Новая венская школа

143

(нем. Neue Wiener Schule, Junge Wiener Schule), Вторая венская школа (нем. Zweite Wiener Schule), Венская атональная школа (нем. Wiener atonale Schule), Венская школа (нем. Wiener Schule) - творческое содружество А. Шёнберга и его венских учеников, в первую очередь А. Берга и А. Веберна, а также их муз. Наследие. Названия "Н. В. Ш." и "Вторая венская школа" исходят из кругов приверженцев Н. В. Ш. Они имеют целью показать, что Н. В. Ш. Представляет явление, по своей значимости сопоставимое со "старой венской школой", или "первой венской школой", т. Е. С венской классической школой, что Н. В. Ш. Преемственно связана с последней, обладая в то же время важным качеством новизны, современности. Шёнберг, Берг и Веберн неоднократно декларировали свою связь с традициями венской классич.

Школы. В действительности Н. В. Ш. Во многом противоположна венской классич. Школе. По своей внутр. Сущности она представляет собой типическое проявление модернизма в музыке. Для творч. Представителей Н. В. Ш. Характерны крайний субъективизм, преобладание образов разрушения над образами созидания, фактич. Отказ от принципов народности и национальности. Первоначальной общей основой Н. В. Ш. Был атонализм (см. Атональная музыка), к к-рому Шёнберг и Веберн в 1907-09 пришли первыми. В начале 20-х гг. Шёнберг на основе атонализма разработал метод двенадцатитоновой композиции, додекафонии, к-рый полностью приняли его ученики и последователи. В творчестве Веберна был сделан и следующий шаг на пути эволюции атональной музыки - к сериальности.

В ранних произведениях Шёнберга ещё сказывается связь с традициями позднего муз. Романтизма ("Просветлённая ночь", "Песни Гурре"), в творчестве Берга могут быть отмечены элементы сочувствия к угнетённым, социальной сатиры, стремление к правдивому воспроизведению речевых интонаций. Шёнберг, Берг и Веберн были активными пропагандистами собственных произведений и творч. Установок, авторами ряда книг и статей, в к-рых разъясняли и обосновывали свои позиции. Идеи Н. В. Ш., в первую очередь провозглашённые ею принципы атонализма и додекафонии, получили распространение в творчестве композиторов мн. Стран.Литература. Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964. Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970.

Fleischmann H. R., Die Jungwiener Schule, "NZfM", 1912, Jahrg. 79. Stefan P., Neue Musik in Wien, W., 1921. Leibowitz R., Schoenberg et son йcole, P., 1947. Wellesz E., Schцnberg und die Anfдnge der Wiener Schule, "ЦMZ", 1960, Jahrg. 15, No 5. Die Wiener Schule und ihre Bedeutung fьr die Musikentwicklung, "ЦMZ", 1961, Jahrg. 16, No 6-7. Strubel H., Die Wiener Schule, "Melos", 1963, Jahrg. 30, No 11. См. Также лит. При статьях Атональная музыка, Додекафония, Сериальность, Шёнберг А., Берг А., Веберн А..

Значения в других словарях
Новачек З.

(Novacek) Зденко (р. 16 VIII 1923, Пльзень) - чехосл. Музыковед. Окончил муз.-педагогич. Отделение Пражской консерватории (1947) и музыковедч. Отделение философского ф-та Карлова ун-та (1948). С 1949 науч. Сотрудник, в 1951-56 директор Ин-та музыковедения Словацкой академии наук в Братиславе. В 1961-62 зав. Симф. Редакцией Братиславского радио. В 1950-55 преподавал в Ун-те им. Я. А. Коменского (эстетика, история чехосл. И сов. Музыки), с 1962 директор консерватории в Братиславе. Выступает как му..

Новачек О. Ю.

(Novвcek) Оттокар Юджин (13 V 1866, Фехертемплом, Венгрия, ныне Бела-Црква, Югославия - 3 1 1900, Нью-Йорк) - венг. Скрипач и композитор. По национальности чех. Учился игре на скрипке у отца - Мартина Йожефа Н., затем у Я. Донта в Вене (1880-83), у Г. Шрадика и А. Д. Бродского в Лейпцигской консерватории (окончил в 1885, получив пр. Ф. Мендельсона). С 14 лет играл в оркестре Гевандхауз, позднее в квартете Бродского (2-я скрипка, затем альт). С 1891 жил в США. Был скрипачом Бостонского симф. Орке..

Новеллетта

(итал. Novelletta, букв. - небольшой рассказ, уменьшительное от novella - рассказ, новелла) - небольшая инструм. Пьеса повествоват. Характера. Назв. "Н." впервые применил Р. Шуман (8 Н. Для фп. Ор. 21, 1838). Хотя Шуман указывал на черты повествования в своих Н., само назв. "Н." он производил не от новеллы, а от фамилии знаменитой англ. Певицы Клары Новелло. Позднее Н. Создавали Н. Гаде (для фп. Трио, ор. 29), И. П. Э. Хартман (для фп., ор. 55, с текстами Г. X. Андерсена в качестве программ, и о..

Новелло В.

(Novello) Винсент (6 IX 1781, Лондон - 9 VIII 1861, Ницца) - англ. Издатель, композитор, дирижёр, органист. С 1793 пел в хоре мальчиков при посольстве Сардинии под рук. С. Веббе, к-рый издавал также муз. Произв. Для рим. Католич. Литургии и оказал влияние на формирование художеств. Вкусов Н. До 1849 работал в Лондоне. В 1797-1822 органист капеллы при португ. Посольстве. В 1811 основал муз.-издат. Фирму. С 1812 служил пианистом и дирижёром итал. Труппы А. Каталани. Был одним из организаторов (181..

Дополнительный поиск Новая венская школа Новая венская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новая венская школа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новая венская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 19 символа