Музыка

113

(греч. Moysikn, от mousa - муза) - вид иск-ва, к-рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты, см. Звук музыкальный). Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, М. Служит средством общения людей и воздействия на их психику. Возможность этого вытекает из физически и биологически обусловленной связи звуко-проявлений человека (как и мн. Др. Живых существ) с его психич. Жизнью (особенно эмоциональной) и из активности звука как раздражителя и сигнала к действию. В ряде отношений М. Аналогична речи, точнее - речевой интонации, где внутр. Состояние человека и его эмоциональное отношение к миру выражаются с помощью изменений высоты и др.

Характеристик звучания голоса при высказывании. Эта аналогичность позволяет говорить об интонационной природе М. (см. Интонация). Вместе с тем М. Существенно отличается от речи, прежде всего качествами, присущими ей как иск-ву. В их числе. Опосредованность отражения действительности, необязательность утилитарных функций, важнейшая роль эстетич. Функции, художеств. Ценность как содержания, так и формы (индивидуальный характер образов и их воплощения, проявление творч. Начала, общехудожеств. И специфически музыкальной талантливости автора или исполнителя и т.п.). В сравнении с универсальным средством звукового общения людей - речью, специфика М. Проявляется также в невозможности однозначно выразить конкретные понятия, в строгой упорядоченности высотных и временных (ритмических) отношений звуков (благодаря фиксированности высоты и длительности каждого из них), что намного увеличивает её эмоциональную и эстетич.

Выразительность.Будучи "искусством интонируемого смысла" (Б. В. Асафьев), М. Реально существует и функционирует в обществе только в живом звучании, в исполнении. В ряду искусств М. Примыкает, во-первых, к неизобразительным (лирич. Поэзия, архитектура и др.), т.е. Таким, для к-рых не обязательно воспроизведение материальной структуры конкретных предметов, и, во-вторых, к временным (танец, литература, театр, кино), т.е. Таким, к-рые развёртываются во времени, и, в-третьих, к исполнительским (те же танец, театр, кино), т.е. Требующим посредников между творчеством и восприятием. При этом и содержание и форма М. Специфичны по отношению к др. Видам иск-ва.Содержание М. Составляют художеств.-интонационные образы, т.е. Запечатлённые в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетич.

Оценки объективной реальности в сознании музыканта (композитора, исполнителя).Главенствующую роль в содержании М. Играют "художеств. Эмоции" - отобранные в соответствии с возможностями и целями иск-ва, очищенные от случайных моментов и осмысленные эмоциональные состояния и процессы. Их ведущее место в муз. Содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой М., позволяющей ей, с одной стороны, опереться на многотысячелетний опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. Членам общества прежде всего и гл. Обр. Посредством именно звуков, и с другой - адекватно выразить переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамич. Нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.Из разл.

Видов эмоций М. Более всего свойственно воплощать настроения - эмоциональные состояния человека, не направленные, в отличие от чувств, на какой-либо определ. Предмет (хотя и вызванные объективными причинами). Веселье, грусть, бодрость, уныние, нежность, уверенность, тревогу и т.п. Широко отражает М. Также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Задумчивость, решительность, энергичность, инертность, порывистость, сдержанность, упорство, безволие, серьёзность, легкомыслие и т.п. Это позволяет М. Раскрывать не только психологич. Состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и "заразительном" выражении эмоций М.

Не знает себе равных. Именно на этой её способности основано широко распространённое определение её как "языка души" (А. Н. Серов).В муз. Содержание входят также "художеств. Мысли", отобранные, подобно эмоциям, и тесно связанные с последними, "прочувствованные". При этом собственными средствами, без помощи слов и др. Внемуз. Факторов, М. Может выразить отнюдь не все виды мыслей. Ей не свойственны легко доступные выражению в словах предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако М. Вполне доступны такие мысли-обобщения, к-рые выражаются в понятиях, относящихся к динамич. Стороне социальных и психич.

Явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека и общества. В чисто инстр. Произведениях великих композиторов разных эпох глубоко и ярко воплотились их представления о гармоничности или дисгармоничности мира, устойчивости или неустойчивости социальных отношений в данном обществе, цельности или разорванности обществ. И личного сознания, могуществе или бессилии человека и т.п. Огромную роль в воплощении отвлечённых мыслей-обобщений играет музыкальная драматургия, т.е. Сопоставление, столкновение и развитие музыкальных образов. Наибольшие возможности для выражения значительных обобщающих идей собственно муз. Средствами даёт симфонизм как диалектич. Развитие системы образов, приводящее к становлению нового качества.Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто обращаются к синтезу М.

Со словом как носителем конкретного понятийного содержания (вок. И программная инстр. М., см. Программная музыка), а также со сценич. Действием. Благодаря синтезу со словом, действием и др. Внемузыкальными факторами возможности М. Расширяются. В ней формируются новые типы муз. Образов, к-рые устойчиво связываются в обществ. Сознании с понятиями и идеями, выраженными др. Компонентами синтеза, а затем переходят в "чистую" М. Как носители тех же понятий и идей. Кроме того, композиторы используют звуковые символы (условные знаки), возникшие в обществ. Практике (разного рода сигналы и т.п. Сюда же относятся бытующие в определ. Обществ. Среде и получившие в ней устойчивый однозначный смысл напевы или наигрыши, ставшие "муз. Эмблемами" каких-либо понятий), пли же создают собственные, новые "муз.

Знаки". В итоге в содержание М. Входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.Сравнительно ограниченное место в М. Занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, воплощаемые в муз. Изображениях, т.е. В звучаниях, к-рые воспроизводят чувственные признаки этих явлений (см. Звукопись). Малая роль изобразительности в М. Объективно обусловлена гораздо меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. Всё же в М. Нередко встречаются и зарисовки природы, и "портреты" разл. Людей, и картины или "сцены" из жизни разл. Слоёв общества той или иной страны и эпохи. В них представлено как более или менее прямое (хотя и неизбежно подчинённое муз.

Логике) изображение (воспроизведение) звучаний природы (шум ветра и воды, пение птиц и т.п.), человека (интонации речи и т.п.) и общества (немузыкальные звучания и бытовые муз. Жанры, являющиеся частью практич. Жизни), так и воссоздание видимых и прочих конкретно-чувственных признаков предметов с помощью ассоциаций (пение птиц - картина леса), аналогий (широкий ход в мелодии - представление о просторе) и синэстезий - связей между слуховыми ощущениями и зрительными, осязательными, ощущениями веса и т.п. (высокие звуки - светлые, острые, лёгкие, тонкие. Низкие - тёмные, тупые, тяжёлые, толстые). Пространственные представления, обусловленные наличием ассоциаций, аналогий и синэстезий, обязательно сопровождают восприятие М., однако далеко не всегда означают присутствие в данном произв.

Изображений как целостных наглядных образов конкретных предметов. Если же изображения и имеются в муз. Произв., то, как правило, служат лишь дополнительным средством раскрытия идейно-эмоционального содержания, т.е. Мыслей и настроений людей, их характеров и устремлений, их идеалов и оценок действительности. Т. О., специфич. Предмет муз. Отражения - это отношение (гл. Обр. Эмоциональное) человека и общества к миру, взятое в его динамике.Содержание М. (в классовом обществе) представляет собой единство индивидуального, классового и общечеловеческого. М. Всегда выражает не только личное отношение автора к действительности, его внутр. Мир, но и нек-рые важнейшие, типич. Черты идеологии и, особенно, психологии той или иной социальной группы, в т.ч.

Её строй чувств, общий "психологич. Тонус", присущий ей темп жизни и внутр. Ритм. Вместе с тем она нередко передаёт эмоциональный колорит, темп, ритм эпохи в целом, мысли и эмоции, близкие не одному, а неск. Классам (напр., идеи демократич. Преобразования общества, нац. Освобождения и т.п.) или даже всем людям (напр., настроения, пробуждаемые природой, любовь и др. Лирич. Переживания), воплощает высокие общечеловеческие идеалы. Однако, поскольку всеобщее в идейно-эмоциональном мире человека не оторвано от его общественного бытия, то и общечеловеческое в М. Неизбежно получает социальную направленность.Правдивое и притом типизированное, т.е. Соединяющее в себе обобщение с социально-историч., нац. И индивидуально-психологич.

Конкретностью, отражение настроений и характеров людей как членов определ. Общества служит проявлением реализма в музыке. Полное же отсутствие в произв. Идейно-эмоционального содержания (включая психич. Мир человека), бессодержательная "игра" звучаниями или превращение их лишь в средство физиологич. Воздействия на слушателей выводят такую "звуковую конструкцию" за пределы М. Как иск-ва.М. Доступно содержание разл. Рода. Эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы, наиболее близка ей лирика, предусматривающая преобладание "самовыражения" над изображением внешнего мира, психологических "автопортретов" над характеристиками др. Людей. В содержании М. В целом господствуют положительные образы, отвечающие этическому и эстетическому идеалу автора.

Хотя уже давно - и особенно широко с эпохи романтизма - в М. Вошли также отрицательные образы (а с ними - ирония, карикатура, гротеск), всё же и после этого ведущей тенденцией муз. Содержания осталось тяготение к утверждению, "воспеванию", а не к отрицанию, обличению. Подобная органич. Склонность М. К раскрытию и подчёркиванию лучшего в человеке усиливает её значение как выразителя гуманистич. Начала и носителя нравственно-воспитательной функции.Материальным воплощением содержания М., способом его существования служит муз. Форма - система муз. Звучаний, в к-рой реализуются мысли, эмоции и образные представления композитора (см. Форма музыкальная). Муз. Форма вторична по отношению к содержанию и в целом подчинена ему.

В то же время она обладает относит. Самостоятельностью, к-рая тем более велика, что М., как и все неизобразительные виды иск-ва, очень ограничена в использовании форм реальных жизненных явлений и поэтому неизбежно рождает в широких масштабах собственные формы, не повторяющие природных. Эти особые формы, создаваемые для выражения специфич. Муз. Содержания, в свою очередь активно воздействуют на него, "формируют" его. Для музыкальной (как и всякой художеств.) формы характерна тенденция к устойчивости, стабильности, повторяемости структур и отдельных элементов, что вступает в известное противоречие с изменчивостью, подвижностью, неповторимостью муз. Содержания. Это диалектич. Противоречие в рамках взаимосвязи и единства разрешается каждый раз по-своему в процессе создания конкретного муз.

Произв., когда, с одной стороны, индивидуализируется и обновляется традиционная форма под влиянием нового содержания, а с другой, типизируется содержание и в нём выявляются и кристаллизуются моменты, отвечающие устойчивым чертам используемой формы.Соотношение в муз. Творчестве и исполнительстве между устойчивым и изменяющимся различно в муз. Культурах разных типов. В М. Устной традиции (фольклор всех стран, проф. М. Востока и др.) сохраняется изначально присущий нар. Иск-ву принцип импровизационности (каждый раз на основе определ. Стилевых норм), форма остаётся разомкнутой, "открытой". В то же время типические структуры нар. Музыки мн. Народов являются более устойчивыми, чем структуры музыки профессиональной (см. Народная музыка).

В М. Письменной традиции (европейской) каждое произв. Имеет замкнутую, более или менее стабильную форму, хотя и здесь в нек-рых стилях предусмотрены элементы импровизационности (см. Импровизация).Кроме материального закрепления содержания, форма в М. Выполняет и функцию его передачи, "сообщения" обществу. Эта коммуникативная функция также определяет нек-рые существенные стороны муз. Формы, и прежде всего - соответствие общим закономерностям слушательского восприятия и (в определённых границах) его типу и возможностям в данную эпоху.Даже взятые в отдельности муз. Звучания обладают уже первичными выразит. Возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологич. Ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, а также синэстетич.

Ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света и т.д.) и простейшие пространственные ассоциации. Эти возможности так или иначе используются в любом муз. Произв., однако обычно лишь как побочные по отношению к тем ресурсам психологич. И эстетич. Воздействия, к-рые заключены в более глубоких слоях музыкальной формы, где звучания выступают уже как элементы целостных организованных структур.Сохраняя нек-рое подобие звукам реальной жизни, муз. Звучания в то же время принципиально отличаются от них тем, что входят в исторически сложившиеся системы, выработанные муз. Практикой данного общества (см. Звуковая система). Каждая муз. Звуковая система (трихордная, тетрахордная, пентатоника, диатоника, двенадцатизвучная равномерно- темперированная система и т.д.) даёт предпосылки для возникновения тех или иных стабильных, допускающих многократное воспроизведение сочетаний тонов по горизонтали и вертикали.

Аналогич. Образом в каждой культуре отбираются и складываются в систему длительности звуков, что даёт возможность формировать устойчивые типы их временных последований.В М. Используются, кроме тонов, также звуки неопредел. Высоты (шумы) или такие, высота к-рых не принимается во внимание. Однако они играют несамостоятельную, побочную роль, поскольку, как показывает опыт, только наличие фиксированной высоты позволяет человеческому сознанию упорядочить звуки, установить соотношения между ними, свести их в систему и образовать из них логически организованные, содержательные и притом достаточно развитые звуковые структуры. Поэтому построения из одних шумов (напр., из звуков "неомузыкаленной" речи или удар. Инструментов без определ.

Высоты) либо относятся к "предмузыке" (в первобытных культурах), либо выходят за рамки муз. Иск-ва в том его понимании, к-рое закрепилось в обществ.-историч. Практике большинства народов в течение мн. Веков.В каждом данном муз. Произведении тоны образуют свою систему горизонтальных последований и (в многоголосии) вертикальных соединений (созвучий), к-рая и составляет его форму (см. Мелодия, Гармония, Полифония). В этой форме следует различать внешнюю (физическую) и внутреннюю ("языковую") стороны. К внешней стороне относятся смена тембров, направление мелодич. Движения и его рисунок (плавный, скачкообразный), динамич. Кривая (изменения громкости, см. Динамика), темп, общий характер ритмики (см. Ритм). Эта сторона муз.

Формы воспринимается аналогично речи на незнакомом языке, к-рая может оказывать на слушателя эмоциональное воздействие (на физиологич. И низшем психич. Уровнях) своим общим звучанием, без понимания её содержания. Внутренняя ("языковая") сторона муз. Формы - это её интонац. Состав, т.е. Входящие в неё осмысленные звукосопряжения (мелодич., гармонич. И ритмич. Обороты), уже освоенные ранее обществ. Сознанием (или сходные с освоенными), потенциальные значения к-рых в общих чертах известны слушателям. Эта сторона муз. Формы воспринимается аналогично речи на знакомом языке, воздействующей не только своим звучанием, но и смыслом.М. Каждой нации в каждую эпоху характеризуется определ. Комплексом устойчивых типов звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами (нормами) их употребления.

Такой комплекс можно назвать (метафорически) муз. "языком" этой нации и эпохи. В отличие от вербального (словесного) языка, он лишён нек-рых существ. Признаков знаковой системы, т. К., во-первых, его элементами являются не конкретные устойчивые образования (знаки), а лишь типы звукосочетаний, во-вторых, каждый из этих элементов обладает не одним определ. Значением, а множеством потенциальных значений, поле к-рых не имеет точно установленных границ, в-третьих, форма каждого элемента неотделима от его значений, она не может быть ни заменена другой, ни существенно изменена без того, чтобы не изменилось значение. Поэтому в М. Невозможен перевод с одного муз. Языка на другой.Поле потенциальных значений любого муз.-языкового элемента зависит, с одной стороны, от его физич.

(акустич.) свойств, а с другой - от опыта его употребления в муз.-обществ. Практике и связей его, в результате этого опыта, с др. Явлениями. Таковы внемуз. Ассоциации (со звучаниями речи, природы и т.п., а через них с соответств. Образами людей и природных явлений) и внутримузыкальные, к-рые, в свою очередь, подразделяются на внетекстовые ассоциации (с др. Муз. Произведениями) и внутритекстовые (возникают в пределах данного произв. На основе разного рода интонац. Связей, тематич. Подобий и др.). В формировании семантич. Возможностей разл. Элементов муз. Языка огромную роль играет опыт их многократного использования в бытовой М., а также в М. Со словом и сценич. Действием, где складываются их прочные связи с жизненными ситуациями и с теми элементами содержания, к-рые воплощены внемуз.

Средствами.К повторяющимся элементам муз. Формы, семантич. Возможности к-рых зависят от традиций их употребления в муз.-обществ. Практике, принадлежат не только типы интонаций (муз. "слова"), но и такие единства муз.-выразит. Средств, какими являются жанры (маршевые, танцевальные, песенные и т.д., см. Жанр музыкальный). Потенц. Значения каждого жанра во многом обусловлены его первичными бытовыми функциями, т.е. Его местом в жизненной практике.Композитор может использовать в своих произв. Как общие закономерности муз. "языка" нации и эпохи, так и его конкретные элементы. При этом нек-рые элементы переходят в пределах данного стиля из произведения в произведение и от одного автора к другому без существ. Изменений (развивающие мелодич.

И гармонич. Обороты, кадансы, ритмич. Формулы бытовых жанров и т.д.). Другие же служат лишь прообразами для создания новых, в каждом случае оригинальных элементов муз. Формы (таковы б. Ч. Начальные обороты тем - их "зёрна", а также кульминационные интонации). При включении любого элемента муз. Языка в произведение поле его значений изменяется. С одной стороны, оно сужается благодаря конкретизирующей роли муз. Контекста, а также слов или сценич. Действия (в синтетич. Жанрах), с другой же стороны - расширяется благодаря возникновению внутритекстовых связей. Используя элементы и правила существующих муз. Языков, видоизменяя их, создавая новые, композитор тем самым формирует свой индивидуальный, в чём-то неповторимый муз. Язык, необходимый ему для воплощения собственного оригинального содержания.Муз.

Языки разл. Эпох, наций, композиторов необычайно разнообразны, но всем им присущи и нек-рые общие принципы организации тонов - высотной и временной. В подавляющем большинстве муз. Культур и стилей высотные отношения тонов организованы на основе лада, а временные - на основе метра. Лад и метр служат одновременно и обобщениями всей предшествующей интонационно-ритмич. Практики и регуляторами дальнейшего творчества, к-рые направляют по определённому руслу поток звукосопряжений, рождаемых сознанием композитора. Связное и содержательное развёртывание (в одноголосии) высотных и временных отношений муз. Звуков на основе лада и метра образует мелодию, к-рая является важнейшим из выразит. Средств М., её душой.Объединяя в себе осн.

Предпосылки муз. Выразительности (интонационность, высотная, ритмич. И синтаксич. Организованность), мелодия реализует их в концентрированном и индивидуализированном виде. Рельефность и оригинальность мелодич. Материала служат существенными критериями ценности муз. Произведения, значительно способствуют его восприятию и запоминанию.В каждом данном муз. Произведении из отдельных элементов его формы складывается в процессе их объединения и соподчинения общая структура, состоящая из совокупности частных структур. К последним относятся структуры мелодическая, ритмическая, ладо-гармоническая, фактурная, тембровая, динамическая, темповая и др. Особое значение имеет тематич. Структура, элементами к-рой служат муз. Темы вместе с разл.

Видами и стадиями их изменения и развития. В большинстве муз. Стилей именно темы являются главными материальными носителями муз. Образов, и, следовательно, тематич. Структура муз. Формы в значит. Степени служит внешним выявлением образной структуры содержания. Та и другая, сливаясь, составляют образно-тематич. Структуру произведения.Все частные структуры муз. Формы связываются воедино и координируются синтаксич. Структурой (объединяющей мотивы, фразы, предложения, периоды) и композиционной (объединяющей партии, разделы, части и т.д.). Последние две структуры образуют муз. Форму в узком смысле слова (иначе - композицию муз. Произведения). В силу особенно большой относительной самостоятельности формы в М. Как неизобразительном виде иск-ва, в ней сложились устойчивые, сравнительно долговечные виды композиционных структур - типовые муз.

Формы (в узком смысле слова), способные воплощать весьма широкий круг образов. Таковы существующие в европ. М. Уже в течение неск. Столетий двухчастная и трёхчастная формы, вариации, рондо, сонатное allegro, фуга и др. Есть свои типовые формы и в муз. Культурах Востока. Каждая из них обобщённо отражает характерные, наиболее распространённые виды движения в природе, обществе и человеческом сознании (становление явлений, их повторение, изменение, развитие, сопоставление, столкновение и т.п.). Этим определяется её потенциальный смысл, к-рый по-разному конкретизируется в тех или иных произведениях. Типовая схема всякий раз реализуется по-новому, превращаясь в неповторимую композицию данного произведения.Как и содержание, муз.

Форма развёртывается во времени, являясь процессом. Каждый элемент каждой структуры играет свою роль в этом процессе, выполняет определ. Функцию. Функции элемента в муз. Форме могут быть множественными (полифункциональность) и меняющимися (переменность функций). Элементы в соответств. Структурах (как и тоны - в элементах) соединяются и функционируют на основе муз. Логики, представляющей собой специфич. Преломление общих закономерностей человеч. Деятельности. В каждом муз. Стиле (см. Стиль музыкальный) формируется своя разновидность муз. Логики, отражающая и обобщающая творческую практику данной эпохи, нац. Школы, какого-либо из её течений или отдельного автора.И содержание М., и её форма постепенно развиваются. Их внутр. Возможности всё более полно раскрываются и постепенно обогащаются под воздействием внешних факторов и прежде всего - сдвигов в социальной жизни.

В М. Непрерывно входят новые темы, образы, идеи, эмоции, которые порождают и новые формы. Вместе с тем отмирают устаревшие элементы содержания и формы. Однако всё ценное, созданное в М., остаётся жить в виде произведений, составляющих классич. Наследие, и в качестве творч. Традиций, перенимаемых в последующие эпохи.Музыкальная деятельность человека подразделяется на три основные разновидности. Творчество (см. Композиция), исполнительство (см. Исполнение музыкальное) и восприятие (см. Психология музыкальная). Им соответствуют три этапа существования муз. Произведения. Создание, воспроизведение, слушание. На каждом этапе содержание и форма произведения предстают в особом виде. На этапе создания, когда в сознании композитора одноврем.

Вырабатываются авторское содержание (идеальное) и авторская форма (материальная), содержание существует в актуальном виде, а форма - лишь в потенциальном. Когда же произведение реализуется в исполнении (в письменных муз. Культурах этому обычно предшествует условная кодировка муз. Формы в виде нотной записи, см. Нотное письмо), то форма актуализируется, переходит в звучащее состояние. При этом и содержание и форма несколько изменяются, преобразуются исполнителем в соответствии с его мировоззрением, эстетич. Идеалами, личным опытом, темпераментом и т.д. В этом проявляются его индивидуальное восприятие и истолкование произведения. Возникают исполнительские варианты содержания и формы. Наконец, слушатели пропускают воспринятое произв.

Сквозь призму своих взглядов, вкусов, жизненного и муз. Опыта и благодаря этому вновь несколько преобразуют его. Рождаются слушательские варианты содержания и формы, производные от исполнительских, а через них - от авторского содержания и авторской формы. Т. О., на всех этапах муз. Деятельность носит творч. Характер, хотя и в разной степени. Автор создаёт М., исполнитель активно воссоздаёт и пересоздаёт её, слушатель же более или менее активно воспринимает.Восприятие М. - сложный многоуровневый процесс, включающий физич. Слышание М., её понимание, переживание и оценку. Физич. Слышание - это непосредственно-чувственное восприятие внешней (звуковой) стороны муз. Формы, сопровождаемое физиологич. Воздействием. Понимание и переживание - это восприятие значений муз.

Формы, т.е. Содержания М., через осмысление её структур. Условием восприятия на этом уровне служит предварительное знакомство (хотя бы в общем виде) с соответств. Муз. Языком и усвоение логики муз. Мышления, присущей данному стилю, что позволяет слушателю не только сопоставлять каждый момент развёртывания муз. Формы с предшествующими, но и предвидеть ("предслышать") направление дальнейшего движения. На этом уровне осуществляется идейное и эмоциональное воздействие М. На слушателя.Дополнительными стадиями восприятия муз. Произведения, выходящими по времени за пределы его реального звучания, являются, с одной стороны, формирование у слушателя установки на восприятие (на основе обстоятельств предстоящего слушания, предварительного знания жанра произведения, имени его автора и т.п.), а с другой - последующее осмысление услышанного, его воспроизведение в памяти ("послеслышание") или в собств.

Исполнении (напр., путём напевания хотя бы отдельных фрагментов и голосов) и итоговая оценка (тогда как предварит. Оценка формируется уже во время звучания М.).Способность слушателя осмысленно воспринять (понять и пережить) то или иное муз. Произведение, содержание его восприятия и оценка зависят как от объекта (произведение), так и от субъекта (слушатель), точнее, от соотношения между духовными потребностями и интересами, эстетич. Идеалами, степенью художеств. Развития, муз. Опытом слушателя и внутр. Качествами произведения. В свою очередь, потребности и др. Параметры слушателя сформированы социальной средой, а его личный муз. Опыт есть часть общественного. Поэтому восприятие М. Так же обусловлено социально, как и творчество или исполнительство (что не исключает определённого значения врождённых способностей и индивидуальных психологич.

Свойств для всех видов муз. Деятельности). В частности, социальные факторы играют ведущую роль в образовании как индивидуальных, так и массовых истолкований (интерпретаций) и оценок муз. Произведений. Эти истолкования и оценки исторически изменчивы, в них отражаются различия в объективном значении и ценности одного и того же произведения для разных эпох и социальных групп (в зависимости от его соответствия объективным требованиям времени и потребностям общества).Три осн. Вида муз. Деятельности тесно связаны между собой, образуя единую цепь. Каждое её последующее звено получает материал от предыдущего и испытывает его воздействие. Существует между ними и обратная связь. Исполнительство стимулирует (но, в известной мере, и ограничивает) творчество своими потребностями и возможностями.

Обществ. Восприятие прямо влияет на исполнительство (через реакции публики при её непосредственном, живом контакте с исполнителем и др. Путями) и косвенно на творчество (поскольку композитор вольно или невольно ориентируется на тот или иной тип муз. Восприятия и опирается на музыкальный язык, сложившийся в определённом обществе).Вместе с такими видами деятельности, как распространение и пропаганда М. С помощью разл. Средств информации, науч. Исследование М. (см. Музыковедение, Этнография музыкальная, Эстетика музыкальная), критика (см. Критика музыкальная), подготовка кадров, организационное руководство и т.д., и соответствующими им учреждениями, субъектами этой деятельности и порождёнными ею ценностями, творчество, исполнительство и восприятие образуют систему - муз.

Культуру общества. В развитой муз. Культуре творчество представлено многими пересекающимися разновидностями, к-рые могут быть дифференцированы по разл. Признакам. 1) По типу содержания. М. Лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т.д. В ином аспекте - серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполнительскому назначению. Вокальная музыка и инструментальная музыка. В ином аспекте - сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным дальнейшим уточнением составов. Напр., для симф. Оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т.д.). 3) По синтезу с др. Видами искусства и со словом. М. Театральная (см. Театральная музыка), хореографическая (см. Танцевальная музыка), программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.

М. Вне синтеза - вокализы (пение без слов) и "чистая" инструментальная (без программы). 4) По жизненным функциям. Прикладная М. (с последующей дифференциацией на производственную музыку, военную музыку, сигнальную музыку, развлекательную музыку и т.п.) и неприкладная. 5) По условиям звучания. М. Для слушания в спец. Обстановке, где слушатели отделены от исполнителей ("преподносимая" M., по Г. Бесселеру), и М. Для массового исполнения и слушания в обычной жизненной обстановке ("обиходная" М.). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая - на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из этих четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть дифференцирована далее. Зрелищная - на М. Для муз. Театра, драм. Театра и кино (см.

Киномузыка), концертная - на симфоническую музыку, камерную музыку и эстр. Музыку, массово-бытовая - на М. Для пения и для движения, обрядовая - на М. Обрядов культовых (см. Церковная музыка) и светских. Наконец, внутри обеих областей массово-бытовой М. По тому же признаку, в соединении с жизненной функцией, выделяются жанры песенные (гимн, колыбельная, серенада, баркарола и т.д.), танцевальные (гопак, вальс, полонез и т.д.) и маршевые (строевой марш, похоронный и т.д.). 6) По типу композиции и муз. Языка (вместе с исполнительскими средствами). Различные одночастные или циклич. Жанры внутри разновидностей (жанровых групп), выделенных по условиям звучания. Напр., среди зрелищной М. - опера, балет, оперетта и т, д., среди концертной - оратория, кантата, романс, симфония, сюита, увертюра, поэма, инстр.

Концерт, сольная соната, трио, квартет и т.д., среди обрядовой - песнопение, хорал, месса, реквием и т.д. В свою очередь, внутри указанных жанров могут быть выделены по тем же признакам, но на др. Уровне более дробные жанровые единицы. Напр., ария, ансамбль, хор в опере, оперетте, оратории и кантате, adagio и сольная вариация в балете, andante и скерцо в симфонии, сонате, камерно-инстр. Ансамбле и т.д. В силу своей связи с такими устойчивыми внемузы-кальными и внутримузыкальными факторами, как жизненная функция, обстоятельства исполнения и тип структуры, жанры (и жанровые группы) также обладают большой устойчивостью, долговечностью, сохраняясь порой на протяжении неск. Эпох. При этом за каждым из них закрепляются определённая сфера содержания и нек-рые особенности муз.

Формы. Однако с изменением общей историч. Обстановки и условий функционирования М. В обществе эволюционируют и жанры. Одни из них преобразуются, другие исчезают, уступая место новым. (В частности, в 20 в. Формированию новых жанров способствует развитие радио, кино, телевидения и др. Технич. Средств распространения М.) В итоге каждая эпоха и нац. Муз. Культура характеризуются своим "жанровым фондом". 7) По стилям (историческим, национальным, групповым, индивидуальным). Как и жанр, стиль является обобщающим понятием, охватывающим большое число муз. Явлений, сходных в нек-рых отношениях (гл. Обр. По воплощённому в них типу муз. Мышления). Вместе с тем стили, как правило, гораздо подвижнее, изменчивее жанров. Если в категории жанра отражается общность муз.

Произведений одного типа, относящихся к разным стилям и эпохам, то в категории стиля - общность произведений разных жанров, относящихся к одной эпохе. Иными словами, жанр даёт обобщение муз.-историч. Процесса в последовательности, диахронии, а стиль - в одновременности, синхронии.Исполнительство, подобно творчеству, подразделяется на вокальное и инструментальное и, далее, по инструментам и по составам ансамблей или оркестров. По жанровым группам (муз.-театральное, концертное и т.д.), иногда также по подгруппам (симфоническое, камерное, эстрадное) и по отд. Жанрам (оперное, балетное, песенное и т.д.). По стилям.Восприятие подразделяется на разновидности по степени сосредоточенности ("самовосприятие" - включённое в собственное исполнение.

"концентрированное" восприятие - целиком сосредоточенное на воспринимаемой М. И не сопровождаемое др. Деятельностью. "сопутствующее" - сопровождаемое к.-л. Деятельностью). По ориентации слушателя на тот или иной тип содержания М. (на серьёзную М. Или лёгкую), на определённую жанровую группу или даже отд. Жанр (напр., на песню), на определённый стиль. По способности понять и адекватно оценить М. Данного жанра и стиля (квалифицированное, любительское, некомпетентное). В соответствии с этим происходит разделение слушателей на слои и группы, обусловленное, в конечном счёте, социальными факторами. Муз. Воспитание в определённой обществ. Среде, усвоение её запросов и вкусов, привычные для неё обстоятельства восприятия М. И т.д. (см.

Музыкальное образование, Музыкальное воспитание). Известную роль играет также дифференциация восприятия по психологич. Признакам (аналитичность или синтетичность, преобладание рационального или эмоционального начала, та или иная установка, система ожиданий по отношению к М. И к иск-ву в целом).М. Выполняет важные социальные функции. Отвечая многообразным потребностям об-ва, она соприкасается с разл. Видами человеч. Деятельности - материальной (участие в трудовых процессах и связанных с ними обрядах), познавательной и оценочной (отражение психологии как отд. Людей, так и социальных групп, выражение их идеологии), духовно-преобразовательной (идейное, этическое и эстетич. Воздействие), коммуникативной (общение между людьми).

Особенно велика обществ. Роль М. Как средства духовного воспитания человека, формирования убеждений, нравств. Качеств, эстетич. Вкусов и идеалов, развития эмоцион. Отзывчивости, чуткости, доброты, чувства прекрасного, стимулирования творч. Способностей во всех сферах жизни. Все эти социальные функции М. Образуют систему, к-рая изменяется в зависимости от обществ.-историч. Условий.История музыки. Относительно происхождения М. В 19 в. И нач. 20 в. Были выдвинуты гипотезы, согласно к-рым истоками М. Явились интонации эмоц.

Значения в других словарях
Музическу Ф.

(Musicescu) Флорика (21 V (2 VI) 1887, Яссы - 19 III 1969, Бухарест) - рум. Пианистка и педагог. Засл. Арт. СРР. Дочь комп. Гавриила М. В 1902-06 училась в Ясской консерватории, в 1907-12 совершенствовалась в Лейпцигской консерватории у Р. Тейхмюллера (фп.) и М. Регера (теория музыки). Посещала курсы А. Корто в "Эколь нормаль" (Париж, 1910). Педагогич. Деятельность начала в 1914 в Бухаресте, с 1921 была профессором Бухарестской консерватории (класс фп.). М. - одна из основоположников совр. Рум. ..

Музфонд

См. Музыкальный фонд СССР.. ..

Музыкальная грамота

1) Первонач. Сведения об элементах муз. Языка, изложенные в доступной форме. М. Г. - начальный этап в системе общего и специального муз. Образования. 2) Муз.-теоретич. Курс, связанный в практике уч. Заведений с одноврем. Развитием муз. Слуха. С этой целью объединён с сольфеджио, включающим в себя как теоретич., так и практич. Формы работы. 3) Назв. Пособий по М. Г., содержащих изложение теоретич. Части предмета и примеры из муз. Произв. Для упражнений, способствующих развитию слуховых и интонац...

Музыкальная драма

См. Драма музыкальная.. ..

Дополнительный поиск Музыка Музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа