Невмы

175

(позднелат., ед. Число neuma, от греч. Pneyuma - дыхание). 1) Знаки нотного письма, применявшиеся в Европе в средние века, преим. В католич. Пении (см. Григорианское пение). Н. Помещались над словесным текстом и лишь напоминали певцу о направлении движения мелодии в известных ему песнопениях. Знаки невменной нотации во многом были заимствованы от др.-греч. Обозначений речевых акцентов - повышений и понижений интонаций речи, обусловливающих её выразительность. В Н. Нашли претворение и знаки хейрономии - управления хором с помощью условных движений рук и пальцев. Системы Н. Существовали во мн. Древних культурах (Египет, Индия, Палестина, Персия, Сирия и др.). Развитая система невменного письма сложилась в Византии. Католич. Н. Имеют визант.

Происхождение. Системы нотации, сходные по своему принципу с невменным письмом, имелись в Болгарии, Сербии, Армении (см. Хазы), России (кондакарная нотация, крюковое или знаменное письмо см. Кондакарное пение, Крюки). В Зап. Европе различались многочисл. Местные разновидности связанного с католич. Литургией невменного письма. Беневетская (центром к-рой был г. Беневенто в Южной Италии), среднеитальянская, северо-французская, аквитанская, англо-норманнская, немецкая или санкт-галленская (центром к-рой был г. Санкт-Галлен в Швейцарии) и др. Они существенно отличались начертаниями невменных знаков, преимущественным использованием тех или иных из их числа. Широко разработанная система Н. Служила для записи мелодически развитых частей католич.

Церк. Службы. Здесь существовали Н., обозначавшие отд. Звуки или группы звуков, приходящихся на один слог текста (лат. Virga и punctum), ходы голоса вверх (лат. Pes или podatus) и вниз (лат. Flexa или clinis) и т. Д. Применялись также производные Н., представлявшие комбинации основных. Нек-рые разновидности Н. Служили для обозначения способов исполнения и мелодич. Украшений.Древнейший дошедший до нас памятник католич. Невменного письма относится к 9 в. (хранящийся в Мюнхене "Кодекс 9543", записанный между 817 и 834).Возникновение невменного письма отвечало требованиям муз. Практики. Применение тех же текстов с разл. Музыкой требовало, чтобы певец мог быстро вспомнить, какой именно напев он должен исполнять, и невменная запись помогала ему в этом.

По сравнению с буквенной нотацией невменное письмо имело важное преимущество - мелодич. Линия изображалась в нём очень наглядно. Однако оно обладало и серьёзными недостатками - поскольку точная высота звуков не фиксировалась, возникали трудности в расшифровке записей напевов, и певцы вынуждены были заучивать все песнопения наизусть. Поэтому уже в 9 в. Многие муз. Деятели выражали неудовлетворённость этой системой. Предпринимались попытки усовершенствовать невменное письмо. Начиная примерно с 9 в. На Западе к Н. Стали добавлять буквы, уточнявшие высоту звуков или интервалы между ними. Одна из таких систем была введена монахом Германом Хромым (Hermannus Contractus - 11 в.). Она предусматривала точное обозначение каждого интервала мелодии.

К Н. Добавлялись начальные буквы слов, обозначавших ход на определённый интервал. Е - equisonus (унисон), s - semitonium (полутон), t - tonus (тон), ts - tonus cum semitonio (малая терция), tt -ditonus (большая терция), d - diatessaron (кварта), D - diapente (квинта), D s - diapente cum semitonio (малая секста), D t - diapente cum tono (большая секста).С введением линий над текстом для размещения на них невм произошла существ. Перестройка этой системы. Впервые нотная линия была применена в кон. 10 в. В монастыре Корби (хронологич. Запись 986). Первоначально её звуковысотное значение не было постоянным. Позднее за ней закрепилась высота звука f малой октавы. Следом за первой линией была введена вторая - с1. Линия f прочерчивалась красным цветом, а линия с1 - жёлтым.

Усовершенствовал эту нотацию муз. Теоретик, монах Гвидо д'Ареццо (итал. Guido d'Arezzo). Он применил четыре линии в терцовом соотношении. Высота каждой из них определялась расцветкой или ключевым знаком в виде буквенного обозначения. Четвёртая линия помещалась Гвидо д'Ареццо, смотря по необходимости, сверху или снизу:H. Стали размещать на линиях и между ними. Т. О. Была преодолена неопределенность звуковысотного значения невменных знаков. После введения нотных линии видоизменились и сами Н. - на основе в первую очередь франко-норманской системы Н. Возникло и стало быстро развиваться т. Н. Квадратное нотописание (nota quadrata). За этой системой закрепилось название хоральной нотации, она отличалась от невменного линейного письма только начертанием нотных знаков.

Существовали две осн. Разновидности хоральной нотации - римская и немецкая. Не вполне выясненным остается вопрос о ритме в григорианском церк. Пении периода невменной нотации. Существуют две точки зрения. Согласно первой ритм напевов определялся речевыми акцентами и был в основном равномерным. Согласно второй - ритмич. Дифференциация все же существовала и обозначалась нек-рыми H. И дополнит. Буквами.2) Юбиляции - мелизматич. Украшения в григорианском пении, исполнявшиеся на один слог или гласную букву, преим. В конце антифона, аллилуйя и пр. Поскольку эти вокальные фиоритуры исполнялись обычно на одном дыхании, они назывались также пневмами (от лат. Pneuma - дыхание).3) В ср. Века также отдельный звук, распетый одним пли неск.

Звуками слог напева, порой и целый напев.Литература. Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M. - Л., 1941. Fleischer О, Neumenstudien, Bd 1-2, Lpz., 1895-97, Bd 3, В, 1904, Wagner P. J., Einfьhrung in die Gregorianischen Melodien, Bd 2 - Neumenkunde, Lpz., 1905, 1912, Hildesheim - Wiesbaden, 1962. Wolf J., Handbuch der Notationskunde, Bd 1, Lpz., 1913. Его же, Die Tonschriften, Breslau, 1924. Agustioni L, Notation neumatique et interprйtation, "Revue Grйgorienne", 1951, n 30. Huglo M., Les noms des neumes et leur origine, "Etudes Grйgoriennes", 1954, No 1. Jammers E., Die materiellen und geistigen Voraussetzungen fьr die Entstehung der Neumenschrift, "Deutsche Vierteljahrschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", 1958, Jahrg.

32, H. 4, его же, Studien zu Neumenschnften, Neumenhandschriften und neumierter Musik, в сб Bibliothek und Wissenschaft, Bd 2, 1965. Cardine E., Neumes et rythme, "Etudes grйgoriennes", 1959, No 3. Kunz L., Antike Elemente in der frьhmittelalterischen Neumenschrift, "Kirchenmusikalisches Jahrbuch", 1962, (Jahrg. 46). Floros С., Universale Neumenkunde, Bd 1-3, Kassel, 1970. Apel W., Die Notation der polyphonen Musik 900-1600, Lpz., 1970.В. А. Вахромеев..

Значения в других словарях
Неверов Я. М.

Януарий Михайлович (18 (30) VIII 1810, с. Верякуши Нижегородской губ. - 24 V (5 VI) 1893, Петербург) - рус. Муз. Критик и муз.-обществ. Деятель. В 1832 окончил философский ф-т Моск. Ун-та. В 1837-1839 занимался в Берлине у К. Ф. Рунгенхагена и О. Николаи (теория композиции), посещал Ф. Мендельсона. С 1846 директор училищ Черниговской, Ставропольской губерний, с 1861 - Лазаревского ин-та вост. Языков в Москве, в 1868-79 попечитель Кавказского уч. Округа, с 1879 чл. Совета Мин-ва нар. Просвещения...

Невитов М. И.

Михаил Иванович (28 XII 1886 (9 I 1887), Вольск, ныне Саратовской обл. - 3 VIII 1969, Новосибирск) - сов. Композитор и педагог. Музыкально-обществ. Деятель. В 1909 окончил муз. Уч-ще РМО по классу композиции у Д. М. Кучеренко в Ярославле. В 1909-12 брал уроки композиции у Р. М. Глиэра в Москве, пользовался советами С. И. Танеева. В 1913 окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та. Работал секретарём летних регентских курсов в Ярославле (где также преподавал, 1910-12) и Моск. Симф. Капеллы (1910 - 1913), был..

Невский П. Е.

Петр Емельянович (наст. Фам. И имя Емельянов Петр Елисеевич) (ок. 1848, Петербург - март 1916, Москва) - русский виртуоз-гармонист, песенник и куплетист. Сын сапожника и сам мастеровой, Н. С 12 лет играл по слуху на гармониках рус. Строя. Подростком был отдан на обучение в известную эстр. Труппу Д. И. Юрова, в к-рой проработал неск. Лет. Выступать самостоятельно начал с 1872. Играл на хроматич. Гармони собственной конструкции (т. Н. Невская черепашка). В его репертуаре были рус. Нар. Песни, пере..

Невядомский С.

(Niewiadomski) Станислав (4 XI 1859, Сопошин, близ Львова - 15 VIII 1936, Львов) - польск. Композитор, пианист, педагог и муз. Критик. Учился у К. Микули во Львове (фп.), Ф. Кренна (композиция, 1882-85) в Венской консерватории, брал уроки у И. Падеревского в Вене (фп., 1885), С. Ядассона в Лейпциге (муз.-теоретич. Предметы, 1887). Преподавал игру на фп. И муз.-теоретич. Предметы в разл. Муз.-уч. Заведениях, в т.ч. В консерватории во Львове (1887-1914) и её филиале - муз. Школе для польск. Эмигра..

Дополнительный поиск Невмы Невмы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Невмы" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Невмы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 5 символа