Мюнхен

98

(Munchen) - город на юге ФРГ, административный центр земли Бавария. 1339 тыс. Жит. (1972). Первые очаги муз. Культуры М. - католич. Церкви, где исполнялись гл. Обр. Григорианские хоралы. Старейшая из них - церковь Санкт-Петер, при к-рой существовал хор мальчиков. С 1253 М. Стал одной из резиденций герцога Баварского, а в 1506 - главным местопребыванием герцогского двора. В придворных празднествах участвовали бродячие актёры, музыканты и певцы, а также придв. Трубачи и барабанщики. В среде горожан большое распространение получили бытовые и историч. Песни. В 14-15 вв. В церквах Санкт-Петер и Санкт-Лоренц (при дворе) были установлены органы работы известных мастеров Л. Поллинга и Э. Шмида. Заметную роль в развитии муз. Жизни сыграла деятельность музыканта и педагога К.

Паумана, работавшего в М. С 1450 (с 1467 придв. Органист) и воспитавшего ряд крупных органистов. С сер. 15 в. Гор. Музыканты участвовали в представлениях на светские и библейские сюжеты, устраивавшиеся ремесленниками-любителями и странствующими актёрами. В кон. 15 в. В городе была создана Школа пения, готовившая певцов для двора и церк. Хоров. Здесь работали педагоги Л. Нонненпек, X. Хесселоэр, У. Фютерер. В 1523-55 в М. Жил известный нем. Комп. Л. Зенфль, к-рый был капельмейстером Баварской придв. Капеллы. Огромное воздействие на муз. Жизнь города оказал Орландо Лассо - с 1556 певец, в 1563-94 рук. Придв. Капеллы. Музыканты капеллы были участниками богослужений, разл. Гос. Церемоний и торжеств. Событий. Во 2-й пол. 16 в. Значительно увеличился её состав, она выезжала в др.

Города Германии. Капелла исполняла произв. Жоскена Депре, А. Вилларта, Г. Изака, К. Моралеса, А. Ван Брюка и др. Ко времени деятельности Орландо Лассо относится также создание "Григорианской семинарии", где педагогами были и придв. Музыканты. Учащиеся семинарии вошли в инструментально-вок. Ансамбль, к-рый исполнял хоры и мадригалы в театр. Представлениях монахов-иезуитов. Музыку для спектаклей писали Орландо Лассо, Г. Викторинус, Й. К. Пец, Р. И. Майр и др. В 1657 в М. Было построено здание первого оперного т-ра (сгорел в 1674), работавшего под рук. Придв. Капельмейстера И. К. Керля, автора опер, ставившихся на сцене т-ра. В кон. 17 - нач. 18 вв. Развитие муз. Культуры М. Тормозилось войнами, в к-рых участвовали баварские герцоги. Осн. Муз. Центрами продолжали оставаться многочисл.

Церкви и монастыри, имевшие собств. Капеллы. В церкви Санкт-Петер работали видные музыканты Й. Кирмайр, С. Ауэр, Й. К. Пец. Известность приобрели руководители хоров и органисты К. Перкхофер, К. Мартинус, А. Хольцнер, комп. Ф. К. А. Мюршхаузер. Во мн. Крупных церквах и монастырях имелись органы, построенные лучшими нем. И итал. Мастерами. В 1746 открылся т-р "Фабербрёй", где во 2-й пол. 18 в. Под рук. Й. Б. Нисера ставились зингшпили Ф. Вейнбергера, Д. Дейхеля и др., способствовавшие утверждению нац. Муз.-сценич. Иск-ва и противостоявшие представлениям при дворе, культивировавшим итал. Оперу. В 1753 было построено здание "Резиденцтеатр" (арх. Ф. Кювилье), предоставленное итал. Труппе. Здесь впервые в М. Были пост. Оперы "Мнимая садовница" (1775) и "Идоменей" (1781) В.

А. Моцарта, произв. К. В. Глюка, Т. Траэтты, придв. Итал. Композиторов Дж. Феррандини, Дж. Порты, А. Бернаскони и др. В 1783-98 большой популярностью пользовались "Любительские концерты" придв. Оркестра под рук. Капельмейстера И. К. Каннабиха (они были доступны и горожанам). В 1799 в "Резиденцтеатр" была поставлена опера нем. Комп. П. Винтера "Разбитый жертвенник". В нач. 19 в., во время наполеоновских войн, интенсивность муз. Жизни города снизилась, однако после превращения Баварии в королевство значение М. Как столицы и культурного центра вновь возросло. В 1-й четв. 19 в. Мюнхенские муз. Деятели вели активную борьбу против засилья итал. Оперы на нем. Сцене. Корол. Т-р "Ам Изартор" (открыт в 1812) и Нац. Т-р (открыт в 1818, 2 тыс. Мест, арх. К. Фишер) в противовес итал.

Труппе А. Чера, приглашённой королём, ставили оперы К. В. Глюка, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Л. Бетховена, мюнхенских комп. П. Й. Линдпайнтнера, И. Н. Пойсля, Ф. Френцля и др. Окончат. Утверждению нац. Оперы в репертуаре т-ров М. Способствовала деятельность комп. Ф. Лахнера (с 1836 придв. Дирижёр, в 1852-65 генерал-мюзик-директор города), к-рый ввёл в репертуар произв. Л. Шпора, Г. Маршнера, А. Лорцинга. Во 2-й пол. 19 в. М. Стал центром распространения музыки Р. Вагнера (в 1864-65 он возглавлял Придв. Т-р), а затем его последователей X. Бюлова, X. Рихтера, П. Корнелиуса, Г. Леви, Ф. Мотля. Во 2-й пол. 60-х гг. Здесь были пост. Оперы "Тристан и Изольда", "Мейстерзингеры", "Золото Рейна", "Валькирия". С 1901 проводились фестивали музыки Вагнера (в здании "Принцрегенттеатр").

На сценах т-ров исполнялись оперы местных композиторов К. Перфаля, М. Ценгера, Й. Рейнбергера, а также таких немецких авторов, как Р. Штраус, Э. Вольф-Феррари, X. Пфицнер, В. Браунфельс. С нач. 20 в. В здании "Резиденцтеатр" периодически устраивались фестивали музыки В. А. Моцарта. В кон. 19 - 1-й четв. 20 вв. В М. Работали выдающиеся немецкие композиторы и дирижёры. Р. Штраус (1886-1889), М. Регер (1901-07, был и педагогом), Ф. Мотль (1903-11), X. Пфицнер (1907-08), Б. Вальтер (1913-1922). Поддерживалась традиция пост. Зингшпилей, водевилей, утвердившихся (с 1865) на сцене "Фолькстеатр ам Гертнерплац" под рук. Дирижёра и комп. Г. Кремпельзетцера. В 1900 этот т-р работал под назв. Королевского. В здании "Касперльтеатр", где функционировала (с 1859) труппа т-ра марионеток, также ставились зингшпили Моцарта, Й.

Гайдна, Ф. Поччи (писал специально для этого т-ра). С нач. 19 в. Активизировалась конц. Жизнь города в связи с основанием (в 1811) Муз. Академии при придв. Капелле. Академия устраивала регулярные муз. Вечера, где исполнялись орк. И хор. Произв. Муз. Академия оставалась монопольной конц. Организацией до кон. 19 в. Важное место в муз. Жизни М. Занимал симф. Оркестр Кайма (организован в 1893), получивший особенную известность, когда в 1898-1903 его гл. Дирижёром был Ф. Вейнгартнер (в 1897-1904 дирижёром концертов рус. Музыки был Н. И. Казанли). Активную деятельность вели мн. Любительские муж. Хор. Об-ва. "Лидеркранц" (осн. В 1826), "Лидертафель" (осн. В 1840), "Бюргерзенгерцунфт" (осн. В 1842) и др. В концертах Муз. Академии участвовали лучшие смешанные хоры - "Ораториальное общество" (осн.

В 1854), "Об-во учителей пения" (осн. В 1878), "Хор. Об-во Поргеса" (осн. В 1886), исполнявшие сложные ораториальные соч. Большое развитие в 19 в. Получило бытовое музицирование, высокого уровня достигло иск-во исполнителей на цитре - распространённом среди жителей М. Нар. Струнном щипковом муз. Инструменте.С 1846 в М. Функционировала Корол. Муз, школа, реорганизованная в 60-е гг. X. Бюловым в муз.-образоват. Учреждение с сильным педагогич. Составом. В 1892 школа была преобразована в Корол. Академию муз. Иск-ва. К нач. 20 в. Академия имела отделения муз. Педагогики, духовной музыки, семинар по домашнему музицированию, классы оперной драматургии, старинных инструментов. Воспитанием певцов занималась одна из старейших в Германии Центр. Певч.

Школа (осн. В 1830), работавшая с 1845 под назв. Городской.В нач. 20 в. К. Дёберайнер и Э. Боденштейн организовали "Об-во старинной музыки" и Баховское об-во, в камерных концертах к-рых исполнялась музыка композиторов эпохи барокко. В период Веймарской республики (1919-33) значение М. Как одного из ведущих муз. Центров Германии ещё более возросло. Нац. Т-р был преобразован в Баварский гос. Т-р, к-рый выдвинулся в число лучших оперных трупп страны. В 1922-38 здесь работал дир. X. Кнаппертсбуш, в репертуар входили произв. Р. Штрауса, X. Пфицнера, К. Орфа, В. Эгка, Р. Хегера, П. Хиндемита и др. (нек-рые из них выступали как дирижёры). Оркестр т-ра регулярно давал концерты, проходившие с 1924 в зале "Одеон". В этом же году оркестр Кайма получил статус государственного и стал работать под назв.

"Мюнхенские филармоники". Высокого художеств. Уровня этот оркестр достиг в 1930-е гг. Под рук. З. Хаузеггера и О. Кабасты. Пропагандируя музыку А. Брукнера, оркестр был главным участником Брукнеровских фестивалей (1924, 1930, 1933). Корол. Академия муз. Иск-ва в 1924 была реорганизована и получила назв. Гос. Высшей муз. Школы. В 1927 основано среднее уч. Заведение - Консерватория Траппа (с 1945 наз. "Гендель-консерватория"), в 1936 - Гос. Школа проф. Музыкантов, предназначенная для пополнения кадров симф. И эстр. Оркестров. Важную роль в развитии музыковедения 1-й трети 20 в. Сыграл А. Зандбергер, возглавлявший (в 1900-30) спец. Кафедру в ун-те.Во время 2-й мировой войны 1939-45 большинство театр. И конц. Помещений М. Было разрушено. После окончания войны в 1945 возобновил деятельность Баварский гос.

Т-р, выступавший в уцелевшем "Принцрегенттеатр", а с 1963 - в восстановленном здании Нац. Т-ра (арх. Г. Граубнер и К. Фишер). Под рук. Дирижёров Д. Шольти, Р. Кемпе, Ф. Фричай, Й. Кейльберта осуществлены пост. Оперной классики, а также произв. К. Орфа, В. Эгка, X. В. Хенце, А. Берга. Камерные оперы идут (с 1958) в реконструированном "Резиденцтеатр", оперетты и мьюзиклы - в "Фолькстеатр ам Гертнерплац". В городе в летние месяцы проводятся оперные, балетные, Баховские, Нем. Муз. Фестивали, в сентябре здесь проходит крупнейший в ФРГ Междунар. Конкурс музыкантов-исполнителей, организуемый Баварским радио. Интенсивную конц. Деятельность ведут оркестры. Гос. Капелла и "Мюнхенские филармоники". Большое значение для пропаганды музыки совр. Композиторов имеют выступления Симф.

Оркестра и хора Баварского радио, Мюнхенского камерного оркестра, Филармонич. Хора. Работают 2 высших уч. Заведения - Гос. Высшая муз. Школа и Консерватория им. Р. Штрауса. Н.-и. Работу ведут. Ин-т музыковедения (осн. В 1947) при ун-те им. Людвига Максимилиана, Об-во муз. Истории Баварии (осн. В 1958). Организуются летние муз. Курсы для молодёжи в замке Вейкерсхейм. Крупнейшие собрания нот и другие муз. Материалы сосредоточены в Баварской гос. Б-ке, Гор. Муз. Б-ке, Театр. Музее (гл. Обр. История оперного иск-ва). Имеются коллекция муз. Инструментов Нем. Музея и Гор. Коллекция муз. Инструментов.Литература. Rudhart F. M., Geschichte der Oper am Hofe zu Mьnchen, Freising, 1865. Grandeur F., Chronik des Kцniglichen Hot- und Nationaltheaters in Mьnchen, Mьnch., 1878.

Sandberger A., Beitrдge zur Geschichte der bayerischen Hofkapelle unter Orlando di Lasso, Bd 1-3, Lpz., 1894-1895. Hirzel Br., Gоsswing A., Ein Beitrag zur Geschichte der Hofkapellen in Mьnchen und Freising, Mьnch., 1909. Bьcken E., Mьnchen als Musikstadt, Lpz., 1923. Urрsprung О., Musikgeschichte Mьnchens, Mьnch., 1927. Его же, Mьnchens Musikalische Vergangenheit, Mьnch., 1927. Eichner W., Mьnchens Entwicklung als Musikstadt, Mьnch., 1951. Lepel F., Die italienische Opern und Opernauffьhrungen an Kurfьrstlichen Hofe zu Mьnchen (1654-1787), В., 1953. Zentner W., 60 Jahre Mьnchener Philharmoniker, Mьnch., 1953. Lutz J. M., Die Mьnchener Volkssдnger, Mьnch., 1956. Wagner H., 200 Jahre Mьnchner Teaterchronik 1750-1950, Mьnch., 1958.

Friess H., Festspiele der Oper zu Mьnchen, Mьnch., 1962. Friess H., Goldschmit R., Nationaltheater Mьnchen, Mьneh., 1963.Л. Г. Гинзбург.

Значения в других словарях
Мюзет

(франц. Musette, осн. Значение - волынка, от старофранц. Muse - дудка). 1) Род волынки со складчатым мехом (поддувалом), двумя мелодич. Трубками и патрубком для перестройки инструмента. В 17-18 вв. М. Был широко распространён во Франции, где применялся даже в оперном оркестре (произв. Ж. Б. Люлли).2) Мюзет де пуату, гобой де пуату, - гобой с воздушной капсулой и 8-9 игровыми отверстиями (7-8 на лицевой и одно на тыльной стороне). В 18 в. Во Франции существовали 3 разновидности этого инструмента...

Мюллер В.

(Muller) Венцель (26 IX 1759, Трнава, Моравия - 3 VIII 1835, Баден, близ Вены) - австр. Композитор и театр. Капельмейстер. Ученик К. Диттерсдорфа. С 1783 капельмейстер т-ра в Брно, в 1786-1807 и с 1813 - Леопольдштадт-театра в Вене. В 1808-13 дирижёр Пражской оперы. Автор мн. Симфоний, увертюр, месс, вок. Соч., М. Приобрёл популярность своими муз.-сценич. Произв. - волшебными операми, зингшпилями, бурлесками (более 200), написанными в нар. Духе, изобретательными по сюжету, несложными по фактуре...

Мюнцер Л.

(Munzer) Леопольд (8 III 1901, Львов - расстрелян нем. Фашистами в июле 1943, там же) - польский пианист и педагог. Игре на фп. Учился у Е. Лялевича в консерватории Галицийского муз. Об-ва (до 1918) во Львове, с 1919 совершенствовался у Э. Штёйермана (фп.) в Академии музыки и сценич. Иск-в в Вене, где занимался также композицией под рук. X. Эйслера. На формирование исполнит. Стиля М. Оказал влияние Э. Зауэр. Дебютировал в 1920 в Вене. Получил известность как интерпретатор соч. Ф. Шопена (почётны..

Мюнш Ш.

Mюнх (Munch) Шарль (26 IX 1891, Страсбург - 6 XI 1968, Ричмонд, Виргиния, США) - франц. Дирижёр и скрипач. Учился игре на скрипке в Страсбургской консерватории (у Ната), в Париже (у Л. Капе) и в Берлине (у К. Флеша). После демобилизации из армии (1918) был помощником концертмейстера Страсбургского гор. Оркестра (1919), преподавал в местной консерватории (класс скрипки). В 1923, выдержав конкурс, стал концертмейстером оркестра Гевандхауза (Лейпциг), где работал под рук. В. Фуртвенглера и Б. Вальт..

Дополнительный поиск Мюнхен Мюнхен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мюнхен" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мюнхен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа