Мендельсона. И. Мошелес, Н. Гаде, М. Гауптман, Ф. Давид, отчасти Р. Шуман. Восприняв новые романтич. Веяния, Л. Ш., однако, отвергала наиболее смелые и радикальные проявления романтич. Новаторства, принципы и характер творч. Деятельности её представителей сложились в русл..

Лейпцигский оркестр Гевандхауза

См. Гевандхауз.. ..

Дополнительный поиск Лейпциг Лейпциг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лейпциг" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейпциг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа