Менуэт

167

(франц. Menuet, от menu - маленький, мелкий. Menu pas - маленький шаг) - старинный франц. Нар. Танец. Произошёл от нар. Хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. В Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. Сочиняли мн. Композиторы (первый из них - Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. В оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. Форма М. Первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М.

(в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному. Отсюда название трио). После 2-го повторялся 1-й. Такой М. Вошёл в сонатно-симфонич. Цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. Циклах - в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя ("Самсон"), М. Служил заключит. Частью. У Гайдна обрёл юмористич. Окраску, сближаясь по характеру с нар. Танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. Занимает скерцо. М. Вводился композиторами-классиками и в произв. Камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. Характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен).

В нек-рых фп. Сонатах Гайдна заключит. Части построены как М. (в темпе и характере М.).У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. Частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. Как инстр. Форма используется редко, встречается в "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте". У Б. Бартока, А. Шёнберга и др.У рус. Композиторов отдельные образцы М. - у Чайковского в сюите "Моцартиана", а также в фп. Пьесах ор. 51. В романсе Танеева "Менуэт". Среди произв. Сов. Композиторов - у Прокофьева в фп. Цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).Литература. Reсоur L. G., Feuillеt R. A., Recueil de danses, P., 1704. Rameau P., Le Maоtre а danser, P., 1725. Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933.С.

П. Панкратов..

Значения в других словарях
Ментер

(Menter) - нем. Музыканты, отец и дочь. Йозеф M. (23 I 1808, Дёйтенкофен, бл. Г. Ландсхут, Бавария - 18 IV 1856, Мюнхен) - виолончелист. Ученик Ф. Моральта (Мюнхен). С 1829 работал в придв. Капелле в Хехингене, с 1833 - в придв. Оркестре в Мюнхене. Блестящий виртуоз, концертировал во мн. Европ. Странах. Софи (Софья Осиповна) М. (29 VII 1846, Мюнхен - 23 II 1918, там же) - пианистка, композитор и педагог. Училась в Мюнхене у Ю. Леонарда и Ф. Листа. В детстве проявила себя как талантливая пианистк..

Менухин И.

(Menuhin) Иегуди (р. 22 IV 1916, Нью-Йорк) - амер. Скрипач и муз.-обществ. Деятель. Учился игре на скрипке с 4-летнего возраста у З. Анкера, затем у Л. Персингера в Сан-Франциско. Выступает с 7 лет с крупнейшими оркестрами. Совершенствовался в Швейцарии у Ад. Буша, в Румынии и Франции у Дж. Энеску, к-рого считает своим учителем в искусстве интерпретации. Выступлением в 1927 в Париже началась его выдающаяся артистич. Карьера. М. - один из крупнейших совр. Скрипачей. Высокий дар интерпретации, глу..

Менцинский М. Е.

Модест Емельянович (28 IV 1876, с. Новосёлки, ныне Польша - 11 XII 1935, Стокгольм) - укр. Певец (драм. Тенор). Пению учился во Львове у В.Высоцкого. Совершенствовался у Ю. Штокхаузена во Франкфурте-на-Майне, где в 1900 дебютировал на оперной сцене. Выступал в Стокгольме, Берлине, Вене, Мюнхене, Байрёйте, Лондоне, часто во Львове. В 1910-26 солист оперного т-ра в Кёльне (Германия), с 1926 в Стокгольме. С особым успехом М. Исполнял партии вагнеровского репертуара, в т.ч. Лоэнгрин. Зигфрид ("Зигфр..

Меньшикова А. Г.

(по мужу Меньшова) Александра Григорьевна (1846 (1840?), Украина - 12(25) X 1902, Петербург) - рус. Певица (сопрано). Пению обучалась у Ф. Риччи в Петербурге, затем у П. Вартеля в Париже. С 1867 пела в Большом, в 1869-80 Мариинском т-рах (в 1875-76 выступала в собственной оперной антрепризе в Одессе, Харькове, Киеве). Была первой исполнительницей партии Марьи Власьевны в "Воеводе" Чайковского (1869, Большой т-р). Среди партий. Наташа, Антонида, Людмила, Галька. Леонора ("Трубадур"), Донна Анна (..

Дополнительный поиск Менуэт Менуэт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Менуэт" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Менуэт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа