Немецкая государственная опера

114

(Die Deutsche Staatsoper) - ведущий муз. Т-р ГДР, один из старейших в Германии (до 1918 - Королевская опера). Открыт 7 дек. 1742 в Берлине пост. Оперы "Клеопатра и Цезарь" К. Г. Грауна, основателя и первого руководителя т-ра (до 1759 большинство его опер было впервые поставлено на сцене этого т-ра). Здание построено в 1742 архитектором Г. В. Кнобельсдорфом (в 1788 реконструировано, и т-р вновь открылся оперой "Андромеда" Рейхардта, к-рый возглавлял т-р в 1775-94). В первые десятилетия существования на сцене т-ра шли в основном оперы итал. Композиторов, пели гл. Обр. Итал. Певцы. В 70-х гг. Выступала выдающаяся нем. Певица Г. Мара. С кон. 18 в. Наряду с итальянскими и французскими ставятся произв. Нем. Композиторов, в т. Ч. В. А. Моцарта - "Свадьба Фигаро" (1790), "Дон Жуан" (1790), "Так поступают все" (1792), "Волшебная флейта" (1794).

Значит. Событием в нач. 19 в. Были пост. Опер Г. Спонтини ("Весталка", 1811. "Фернанд Кортес или Завоевание Мексики", 1814) и Л. Бетховена ("Фиделио", 1815). В 1820-42 гл. Дирижёром т-ра был Спонтини, ведущей солисткой - А. Мильдер-Хауптман. В репертуаре - оперы Дж. Россини, К. М. Вебера, Г. Маршнера, Л. Керубини, позже В. Беллини ("Пуритане", "Норма", "Сомнамбула") и Г. Доницетти ("Любовный напиток", "Лукреция Борджа"). В 1842 пост. "Гугеноты" Мейербера, в 1844 - "Летучий голландец" Вагнера (под упр. Автора). Художеств. Руководителем т-ра в 1842-50 был Дж. Мейербер, среди певцов - В. Шрёдер-Девриент, Е. Линд, П. Виардо-Гарсиа, Й. А. Тихачек и др. Со 2-й пол. 1850-х гг. Широко ставятся оперы Дж. Верди ("Трубадур", 1857. "Эрнани", 1859. "Травиата", 1860. "Бал-маскарад", 1861), утверждаются произв.

Р. Вагнера ("Тангейзер", 1856. "Лоэнгрин", 1859. "Мейстерзингеры", 1870. "Тристан и Изольда", 1876. В течение 1884-88 была пост. Тетралогия "Кольцо нибелунга"). В т-ре выступали певцы - А. Патти, П. Лукка, Д. Arтo, А. Ниман, Л. Леман, В. Фоггенхубер.В кон. 19 - нач. 20 вв. Т-р ставит произв. Итал. Композиторов - "Отелло" (1890), "Паяцы" (1892), "Фальстаф" (1893), "Богема" (1897), "Мадам Баттерфляй" (1907). "Воскресение" Альфано (1909). С успехом идут оперы Р. Штрауса - "Саломея" (1906), "Электра" (1909), "Кавалер роз" (1911), "Ариадна на Наксосе" (1913). В 1914 впервые в Берлине был пост. "Парсифаль" Вагнера. Спектаклями руководили дирижёры - Ф. Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус. С 1919 Н. Г. О. Возглавлял комп. М. Шиллингс, в 1925-35 гл. Дирижёром был Э. Клейбер, к-рый значительно расширил репертуар.

Впервые на сцене т-ра появились произв. Рус. Классики - "Царская невеста", "Золотой петушок", "Снегурочка" (все в 1923), "Борис Годунов" (1926). Событием в истории немецкого музыкального т-ра явилась постановка оперы "Воццек" Берга (1925). В театре выступали певцы-М. Мюллер, Г. Шлуснус, X. Розвенге, Т. Патьера, М. Арндт-Обер, М. Чеботари, X. Шеппан, Т. Лемниц, М. Клозе, М. Лоренц, Я. Прохазка, П. Андерс, Э. Бергер, В. Домграф-Фасбендер, работали дирижёры - В. Фуртвенглер, К. Краус, Г. Караян.Годы фашистского режима (1933-45) пагубно отразились на деятельности т-ра. Мн. Исполнители вынуждены были покинуть Германию. Во время 2-й мировой войны 1939-45 здание т-ра было частично разрушено, и в 1945-55 спектакли давались в помещении "Адмиралпаласт" (здесь в 1951 состоялась премьера оперы "Осуждение Лукулла" Дессау).

В 1955 Н. Г. О. Открылась в восстановленном здании (арх. Р. Паулинк) оперой Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры". Среди значит. Пост. 50-60-х гг. - "Водоворот" Сухоня, "Ревизор" Эгка, "Обручение в монастыре" Прокофьева, "Лоэнгрин", "Хованщина". "Макбет" Верди, "Махагони" Вейля, "Дон Паскуале" Доницетти. В т-ре пели - И. Германн, Р. Кэлингер, Э. Витте. Гл. Дирижёр в 1955-62 - Ф. Конвичный.Развивая лучшие традиции нем. Оперной классики, Н. Г. О. Пропагандирует оперные произв. Композиторов разных стран. В числе крупных художеств. Достижений кон. 60-х-70-е гг.- пост. Опер "Ланцелот" Дессау (1969), "Юлий Цезарь" Генделя (1970), "Женщина без тени" Р. Штрауса (1971), "Воццек" (1971), "Борис Годунов" (1972), "Отелло" (1972), "Катерина Измайлова" (1973), "Кавалер роз" (1973), "Кольцо нибелунга" (1973), "Дон Паскуале" (1974).

"Эйнштейн" Дессау (1974). Среди солистов - Т. Адам, П. Шрайер, Л. Дворжакова, А. Томова-Синтова, А. Бурмайстер, Р. Зюсс, 3. Фогель, К. Рем, И. Шпрингер, Г. Шретер, М. Рицман, Р. Хофф, Э. Бюхнер, Б. Ридель. Гл. Дирижёр с 1964 - О. Суитнер. Спектаклями дирижируют также В. Реннерт, X. Фрикке, X. Кох, А. Апельт.Литература. Schneider L., Geschichte der Oper und des Kцniglichen Opernhauses in Berlin, В., 1852. Brachvogel А. Е., Geschichte des Kцniglichen Theaters zu Berlin, Bd 1-2, В., 1877-78. Weddingen O., Geschichte der Berliner Theater, В., 1899. Kapp J., Die Staatsoper Berlin 1919 bis 1925, Stuttg. - В., (1925). Его же, Geschichte der Staatsoper Berlin, В., (1937). Fetting H., Die Deutsche Staatsoper, (В., 1960). Deutsche Staatsoper Berlin. (1955-1960), (В., 1961).В.

В. Тимохин..

Значения в других словарях
Нельсон Р.

(Nelson) Рудольф (8 IV 1878, Берлин - 5 II 1960, Зап. Берлин) - нем. Композитор. Работал в качестве аккомпаниатора в берлинском лит. Кабаре "Роланд Берлинский". В 1907-14 директор кабаре "Чёрный кот". В 1933 эмигрировал в Нидерланды, где позднее был заключён в концентрационный лагерь. С 1946 - в Зап. Берлине. Рук. Т-ра муз. Эстрады "Нельсон-ревю", в к-ром выступали М. Дитрих, Ж. Бекер, Г. Грюндгенс. В соавторстве с Ф. Холлендером и М. Миффером создал мн. Злободневных и политически актуальных спе..

Немая клавиатура

(нем. Stummes Klavier) - аппарат для беззвучной тренировки пальцев пианиста. Представляет собой фп. Клавиатуру без звуковоспроизводящего механизма. Объём клавиатуры от 2,5 октав и более. Возврат клавиши в исходное положение происходит за счёт сопротивления пружины, упирающейся на удлинённый её конец. Н. К. Изобретена А. К. Верджилем (США, патент в 1892). Получила широкое распространение в связи с бурным развитием виртуозного исполнительского стиля. Применялась пианистами для поддержания двигател..

Немецкая музыка

Корни Н. М. Уходят в глубокую древность. Данные археологич. Исследований свидетельствуют о существовании у др.-герм. Племён различного рода дух. Инструментов (луров), изготовление к-рых относится к бронзовому веку. Лит. И историч. Памятники более позднего времени говорят о высоко развитой культуре нар. Песни - эпической (прежде всего героической), обрядовой, трудовой, лирической. Характеристика муз. Особенностей нем. Нар. Песни затруднена разнообразием её местных диалектов, в т. Ч. Пограничных, ..

Немешшаньи Ш. Ф.

(Nemessanyi) Шамуэль Феликс (1837, Липтовски Микулаш, ныне Чехословакия - 5 III 1881, Будапешт) - венг. Мастер смычковых инструментов. Ученик Я. Б. Швейцера и К. Цаха. Работал гл. Обр. По моделям Дж. П. Маджини, А. Страдивари и Дж. Гварнери дель Джезу (по образцам последнего Н. Создал скрипки, выполненные наиболее художественно). На этикетке к инструменту всегда указывал, чья модель положена в его основу. Один из выдающихся мастеров 2-й пол. 19 в., Н. Не стремился к точному воспроизведению внешн..

Дополнительный поиск Немецкая государственная опера Немецкая государственная опера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Немецкая государственная опера" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Немецкая государственная опера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 30 символа